11 октября 2023 г. |
Дело N А56-47992/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Бобарыкиной О.А., Кустова А.А.,
при участии от некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Выборновой Е.Д. (доверенность от 22.12.2022 N 233), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Алексанова А.Э. (доверенность от 30.12.2022 N 00042-ВВ),
рассмотрев 10.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2023 по делу N А56-47992/2022,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", адрес: 191023, Санкт-Петербург, площадь Островского, дом 11, ОГРН 1137800010413, ИНН 7840290890 (далее - Фонд, истец), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, адрес: 191124, Санкт-Петербург, улица Красного Текстильщика, дом 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400 (далее - Росреестр, ответчик), о взыскании 388 741 руб. 36 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Определением суда первой инстанции от 19.10.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, адрес: 191186, Санкт-Петербург, улица Гороховая, дом 2/6, литера А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 26.01.2023 иск удовлетворен частично. С Росреестра в пользу Фонда взыскано 152 954 руб. 08 коп. задолженности. В иске к Управлению отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.06.2023 решение суда от 26.01.2023 отменено. С Росреестра в пользу Фонда взыскано 109 369 руб. 41 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 28.02.2020 по 31.12.2020, с Управления в пользу Фонда взыскано 43 584 руб. 67 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.10.2019 по 27.02.2020. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и нарушение им норм процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемое постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска о взыскании 181 216 руб. 23 коп. задолженности.
Как указывает податель жалобы, апелляционный суд неправильно применил часть 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По мнению Фонда, взыскание задолженности по взносам на капитальный ремонт в полном объеме с лица, за которым право оперативного управления зарегистрировано на момент обращения в суд, включая период до регистрации права оперативного управления за данным лицом, соответствует части 3 статьи 158 ЖК РФ, если в течение периода, за который взыскивается задолженность, не поменялся публичный субъект - собственник данного имущества.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Росреестра возражал против её удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд создан на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 N 765 "О создании некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" во исполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 690-120).
Пункт 1 части 1 статьи 180 ЖК РФ и статья 6 Закона N 690-120 устанавливают, что одной из функций Фонда является аккумулирование взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирном доме, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
В обоснование иска Фонд указал, что Росреестру на праве оперативного управления принадлежат жилые помещения (квартиры) N N 1, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 22, 23, 24, 26, 33, 35, 4, 6, 7, 8, 99, 105, 107, расположенные по адресу:
Санкт-Петербург, улица Рабфаковская, дом 3, корпус 1, литера С.
По расчету Фонда задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт в отношении указанных жилых помещений за период с 01.11.2014 по 31.12.2020 составляет 388 741 руб. 36 коп.
Направленная Фондом в адрес Росреестра претензия от 17.01.2022 N 0122-ВА0003 с требованием погасить имеющуюся задолженность оставлена последним без удовлетворения, что явилось основанием для предъявления настоящего иска.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Фонд в порядке статьи 47 АПК РФ заявил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика (Росреестр) в части требований о взыскании 279 746 руб. 51 коп. задолженности на Управление.
Определением от 19.10.2022 суд привлек Управление к участию в деле в качестве соответчика.
До принятия судебного акта по существу спора Росреестр и Управление заявили о применении срока исковой давности в отношении требований, предъявленных Фондом за период с 01.11.2014 по 19.10.2019.
Суд первой инстанции удовлетворил иск в части за счет Росреестра, применив по заявлению последнего срок исковой давности.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд принял во внимание представленные в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости, установил, что спорные жилые помещения до 28.02.2020 принадлежали Российской Федерации на праве собственности, далее 28.02.2020 переданы в оперативное управление Росреестру, в связи с чем пришел к выводу, что исковые требования с учетом заявления ответчиков о применении срока исковой давности подлежат удовлетворению за счет последних. Апелляционный суд взыскал с Управления 43 584 руб. 67 коп. задолженности за период с 01.10.2019 по 27.02.2020, с Росреестра - 109 369 руб. 41 коп. задолженности за период с 28.02.2020 по 31.12.2020.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
По общему правилу, установленному статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39, частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги, взнос на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ.
Исходя из того, что участники общей долевой собственности обязаны соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению, несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме - не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества, но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П).
Согласно пункту 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с этим Кодексом (статьи 294, 296).
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Апелляционным судом установлено и материалами дела подтверждается, что спорные жилые помещения до 28.02.2020 принадлежали Российской Федерации на праве собственности, а с 28.02.2020 переданы в оперативное управление Росреестра (том дела 1, листы 69-89).
Таким образом, Росреестр как обладатель права оперативного управления с момента его возникновения (с 28.02.2020) обязан уплачивать взносы на капитальный ремонт.
Полномочия Российской Федерации на основании Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 464, осуществляет Управление.
С учетом установленных обстоятельств дела, принимая во внимание приведенные нормы и разъяснения, апелляционный суд пришел к правомерному выводу о том, что субъектом обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт, предусмотренных статьей 169 ЖК РФ, до 28.02.2020 является Управление как представитель собственника (Российской Федерации), а с 28.02.2020 - Росреестр как титульный владелец помещений.
Росреестр и Управление при рассмотрении спора в суде первой инстанции заявили о применении срока исковой давности.
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Апелляционный суд признал пропущенным срок исковой давности по требованиям к Управлению, предъявленным за период с 01.11.2014 по 19.10.2019.
В части применения срока исковой давности судебный акт сторонами не обжалуются.
Доводы подателя жалобы о неправильном применении апелляционным судом части 3 статьи 158 ЖК РФ отклоняются судом округа.
Как следует из части 3 статьи 158 ЖК РФ, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
По смыслу приведенной нормы к новому собственнику переходит не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной публичным субъектом.
Таким образом, на нового титульного владельца (Росреестр) не может быть возложена обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, не исполненная предыдущим собственником - публичным субъектом.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, апелляционным судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2023 по делу N А56-47992/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.