14 сентября 2023 г. |
Дело N А56-105134/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Лущаева С.В.,
рассмотрев 14.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому флоту) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 по делу N А56-105134/2022,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение культуры и искусства "Военно-морской музей Северного флота" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 183017, г. Мурманск, ул. Александра Торцева, д. 15, ОГРН 1025100871707, ИНН 5190305328 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и исключения из пункта 4.1 акта выездной проверки Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому флоту) (далее - Управление), от 13.07.2022 N 61/29дсп выводов о причинении ущерба неположенными выплатами (переплатами) в сумме 137 770 руб. 90 коп., в том числе 7020 руб. 90 коп. переплаты компенсационного характера, 11 662 руб. 05 коп. переплаты стимулирующего характера и 119 087 руб. 96 коп. переплаты стимулирующего характера.
Решением суда первой инстанции от 23.01.2023 признан недействительным пункт 4.1 акта Управления от 13.07.2022 N 61/29дсп в части установления переплаты надбавки за выслугу лет сторожу Кузнецову А.Е. в размере 11 662 руб. 05 коп.; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 22.05.2023 решение от 23.01.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 23.01.2023 и постановление от 22.05.2023 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель жалобы настаивает на том, что акционерное общество "Славянка" (далее - АО "Славянка") учреждено Российской Федерацией, а Министерство обороны Российской Федерации осуществляет лишь права акционера этого общества согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" (далее - Указ N 1359). Более того, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), до ликвидации данного общества с 2021 году АО "Славянка" было коммерческой организацией, основным видом деятельности которого являлось управление недвижимым имуществом за вознаграждение и на договорной основе. Управление заявляет, что перечень видов деятельности, отраженный в Уставе общества, не подтверждает, что АО "Славянка" является организацией Министерства обороны Российской Федерации, а свидетельствует об оказании этим обществом, в том числе Вооруженным Силам Российской Федерации услуг на коммерческой основе путем заключения государственных контрактов. Данные обстоятельства, как полагает податель жалобы, вопреки мнению Учреждения, не подтверждают, что АО "Славянка" в период работы в нем Кузнецова А.Е. являлось организацией Министерства обороны Российской Федерации. Управление со ссылкой на пункт 151 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.06.2014 N 333, считает, что данное общество входило в категорию "специализированная сторонняя организация", взаимоотношения с которой осуществляются на договорной основе и по предварительному согласованию.
В кассационной жалобе Управление ходатайствовало о разбирательстве настоящего дела в закрытом судебном заседании. В обоснование ходатайства Управление указало, что при рассмотрении в Арбитражном суде Северо-Западного округа кассационной жалобы будут исследованы положения акта от 21.03.2023 N 61/13дсп, которые содержат сведения, раскрывающие результаты осуществления ведомственного финансового контроля войсковой части. Данные сведения, как заявило Управление, согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 17.01.2022 N 22 "Об утверждении Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны" относятся к сведениям, составляющим служебную тайну в области обороны.
Разрешая вопрос о наличии оснований для проведения разбирательства настоящего дела в закрытом судебном заседании, суд кассационной инстанции исходит из того, что в силу части 2 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
Между тем, как усматривается из материалов дела, в обоснование ходатайства о разбирательстве настоящего дела в закрытом судебном заседании Управление не представило какие-либо документы, подтверждающие необходимость сохранения охраняемой законом, в том числе служебной тайны в области обороны.
Предметом спора по настоящему делу является акт Управления от 13.07.2022 N 61/29дсп, а не акт от 21.03.2023 N 61/13дсп, на который податель жалобы ссылается в обоснование заявленного ходатайства.
В силу части 2 статьи 284 и части 3 статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке доказательств и приобщению к материалам дела новых и (или) дополнительных доказательств.
Доводы лиц, участвующих в деле, относительно фактических обстоятельств, на которые такие лица ранее не ссылались, которые не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и судами первой и апелляционной инстанций не устанавливались, не принимаются во внимание и не могут быть положены в основу постановления суда кассационной инстанции.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы Управления.
Как видно из материалов дела, в период с 28.06.2022 по 13.07.2022 Управление провело в отношении Учреждения выездную проверку по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности, включая правильность начисления денежного довольствования военнослужащим, заработной платы гражданскому персоналу и дополнительного материального стимулирования, за период с 01.01.2020 по 31.05.2022. Результаты контрольных мероприятий Управление зафиксировало в акте от 13.07.2022 N 61/29дсп.
В ходе проверки Управление выявило и отразило в пункте 4.1 акта наличие 11 662 руб. 05 коп. переплаты стимулирующего характера в виде полученной сторожем Кузнецовым А.Е. процентной надбавки к должностному окладу за выслугу лет за период его работы в АО "Славянка", филиал "Североморский".
На указанный акт Учреждением направлены возражения от 18.07.2022. В возражениях Учреждение заявило, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583" утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 2 к этому приказу), в котором предусмотрено, что в выслугу лет, за которую выплачивается процентная надбавка, включается все время работы в организациях Министерства обороны Российской Федерации. Таким образом, период работы сотрудника с 23.04.2014 по 30.10.2015 обоснованно засчитан при подсчете выслуги лет, на момент трудоустройства в музей 01.07.2016 сотрудник имел необходимый стаж работы свыше 15 лет, что давало право на начисление 40% надбавки за выслугу лет.
По результатам комиссионного рассмотрения возражений Управлением 26.08.2022 составлен протокол, согласно которому поданные возражения в части спорного нарушения признаны не подлежащими удовлетворению. Управление сослалось на нарушение Учреждением пунктов 27 - 30 раздела III приложения N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - Приказ N 545). При этом Управление отметило, что до ликвидации в 2021 году АО "Славянка" (ОГРН 1097746264219) согласно сведениям ЕГРЮЛ было коммерческой организацией, основным видом деятельности которого было управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе. По мнению Управления, АО "Славянка" не являлось в период работы в нем сотрудника организацией Министерства обороны Российской Федерации.
Учреждение, не согласившись с выводами Управления, изложенными в пункте 4.1 акта, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования в оспоренной части, отклонив доводы Управления о том, что АО "Славянка" не обладает формой организации, поименованной в пункте 27 приложения N 2 Приказа N 545. Суды приняли во внимание, что единственным учредителем АО "Славянка" выступала Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, данное общество являлось открытым акционерным обществом (далее - ОАО), созданными в соответствии с Указом N 1359, его устав является типовым, утвержденным Министерством обороны Российской Федерации, на основании заключенных между Министерством обороны Российской Федерации и АО "Славянка" государственных контрактов общество оказывало услуги по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда, коммунальных объектов и инженерных сетей военных городков Министерства обороны Российской Федерации.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
С 1 октября 2019 года система оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации установлена Приказом N 545, утвердившим размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 приложения N 2 ("Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации") к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Согласно пункту 26 приложения N 2 к Приказу N 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливается процентная надбавка за выслугу лет к должностным окладам, ставкам заработной платы (тарифным ставкам) в следующих размерах: свыше 1 года - 5 процентов, свыше 2 лет - 10 процентов; свыше 3 лет - 15 процентов и т.д., максимальная надбавка составляет 40 процентов за выслугу свыше 15 лет.
В пункте 27 приложения N 2 к Приказу N 545 предусмотрено, что в выслугу лет, за которую выплачивается процентная надбавка, включается все время работы в воинских частях, организациях и федеральных государственных унитарных предприятиях Министерства обороны Российской Федерации независимо от причин увольнения и длительности перерывов в работе, за исключением случаев, указанных в пункте 33 настоящего приложения.
Суды оценили и отклонили довод Управления о том, что в силу своей организационно-правовой формы АО "Славянка" является коммерческой организацией, а не организацией Министерства обороны Российской Федерации, период работы в которой засчитывается в выслугу лет.
Как установлено судами, ОАО "Славянка" создано 30.04.2009 во исполнение Указа N 1359 и постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 875 "О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис". Определением Арбитражного суда города Москвы от 13.01.2015 по делу N А40-209505/2014 в отношении АО "Славянка" возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве). Решением от 17.06.2016 по названному делу АО "Славянка" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Определением суда от 11.11.2020 завершено конкурсное производство в отношении данного общества, а 10.02.2021 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Признавая неосновательной позицию Управления о том, что у Учреждения отсутствовали правовые основания для включения периода работы его сотрудника в АО "Славянка" в выслугу лет, дающую право на получение процентной надбавки к должностному окладу, суды обоснованно приняли во внимание следующее.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р был утвержден прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2008 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2008 - 2010 годы, согласно которому гостиничный комплекс "Славянка" Министерства обороны Российской Федерации, гостиничный комплекс "Лефортово" Министерства обороны Российской Федерации, гостиница Саратовской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Российской Федерации, гостиница "Софрино" Министерства обороны Российской Федерации, вошли в состав государственных унитарных предприятий оборонно-промышленного комплекса, планируемых к приватизации. Данные предприятие подлежали преобразованию в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности (с последующим внесением акций (части акций) в уставный капитал соответствующей интегрированной структуры на основании решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации).
Подпунктом "и" пункта 1 Указа N 1359 и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 875 предусмотрено преобразование федеральных государственных унитарных предприятий по перечню согласно приложению N 12 (гостиничные комплексы "Славянка", "Лефортово", гостиницы "Софрино" Саратовской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Российской Федерации) в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в федеральной собственности, и учреждение Российской Федерацией открытого акционерного общества "Славянка", 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности, с внесением в качестве вклада Российской Федерации в его уставный капитал находящихся в федеральной собственности 100 процентов акций минус одна акция каждого из открытых акционерных обществ, созданных путем преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, названных в Приложении N 12.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 875 Министерство обороны Российской Федерации осуществляет права акционера Российской Федерации в отношении акционерных обществ, указанных в пунктах 1 и 2 названного Постановления, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 875 Министерству обороны Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации поручено обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего Постановления, в том числе формирование до 1 мая 2009 года уставного капитала ОАО "Славянка".
На основании пункта 1.2 Устава учредителем АО "Славянка" является Российская Федерация, от имени которой полномочия акционера общества в установленном порядке осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 2 (подпункт "к") Указа N 1359 и пункта 4.2 Устава в качестве приоритетного направления деятельности ОАО "Славянка" осуществляет деятельность по предоставлению гостиничных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных.
В пункте 4.1 Устава отражено, что ОАО "Славянка" осуществляет контрольно-управленческие функции по организации производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, иных потребителей для удовлетворения их общественных потребностей, а также внедрения новых разработок и технологий в данной области и получения прибыли.
Для достижения уставных целей ОАО "Славянка" осуществляет, в том числе деятельность по организации размещения и обслуживания военнослужащих и членов их семей, лиц, уволенных с военной службы в запас и отставку.
При разрешении спора суды также обоснованно учли, что Устав ОАО "Славянка" является типовым, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации (приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации 2009 года), опубликован на официальном сайте Министерства обороны. На основании заключенных между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО "Славянка" (исполнитель) государственных контрактов исполнитель оказывал услуги по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда, коммунальных объектов и инженерных сетей военных городков Министерства обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно заключили, что ОАО "Славянка" в полной мере обладает формой организации Министерства обороны Российской Федерации, поименованной в Приказе N 545, поэтому период работы в этой организации обоснованно включен Учреждением Кузнецову А.Е. в выслугу лет, дающую право на получение процентной надбавки к должностному окладу.
Все доводы кассационной жалобы воспроизводят позицию Управления, которой оно придерживалось в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, выражают несогласие с выводами судов относительно установленных обстоятельств дела и произведенной оценкой имеющихся в деле доказательств. Несогласие Управления с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств о нарушении судами норм материального права и норм процессуального права не свидетельствует.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, сформулированы применительно к юридически значимым обстоятельствам дела, доводами кассационной жалобы не опровергаются. Несогласие Управления с исходом судебного разбирательства о допущенном нарушении не свидетельствует.
С учетом изложенного правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобе не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 по делу N А56-105134/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому флоту) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 875 Министерству обороны Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации поручено обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего Постановления, в том числе формирование до 1 мая 2009 года уставного капитала ОАО "Славянка".
...
Согласно пункту 2 (подпункт "к") Указа N 1359 и пункта 4.2 Устава в качестве приоритетного направления деятельности ОАО "Славянка" осуществляет деятельность по предоставлению гостиничных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2023 по делу N А56-105134/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому флоту) - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 сентября 2023 г. N Ф07-14044/23 по делу N А56-105134/2022