25 сентября 2023 г. |
Дело N А21-374/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Васильевой Е.С.,
рассмотрев 25.09.2023 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2023 по делу N А21-374/2023,
УСТАНОВИЛ:
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области, адрес: 236017, Калининград, ул. Энгельса, д. 54, ОГРН 1023900775580, ИНН 3904000514 (далее - Отделение), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Агроимпульс", адрес: 236038, Калининградская обл., Гурьевский р-н, пос. Невское, Старокаменная ул., д. 3А, ОГРН 1103925013521, ИНН 3917507478 (далее - Общество), 5000 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за ноябрь 2021.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Калининградской области в виде резолютивной части от 20.03.2023 (мотивированное решение изготовлено 07.04.2023) в удовлетворении заявления Отделению отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2023 решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.04.2023 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Отделение, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного им требования.
Отделение полагает, что выводы судов о наличии ошибки при сдаче отчетности не соответствуют фактическим обстоятельствам, так как в данном случае отчет был принят без ошибок. Также Отделение указывает, что выводы судов противоречат законодательству в части регулирования порядка и сроков представления сведений о застрахованных лицах. Суды ошибочно сослались на нормы Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 и частью 2 статьи 288.2 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что обратившись с настоящим заявлением в арбитражный суд, Отделение ссылалось на то, что сведения СЗВ-М исходная за ноябрь 2021 в отношении 10 застрахованных лиц Обществом были сданы 21.12.2021, то есть с нарушением установленного законом срока (при установленном сроке не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем).
В связи с выявленным нарушением Отделением был составлен акт от 12.01.2022 N 049S18220000183 и по результатам проверки правильности заполнения и своевременности представления сведений о застрахованных лицах вынесено решение от 07.02.2022 N 049S19220001600 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в сумме 5000 руб.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора Обществу было направлено требование от 28.02.2022 N 049S01220002313 о добровольной уплате задолженности в срок до 10.03.2022, которая в добровольном порядке Обществом не была уплачена.
Поскольку указанное требование Обществом не было исполнено, Отделение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Отделению в удовлетворении заявленных требований, поскольку установили, что Общество реализовало свое право на уточнение (исправление) сведений индивидуального персонифицированного учета, что исключает применение к нему финансовых санкций.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
В силу части 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83 п.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, предусмотренные статьей 11 Закона N 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2021 года (исходные) представлены Обществом в отношении 10 застрахованных лиц в установленный законом срок - 02 декабря 2021 с корректным отражением сведений в отношении застрахованных лиц. Вместе с тем представленные сведения содержали ошибку в проставлении месяца предоставляемого отчета (вместо корректного значения "11" указано "12").
В пунктах 37, 38 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" (далее - Инструкция), указано, что контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.
При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Аналогичное положение закреплено статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Как обоснованно указали суды, обязанность по направлению страхователю уведомления об устранении обнаруженных в представленных индивидуальных сведениях ошибок, была возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации.
Суды установили, что Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Калининградской области, получив от Общества форму СЗВ-М с ошибкой в указании месяца, за который предоставлен отчет, не уведомило об этом Общество, как того требуют вышеуказанные положения действующего законодательства, в связи с чем Общество было лишено возможности устранить ошибку в заполнении формы и предоставить корректные данные.
Вместо уведомления об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий, Отделение 16.12.2021 направило в адрес Общества извещение о непредставлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Только после получения указанного извещения Обществу стало известно о допущенной при заполнении формы ошибке и сразу после получения извещения Общество исправило выявленную ошибку и 21.12.2021 направило в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области корректные сведения о застрахованных лицах.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции, при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий, а также при выявлении недостоверности индивидуальных сведений, учтенных на индивидуальных лицевых счетах, по ликвидированному страхователю, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов, либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица и находящихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, принимает решение о дополнении (уточнении) индивидуального лицевого счета в части сведений о стаже застрахованного лица, и не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.
Согласно пункту 40 Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь также вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Принимая во внимание изложенное, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу, что не имеется оснований для применения к Обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Доводы Отделения о невозможности выявления ошибок в принятом в автоматическом режиме без ошибок отчете, не исключают право Общества на самостоятельное исправление ошибки в соответствии с абзацем 2 пункта 40 Инструкции.
Инструкция является подзаконным нормативным правовым актом и спорные положения подлежат применению с учетом предусмотренного Законом N 27-ФЗ права страхователя на исправление и дополнение сведений, поскольку цель законодателя побуждать страхователя к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Поскольку формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым, а любая санкция должна применяться с учетом принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания допущенному нарушению, а также исходя из презумпции невиновности, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении требования о взыскании с Общества финансовых санкций.
Приведенные в жалобе доводы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, и сводятся к оценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств дела.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, кассационная инстанция считает жалобу Отделения не подлежащей удовлетворению.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены решения и постановления, предусмотренные частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2023 по делу N А21-374/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области - без удовлетворения.
Судья |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Страхователь также вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Принимая во внимание изложенное, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу, что не имеется оснований для применения к Обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Доводы Отделения о невозможности выявления ошибок в принятом в автоматическом режиме без ошибок отчете, не исключают право Общества на самостоятельное исправление ошибки в соответствии с абзацем 2 пункта 40 Инструкции.
Инструкция является подзаконным нормативным правовым актом и спорные положения подлежат применению с учетом предусмотренного Законом N 27-ФЗ права страхователя на исправление и дополнение сведений, поскольку цель законодателя побуждать страхователя к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2023 г. N Ф07-13080/23 по делу N А21-374/2023