12 сентября 2023 г. |
Дело N А56-107056/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе Александровой Е.Н., рассмотрев 12.09.2023 без вызова сторон и без проведения судебного заседания кассационную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2023 по делу N А56-107056/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, адрес: 123112, Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, ОГРН 1047702026701, ИНН 7710474375 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Кабельное телевидение "Доминанта", адрес: 192281, Санкт-Петербург, Купчинская ул., д. 21, к. 2, лит. А, оф. 15, ОГРН 1037835031750, ИНН 7805030593 (далее - ООО "КТВ "Доминанта", Общество) 60 626,46 руб. задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2008 года, 1-4 кварталы 2009 года, 1-4 кварталы 2010 года, 1 квартал 2011 года, 4 квартал 2012 года, 1-4 кварталы 2013 года, 1-4 кварталы 2014 года, 1-4 кварталы 2015 года, 1-4 кварталы 2016 года, 1-4 кварталы 2017 года, 1 квартал 2018 года, 1-3 кварталы 2019 года, 1 квартал 2022 года; 27 868,31 руб. пеней за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2008 года, 1-4 кварталы 2009 года, 1-4 кварталы 2010 года, 1 квартал 2011 года, 4 квартал 2012 года, 1-4 кварталы 2013 года, 1-4 кварталы 2014 года, 1-4 кварталы 2015 года, 1-4 кварталы 2016 года, 1-4 кварталы 2017 года, 1 квартал 2018 года, 1-3 кварталы 2019 года и 1 квартал 2022 года, по состоянию на 26.07.2022; пеней, начисленных на сумму долга в размере 60 626,46 руб., исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 27.06.2022 по дату фактической оплаты.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.01.2023 исковые требования удовлетворены частично, с Общества в пользу Министерства взыскано 427,20 руб. задолженности за 1 квартал 2022 года, 0,20 руб. пеней, начисленных на сумму основного долга за 1 квартал 2022 года по состоянию на 26.07.2022, а также пеней, начисленных на сумму долга в размере 427,20 руб., исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 27.07.2022 по дату фактической оплаты. В остальной части в иске отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2023 решение суда первой инстанции от 09.01.2023 отменено, с Общества в пользу Министерства взыскано 0,60 руб. задолженности за 3 квартал 2019 года и 1 квартал 2022 года, 0,05 руб. пеней за 3 квартал 2019 года за период с 31.10.2019 по 31.03.2022, а также пеней начисленных на сумму задолженности в размере 0,60 руб., исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 01.10.2022 по дату фактической оплаты. В остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильное применение ими норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, суды в нарушение пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по своему усмотрению, а не по заявлению стороны в споре, применили срок исковой давности. Суды неправомерно приобщили представленный с нарушением установленного в определении суда первой инстанции от 25.10.2022 срока отзыв ответчика. Судебные инстанции также ошибочно заключили, что трёхлетний срок исковой давности, предусмотренный статей 199 ГК РФ, истек в отношении заявленных требований на момент обращения истца в суд. Между тем, истец не мог узнать о наличии у Общества задолженности по уплате неналоговых платежей ранее 13.10.2021. Суды также неправомерно применили положения постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497).
Законность постановления апелляционного суда от 19.05.2023, принятого по настоящему делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество является оператором связи общего пользования и осуществляет свою деятельность на основании лицензии на оказание услуг связи.
В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) операторы сети связи общего пользования обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
На основании представленных Обществом сведений о доходах за 4 квартал 2008 года, 1-4 кварталы 2009 года, 1-4 кварталы 2010 года, 1 квартал 2011 года, 4 квартал 2012 года, 1-4 кварталы 2013 года, 1-4 кварталы 2014 года, 1-4 кварталы 2015 года, 1-4 кварталы 2016 года, 1-4 кварталы 2017 года, 1 квартал 2018 года, 1-3 кварталы 2019 года, 1 квартал 2022 года Министерство установило наличие у ответчика задолженности по обязательным платежам в сумме 60 626,46 руб.
Министерство направило Обществу уведомление от 03.06.2022 N П14-1-09-200-30138 о необходимости погашении задолженности.
Поскольку Общество не произвело отчисления в резерв универсального обслуживания и оплату пени, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования частично, взыскав задолженность в сумме 427,20 руб. за 1 квартал 2022 года, пени 0,20 руб. по состоянию на 26.07.2022, а также пени, начисленные на сумму долга в размере 427,20 руб., исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 27.07.2022 по дату фактической оплаты, отказав в остальной части иска, поскольку в отношении уплаты обязательных отчислений (неналоговых платежей) за 4 квартал 2008 года, 1-4 кварталы 2009 года, 1 -4 кварталы 2010 года, 1 квартал 2011 года, 4 квартал 2012 года, 1-4 кварталы 2013 года, 1-4 кварталы 2014 года, 1-4 кварталы 2015 года, 1-4 кварталы 2016 года, 1-4 кварталы 2017 года, 1 квартал 2018 года, 1-3 кварталы 2019 года трехлетний срок исковой давности истек, кроме того с 01.04.2022 в отношении ответчика как организации, подпадающей под условия моратория, прекращается начисление неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, отменил решение суда первой инстанции и взыскал с Общества в пользу Министерства 0,60 руб. задолженности за 3 квартал 2019 года и 1 квартал 2022 года, 0,05 руб. пеней за 3 квартал 2019 года за период с 31.10.2019 по 31.03.2022, а также пени, начисленные на сумму задолженности в размере 0,60 руб., исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 01.10.2022 по дату фактической оплаты.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В пункте 1 статьи 60 Закона N 126-ФЗ предусмотрено, что источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.
Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций" Федеральное агентство связи упразднено, а Министерству переданы его функции.
Материалами дела подтверждается наличие у Общества непогашенной задолженности в размере 60 626,46 руб. по уплате обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2008 года, 1-4 кварталы 2009 года, 1-4 кварталы 2010 года, 1 квартал 2011 года, 4 квартал 2012 года, 1-4 кварталы 2013 года, 1-4 кварталы 2014 года, 1-4 кварталы 2015 года, 1-4 кварталы 2016 года, 1-4 кварталы 2017 года, 1 квартал 2018 года, 1-3 кварталы 2019 года, 1 квартал 2022 года.
Вместе с тем Общество в отзыве на исковое заявление, представленном в суд первой инстанции, заявило о пропуске Министерством срока исковой давности в отношении сумм, начисленных за указанные периоды.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.
Как следует из положений статьи 60 Закона N 126-ФЗ, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания являются неналоговым платежом, в связи с чем положения Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе и в части срока давности на обращение в суд с требованием о взыскании указанной платы, не подлежат применению.
Законом N 126-ФЗ также не установлены какие-либо особенности в части сроков на обращение в суд с требованием о взыскании обязательных платежей в резерв универсального обслуживания.
Учитывая изложенное, к правоотношениям по взысканию обязательных отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания применяется предусмотренный статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности, который составляет три года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В силу пункта 5 статьи 60 Закона N 126-ФЗ операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
Таким образом, срок исполнения обязательства по осуществлению обязательных отчислений определен законом, а срок исковой давности, вопреки доводам Министерства, начинает течь с момента окончания срока исполнения обязательства.
С учетом изложенного апелляционный суд обоснованно заключил, что срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности и пеней за 4 квартал 2008 года, 1-4 кварталы 2009 года, 1-4 кварталы 2010 года, 1 квартал 2011 года, 4 квартал 2012 года, 1-4 кварталы 2013 года, 1-4 кварталы 2014 года, 1-4 кварталы 2015 года, 1-4 кварталы 2016 года, 1-4 кварталы 2017 года, 1 квартал 2018 года, 1-2 кварталы 2019 года истек. Министерство, в свою очередь, обратилось в суд с исковым заявлением только 24.10.2022, то есть за пределами трехлетнего срока исковой давности.
Апелляционный суд обоснованно отметил, что заявление ответчика о применении исковой давности поступило в суд первой инстанции до вынесения судом решения (до 26.12.2022), в связи с чем суд первой инстанции правомерно рассмотрел дело с учетом заявления ответчика о пропуске срока исковой давности.
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Ссылки подателя жалобы на начало течения срока исковой давности с 13.10.2021 подлежат отклонению с учетом пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43), согласно которому по смыслу статьи 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления. В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Доказательств прерывания течения срока исковой давности по заявленному требованию (с учетом положений пункта 21 Постановления N 43) материалы дела не содержат.
Вместе с тем апелляционный суд установил, что в отношении задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 3 квартал 2019 года срок исковой давности не пропущен (до 30.10.2022), при этом сумма оплаты в резерв универсального обслуживания за 3 квартал 2019 года составила 0,40 руб. За 1 квартал 2022 года срок исковой давности также не пропущен, задолженность за 1 квартал 2022 года составила 427,20 руб. из которых Общество на момент подачи искового заявления уплатило 427 руб.
Таким образом, задолженность Общества по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 3 квартал 2019 года составила 0,40 руб., за 1 квартал 2022 года - 0,20 руб., а в общей сумме 0,60 руб.
В силу пункта 9 статьи 68 Закона N 126-ФЗ в случае несвоевременной или неполной уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания такой оператор сети связи общего пользования уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания начиная со дня, следующего за установленным днем осуществления отчислений, по день уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей на день начисления пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В случае если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) (пункт 6 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
Установив несвоевременное исполнение Обществом обязательств по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, апелляционный суд пришел к выводу о необходимости взыскания пеней в размере 0,05 руб., начисленных на сумму задолженности за 3 квартал 2019 году (0,40 руб.) за период с 31.10.2019 по 31.03.2022, а также взыскания пеней, начисленных на сумму долга в размере 0,60 руб. (за 3 квартал 2019 года и 1 квартал 2022 года), исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 01.10.2022 по дату фактической оплаты, поскольку с 01.04.2022 Постановлением N 497 на территории Российской Федерации введен мораторий.
Пени по задолженности за 1 квартал 2022 года Министерство не рассчитывало ввиду незначительной суммы задолженности и невозможностью рассчитать пени арифметически.
В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
С учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9.1, абзацем десятым пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ, на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ).
При этом правила о моратории, установленные Постановлением N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Таким образом, исходя из приведенного правового регулирования, в период действия моратория (с 01.04.2022 по 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
Суд округа отмечает, что положения о введении моратория судам следует применять в силу закона, независимо от заявления ответчика о его применении.
На основании изложенного следует признать, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права к установленным обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для пересмотра обжалуемых судебного акта не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2023 по делу N А56-107056/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - без удовлетворения.
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9.1, абзацем десятым пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ, на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 сентября 2023 г. N Ф07-11832/23 по делу N А56-107056/2022