30 августа 2023 г. |
Дело N А56-50133/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Денисова В.В. (доверенность от 29.12.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2023 по делу N А56-50133/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент", адрес: 143409, Московская обл., г. Красногорск, Успенская ул., д. 3, пом. I, оф. 307, ОГРН 1089847375034, ИНН 7811418017 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Советская ул., д. 12, ОГРН 1054700191391, ИНН 4704063710 (далее - Администрация), о признании незаконным решения от 04.04.2022 N А-2487 об отказе в выдаче разрешения на размещение антенно-мачтового сооружения связи на территории кадастрового квартала 47:01:10103006 согласно заявлению Общества от 04.03.2022 N ЛД-180, а также об обязании Администрации принять решение о размещении названного объекта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Северная ул., д. 10, ОГРН 1034700894689, ИНН 4704054056 (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2022 заявление удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2023 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация и Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просят отменить решение от 26.09.2022 и постановление от 25.02.2023, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Суды, по мнению подателей жалобы, не учли, что испрашиваемый Обществом участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Выборга располагается в территориальной зоне ТЖ-1-3 - зоне жилых домов (отдельно стоящих и (или) блокированных), с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры; Администрация и Комитет указывают, что возможность размещения антенно-мачтового сооружения на испрашиваемой территории не предусмотрена градостроительным регламентом.
Также Администрация и Комитет считают, что в случае признания оспариваемого решения незаконным суд должен был в соответствии с постановлением Администрации от 06.11.2019 N 4308 обязать Комитет совершить действия по размещению информации о предстоящем размещении объекта, а не выдать разрешение заявителю.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 14.03.2022 N ЛД-180 о размещении объекта - антенно-мачтового сооружения связи высотой 28 м на землях площадью 16 кв.м с координатами характерных точек границ земель согласно прилагаемой схеме границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории кадастрового квартала 47:01:10103006, в г. Выборг, Выборгского р-на Ленинградской обл., на срок 49 лет.
По результатам рассмотрения названного заявления было принято решение, оформленное письмом от 04.04.2022 N А-2487, об отказе в выдаче разрешения на размещение указанного объекта со ссылкой на то, что испрашиваемый участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Выборга располагается в территориальной зоне ТЖ-1-3 - зоне жилых домов (отдельно стоящих и (или) блокированных), с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры, градостроительным регламентом которой не предусмотрено размещение объектов, предназначенных для оказания услуг сотовой связи.
Общество, считая данный отказ незаконным и нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящем делу.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Общества обоснованными и удовлетворили заявление.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" под сооружением связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи. В свою очередь, средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями (пункт 28 той же статьи).
В силу пункта 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство для размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 м, предназначенных для размещения средств связи.
Таким образом, опора связи высотой до 50 метров, которая представляет собой антенно-мачтовое сооружение, предназначенное для размещения на нем оборудования для обеспечения сотовой связи, может размещаться на земельном участке в порядке, установленном главой V.6 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В Ленинградской области таким нормативным правовым актом является постановление Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 N 301, утвердившее Порядок и условия размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка объекты размещаются на землях или земельных участках на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о размещении объекта. Решение принимается на основании заявления о размещении объекта, подаваемого физическим, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 Порядка).
В пункте 9 Порядка определен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в размещении объекта, в частности, если размещение объекта не соответствует утвержденным документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории или землеустроительной документации (подпункт "ж"); планируемое размещение объекта не соответствует требованиям технических регламентов, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, экологическим и (или) иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации правилам, нормативам (подпункт "з").
Согласно пункту 10 Порядка в решении об отказе в размещении объекта должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 Порядка.
Оспариваемый Обществом отказ в выдаче разрешения на размещение сооружения связи мотивирован тем, что размещение объектов связи, предназначенных для оказания услуг сотовой связи, не предусмотрено градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны в качестве основных или условно-разрешенных видов разрешенного использования земельных участков.
Между тем согласно пункту 2 Примечания к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412, содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию антенно-мачтовых сооружений, если федеральным законом не установлено иное.
Таким образом, нахождение испрашиваемой территории в границах территориальной зоны жилых домов (отдельно стоящих и (или) блокированных), с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (ТЖ-1-3 ) не являлось препятствием для размещения на этой территории антенно-мачтового сооружения связи.
Поскольку иные обстоятельства в оспариваемом решении указаны не были и Администрация и Комитет вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказали наличие на момент рассмотрения заявления Общества обстоятельств, препятствующих выдаче разрешения, суды правомерно признали данное решение незаконным и удовлетворили заявление Общества.
В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества суды возложили на Администрацию обязанность выдать Обществу разрешение на использование испрашиваемого земельного участка для размещения сооружения связи.
Ссылка Администрации и Комитета на постановление Администрации от 06.11.2019 N 4308, которым утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся на территории муниципальных образований Выборгского района Ленинградской области, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Выборгского района Ленинградской области, подлежит отклонению, поскольку согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Порядком, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области, необходимость совершения уполномоченным органом каких-либо дополнительных действий не предусмотрена.
Учитывая изложенное, установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2023 по делу N А56-50133/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оспариваемый Обществом отказ в выдаче разрешения на размещение сооружения связи мотивирован тем, что размещение объектов связи, предназначенных для оказания услуг сотовой связи, не предусмотрено градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны в качестве основных или условно-разрешенных видов разрешенного использования земельных участков.
Между тем согласно пункту 2 Примечания к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412, содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию антенно-мачтовых сооружений, если федеральным законом не установлено иное.
...
Ссылка Администрации и Комитета на постановление Администрации от 06.11.2019 N 4308, которым утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся на территории муниципальных образований Выборгского района Ленинградской области, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Выборгского района Ленинградской области, подлежит отклонению, поскольку согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Порядком, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области, необходимость совершения уполномоченным органом каких-либо дополнительных действий не предусмотрена."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 августа 2023 г. N Ф07-8250/23 по делу N А56-50133/2022