12 октября 2023 г. |
Дело N А56-107702/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
при участии от акционерного общества "Невский экологический оператор" Маркова Д.В. (доверенность от 22.12.2022 N 204), от товарищества собственников жилья "Одоевское" Ермолаева М.А. (доверенность от 01.02.2022 б/N), Соколова Е.Ю. (доверенность от 01.02.2022 б/N),
рассмотрев 10.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2023 по делу N А56-107702/2022,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Одоевское", адрес: 199155, Санкт-Петербург, ул. Одоевского, д. 28, ОГРН 1037800006100, ИНН 7801143109 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 N 1258223-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Договор), путем изложения пунктов 1.3, 2.1, 2.2, 3.1.6, 3.3.8, 3.3.9, 4.1, 4.2, 6.2 Договора, пункта 2 приложения N 1 к Договору в редакции Товарищества в соответствии с протоколом разногласий от 25.03.2022.
Решением суда первой инстанции от 02.02.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением от 15.05.2023 апелляционный суд отменил решение от 02.02.2023, урегулировал разногласия, возникшие между Товариществом и Обществом при заключении Договора, путем изложения пунктов 1.3, 2.1, 2.2, 3.3.8, 3.3.9, 6.2 и приложения N 1 к Договору в редакции Общества, отказал во включении в Договор пунктов 3.1.6, 4.2, изложил пункт 4.1 Договора в редакции: "Учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производить в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из количества контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО.".
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 15.05.2023, оставить в силе решение от 02.02.2023.
Как указывает податель кассационной жалобы, апелляционный суд не учел порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), предусмотренный Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156); поскольку Общество и Товарищество не урегулировали разногласия при заключении Договора, в силу пункта 8(15) Правил N 1156 Договор считается заключенным на условиях типового договора, направленного региональным оператором; суд апелляционной инстанции, применив Правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), изложил пункт 4.1 Договора в редакции, не соответствующей подпункту "а" пункта 5 названных Правил, при этом приложение N 1 к Договору изложено в редакции Общества, согласно которой учет ТКО осуществляется по нормативу накопления; апелляционный суд неправомерно не применил Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); суд апелляционной инстанции в нарушение Правил N 354 изменил в пункте 4.1 Договора порядок коммерческого учета ТКО в отсутствие в материалах дела доказательств организации Товариществом раздельного накопления ТКО, не учел отсутствие у Товарищества индивидуального места накопления крупногабаритных отходов (далее - КГО).
В отзыве на кассационную жалобу Товарищество просит оставить ее без удовлетворения, а постановление апелляционного суда - без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители Товарищества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверена в кассационном порядке в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Товарищество осуществляет управление многоквартирным домом 28, лит. А, Б, по ул. Одоевского в Санкт-Петербурге Общество выполняет функции регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга.
Руководствуясь Правилами N 1156, Товарищество направило Обществу заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
С сопроводительным письмом от 17.03.2022 N Коп/2022-3702 Общество направило Товариществу проект Договора.
Товарищество 29.03.2022 направило Обществу протокол разногласий от 25.03.2022 к Договору, в котором предложило (далее приведен буквальный текст протокола):
- пункт 1.3 изложить в следующей редакции: "Способ складирования ТКО в контейнеры, предоставленные региональным оператором и расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов (далее - КГО) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках (или на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов).";
- пункт 2.1 дополнить абзацем 3 следующего содержания: "Стоимость оказанных в каждом календарном месяце услуг определяет путем произведения объемов фактически вывезенных отходов каждого типа (твердые коммунальные и крупногабаритные) на цену, указанную в абзаце 1 настоящего пункта Договора.";
- пункт 2.2 Договора изложить в следующей редакции: "Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленного счета. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора.";
- дополнить пунктом 3.1.6 следующего содержания: "В случае несвоевременного вывоза ТКО, приведшего к переполнению контейнеров и образованию складирования ТКО на контейнерной площадке вне контейнеров, работы по загрузке контейнеров и уборке контейнерной площадки выполняются силами Регионального оператора.";
- исключить пункты 3.3.8, 3.3.9;
- пункт 4.1 Договора изложить в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, а также из количества и объема КГО, вывоз которых осуществляется по предварительной заявке Потребителя.";
- дополнить пунктом 4.2 следующего содержания: "Региональный оператор ежемесячно направляет Потребителю Акт сверки выполненных работ по вывозу ТКО с указанием даты вывоза ТКО, количества баков, объема бака, объема ТКО м. куб.";
- пункт 6.2 Договора изложить в следующей редакции: "В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате настоящего договора Региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в порядке и размере, установленными Жилищным кодексом Российской Федерации.";
- в пункте 2 приложения N 1 к Договору из текста первого примечания (сноски) под таблицей исключить слова "а также технической возможностью регионального оператора".
В ответном письме от 20.07.2022 N 3048 Общество указало, что не может принять протокол разногласий от 25.03.2022, поскольку Товарищество не приложило к нему подписанный проект Договора с пометкой "Договор действителен с учетом протокола разногласий от_N_", просило направить надлежащим образом оформленные Договор с протоколом разногласий к нему.
Ввиду нерассмотрения Обществом протокола разногласий к Договору Товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, указав, что пункты 1.3, 2.1, 2.2, 3.3.8, 3.3.9, 4.1, 6.2 подлежат изложению в редакции регионального оператора, пункты 3.1.6, 4.2, указанные в протоколе разногласий от 25.03.2022, не подлежат включению в Договор, отказал в удовлетворении заявленных Товариществом требований.
Суд апелляционной инстанции, придя к выводу о том, что Товарищество вправе было выбрать один из указанных в подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 способов коммерческого учета ТКО, изложил пункт 4.1 Договора в иной редакции, урегулировал разногласия между Товариществом и Обществом при заключении Договора путем изложения его пунктов 1.3, 2.1, 2.2, 3.3.8, 3.3.9, 6.2, приложения N 1 к Договору в редакции Общества, а также отказал Товариществу во включении в Договор пунктов 3.1.6, 4.2.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, считает постановление от 15.05.2023 подлежащим отмене в обжалуемой Обществом части, а решение от 02.02.2023 - оставлению в силе.
Апелляционный суд изложил пункт 4.1 Договора в следующей редакции: "Учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производить в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из количества контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО.".
Суд апелляционной инстанции посчитал, что Товарищество при заключении с Обществом - региональным оператором Договора вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета ТКО, приведенных в подпункте "а" пункта 5 Правил N 505: по нормативам накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Однако выводы суда апелляционной инстанции в данной части сделаны с нарушением норм материального права, в то время как вывод суда первой инстанции об изложении пункта 4.1 Договора в редакции Общества сделан при правильном применении норм действующего законодательства.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в Правилах N 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Правила N 354 дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148(49) указанных Правил), в котором установлены особенности оказания данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объемов предоставленной услуги и размера платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО является существенным условием договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Исходя из пункта 148(30) Правил N 354 по общему правилу размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется с учетом нормативов накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет платы по которым основан на нормативе накопления ТКО.
В абзаце третьем пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам положен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, из приведенных нормативных положений следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
Суд первой инстанции установил отсутствие доказательств, подтверждающих осуществление раздельного сбора ТКО в многоквартирном жилом доме, управление которым осуществляет Товарищество.
В данном случае Товарищество не заявляло о наличии раздельного накопления сортированных ТКО, а настаивало на включении в Договор условия о способе учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. Суд первой инстанции также установил, что Товарищество не обращалось к Обществу с заявкой на согласование раздельного учета ТКО.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно указал, что пункт 4.1 Договора и приложение N 1 к нему подлежали изложению в редакции Общества, предусматривающей учет объема ТКО расчетным путем исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Вывод апелляционного суда о применении к спорным правоотношениям положений Правил N 505, которые предусматривают альтернативные способы коммерческого учета ТКО по выбору потребителя (по нормативу накопления ТКО или количеству и объему контейнеров для накопления ТКО), следует признать несостоятельным.
Правила N 505 регламентируют общий порядок коммерческого учета ТКО без конкретизации их собственников.
При этом в отношении ТКО, образуемых собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в разделе XV(1) Правил N 354 установлены специальные правила такого учета.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за обращение с ТКО включена в структуру платы за коммунальные услуги.
Правила N 354 регулируют отношения в сфере предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, определяют особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг, порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункт 1 названных Правил).
Таким образом, в отношении потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО, которые являются собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, подлежат применению положения Правил N 354.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы являются обоснованными.
Суд кассационной инстанции учитывает, что решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда отказано в удовлетворении требований Товарищества об изложении пунктов 1.3, 2.1, 2.2, 3.3.8, 3.3.9, 4.1, 6.2 Договора, пункта 2 приложения N 1 к Договору в редакции Товарищества в соответствии с протоколом разногласий от 25.03.2022, отказано во включении в Договор предложенных Товариществом пунктов 3.1.6, 4.2; Товарищество не обжаловало постановление апелляционного суда в данной части в кассационном порядке.
Поскольку выводы апелляционного в части изложения пункта 4.1 Договора основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Частью 5 статьи 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным названной статьей.
В связи с удовлетворением кассационной жалобы понесенные Обществом 3000 руб. расходов на уплату государственной пошлины за ее рассмотрение подлежат взысканию с Товарищества в пользу Общества в порядке возмещения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2023 по делу N А56-107702/2022 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2023 по данному делу.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Одоевское", адрес: 199155, Санкт-Петербург, ул. Одоевского, д. 28, ОГРН 1037800006100, ИНН 7801143109, в пользу акционерного общества "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913, 3000 руб. в возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 октября 2023 г. N Ф07-11881/23 по делу N А56-107702/2022