13 октября 2023 г. |
Дело N А56-116196/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Михайловской Е.А., Пастуховой М.В.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Зайцевой Н.Ю. (доверенность от 27.09.2023), от Администрации муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области Михайловой Е.А. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев 12.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023 по делу N А56-116196/2022,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188660, Ленинградская область, Всеволожский район, поселок Бугры, Шоссейная улица, дом 12, ОГРН 1064703001010, ИНН 4703083738 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к публичному акционерному обществу "Россети Ленэнерго", адрес: 197227, Санкт-Петербург, Гаккелевская улица, дом 21, литера А, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Ленэнерго), о признании недействительным акта о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии (мощности) от 02.11.2022 N БП/012243 (далее - Акт).
Решением суда первой инстанции от 07.04.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.06.2023, Администрации в иске отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, Администрация не является лицом, осуществившим бездоговорное потребление электрической энергии, поскольку спорная опора и расположенный на ней светильник не принадлежат муниципальному образованию; фонарь освещает не улицу или дорогу общего пользования местного значения, а частный проезд к индивидуальным жилым домам.
В отзыве Ленэнерго просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Ленэнерго отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки, проведенной 02.11.2022, Ленэнерго выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии светильником наружного освещения, размещенным в деревне Порошкино Бугровского сельского поселения и самовольно подключенным от ТП-8329 через учет электроэнергии третьих лиц. По результатам проверки в отношении Администрации составлен Акт.
При составлении Акта присутствовал представитель Администрации, указавший в тексте Акта, что Акт составлен в отношении ненадлежащего лица, так как спорный светильник освещает частный проезд, не относящийся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, и не используется Администрацией в целях уличного освещения.
Полагая, что лицом, ответственным за организацию и содержание уличного освещения в деревне Порошкино и обязанным оплатить бездоговорно потребленную электроэнергию, является Администрация, Ленэнерго выставило Администрации счет от 16.12.2022 на оплату 380 388 руб. 23 коп. стоимости бездоговорно потребленной электрической энергии.
Ссылаясь на то, что Акт составлен в отношении ненадлежащего лица, бездоговорное потребление электрической энергии Администрацией не осуществлялось, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды отказали в иске, признав правомерным составление Акта в отношении Администрации.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), бездоговорным потреблением электрической энергии является самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, потребление электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии.
По факту бездоговорного потребления электроэнергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электроэнергии, который не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес лица, осуществившего бездоговорное потребление (пункт 177 Основных положений).
Расчет объема бездоговорного потребления электрической энергии осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктом 189 Основных положений в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии (пункт 186 Основных положений).
Расчет объема бездоговорного потребления электроэнергии осуществляется сетевой организацией расчетным способом в соответствии с пунктом 189 Основных положений и пунктом 2 приложения N 3 к Основным положениям за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за один год.
Сетевая организация оформляет счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления электрической энергии, который должен содержать расчет стоимости бездоговорного потребления электрической энергии, и направляет его лицу, осуществившему бездоговорное потребление электрической энергии, способом, позволяющим подтвердить факт его получения, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 177 настоящего документа, или в течение 2 рабочих дней со дня определения в порядке, установленном настоящим документом, цены бездоговорного потребления электрической энергии.
Лицо, осуществившее бездоговорное потребление электрической энергии, обязано оплатить стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления электрической энергии по счету в течение 10 дней со дня получения счета.
При отказе лица, осуществившего бездоговорное потребление электрической энергии, от оплаты указанного счета стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления электрической энергии взыскивается с такого лица сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления электрической энергии.
Из приведенных норм права следует, что составление Ленэнерго Акта влечет за собой определение объемов потребленной электрической энергии расчетным способом и возможность предъявления Ленэнерго к Администрации требований об оплате стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления. При этом названные правовые последствия наступают независимо от признания или непризнания Администрацией факта бездоговорного потребления.
Администрация, в отношении которой составлен Акт, в случае несогласия со своей причастностью к выявленному бездоговорному потреблению, вправе предъявить требование об оспаривании Акта, которое подлежит рассмотрению как требование о пресечении действий, создающих угрозу нарушения права (абзац третий статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации). Правомерность составления сетевой организацией такого Акта входит в предмет исследования и оценки судов в рамках настоящего дела и служит цели внесения определенности в правоотношения сторон (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.12.2021).
Оспаривая законность Акта, Администрация ссылалась на свою непричастность к спорному подключению.
Пунктом 178 Основных положений предусмотрено, что в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны быть отражены данные о лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии. Лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии, не может быть определено сетевой организацией произвольно.
Бремя доказывания того, кем осуществлялось бездоговорное потребление электроэнергии, лежит на сетевой организации, которая обязана подтвердить, что бездоговорное потребление осуществлялось в интересах лица, указанного в Акте, а не совершено иными неустановленными лицами, за действия которых орган местного управления не должен нести ответственности.
Вместе с тем содержащаяся в Акте информация не позволяет установить действительного владельца светильника наружного освещения и предназначение этого светильника для обеспечения уличного освещения, то есть подтвердить, что лицом, осуществившим бездоговорное потребление, являлась Администрация.
Отнесение подпунктами 4 и 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организации в границах поселения электроснабжения населения и утверждения правил благоустройства территории поселения к вопросам местного значения и их финансирование за счет средств местного бюджета, равно как и нахождение светильника в границах муниципального образования, сами по себе не являются обстоятельствами, подтверждающими факт бездоговорного потребления Администрацией электрической энергии, не создают презумпцию принадлежности спорного светильника ответчику (муниципальному образованию "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в лице Администрации) и не освобождают Ленэнерго от обязанности установить конкретное лицо, осуществившее действия по подключению светильника к электрическим сетям.
Так, в соответствии с пунктом 4.10.5 Правил благоустройства территории муниципального образования "Бугровское сельское поселение", утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 27.12.2017 N 50 (далее - Правила благоустройства), Администрация организует выполнение мероприятий по обустройству и содержанию уличного освещения проезжей части улиц в границах жилого сектора населенных пунктов; пешеходных дорожек аллей, парков, скверов, бульваров; детских и спортивных площадок; дорожных знаков и указателей местонахождения гидрантов, пожарных водоемов, наименования улиц; при этом допускается не освещать дорожные знаки и указатели, изготовленные с использованием светоотражающих материалов.
Одновременно с этим лица, указанные в пункте 1.7 Правил благоустройства (владельцы (собственники, арендаторы, пользователи) земельных участков, собственники зданий, строений, сооружений и встроенных нежилых помещений или их арендаторы (пользователи), если это предусмотрено договором между собственником и арендатором (пользователем), а также лица, оказывающие услуги по управлению (управляющие организации)), обязаны обустраивать и содержать в исправном состоянии установленные или приобретенные установленными элементы наружного освещения на предоставленных территориях, включая: парковки, автостоянки, тротуары; проезды, подъездные пути и пешеходные дорожки, центральные входы, входы в подъезды многоквартирных домов и арки домов, контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов; детские и спортивные площадки; рекламные щиты, вывески, информационные указатели, номерные знаки зданий (допускается их изготовление с использованием светоотражающих материалов без дополнительного освещения); витрины, фасады зданий и наружную часть сплошного ограждения производственных и строительных объектов в случае, если данные объекты находятся на расстоянии менее 500 метров от жилых домов (пункт 4.6.10 Правил благоустройства).
Соответственно, элементы наружного освещения могут принадлежать не только муниципальному образованию.
Доказательства того, что спорный уличный светильник на опоре находится в муниципальной собственности, был установлен Администрацией и является частью сети уличного освещения населенного пункта, обслуживание которой входит в компетенцию муниципальных органов власти, в материалах дела отсутствуют.
Спорный светильник и ведущий к нему от принадлежащей Ленэнерго опоры ВЛ-0,4 кВ кабель не относится к объектам недвижимого имущества, в связи с чем ссылки апелляционного суда на пункт 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и наличие у муниципального образования обязанности по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, постановки их на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества, признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества и организации управления такими объектами несостоятельны.
Напротив, из зафиксированного в Акте способа присоединения следует и ответчиком не опровергнуто, что спорная опора с размещенными на ней воздушными линиями электропередач принадлежит Ленэнерго, которое с их помощью оказывает услуги по передаче электрической энергии.
Кроме того, как следует из представленных в дело документов (данные публичной кадастровой карты и Google карты), в месте нахождения опоры с установленным на ней светильником отсутствует улица, поэтому оснований рассматривать спорный светильник как установленный в целях организации уличного освещения не имеется.
Обязанность по контролю за возможным самовольным подключением третьих лиц к электрическим сетям, в том числе для организации наружного освещения, а также по установлению лиц, допустивших самовольное присоединение к сетям, возложена Основными положениями на Ленэнерго (пункт 169 Основных положений) и не относится к компетенции муниципального образования, а потому на Администрацию не могут быть возложены негативные последствия любого выявленного бездоговорного потребления электроэнергии с использованием светильников, расположенных на опорах сетевой организации, в отсутствие доказательств предназначения этих светильников для обеспечения уличного освещения населенного пункта.
При таких обстоятельствах основания для составления спорного Акта в отношении Администрации у Ленэнерго отсутствовали, Акт не соответствует требованиям пункта 178 Основных положений и не может считаться допустимым доказательством осуществления Администрацией бездоговорного потребления электрической энергии.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как не соответствующие требованиям Основных положений и принятые при неправильном применении судами норм материального права.
Поскольку дополнительного исследования и повторной оценки доказательств по делу не требуется, суд кассационной инстанции считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить иск Администрации о признании Акта недействительным.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023 по делу N А56-116196/2022 отменить.
Иск Администрации муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области удовлетворить. Признать недействительным акт о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии (мощности) от 02.11.2022 N БП/012243.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Спорный светильник и ведущий к нему от принадлежащей Ленэнерго опоры ВЛ-0,4 кВ кабель не относится к объектам недвижимого имущества, в связи с чем ссылки апелляционного суда на пункт 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и наличие у муниципального образования обязанности по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, постановки их на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества, признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества и организации управления такими объектами несостоятельны.
...
Обязанность по контролю за возможным самовольным подключением третьих лиц к электрическим сетям, в том числе для организации наружного освещения, а также по установлению лиц, допустивших самовольное присоединение к сетям, возложена Основными положениями на Ленэнерго (пункт 169 Основных положений) и не относится к компетенции муниципального образования, а потому на Администрацию не могут быть возложены негативные последствия любого выявленного бездоговорного потребления электроэнергии с использованием светильников, расположенных на опорах сетевой организации, в отсутствие доказательств предназначения этих светильников для обеспечения уличного освещения населенного пункта.
При таких обстоятельствах основания для составления спорного Акта в отношении Администрации у Ленэнерго отсутствовали, Акт не соответствует требованиям пункта 178 Основных положений и не может считаться допустимым доказательством осуществления Администрацией бездоговорного потребления электрической энергии."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2023 г. N Ф07-13423/23 по делу N А56-116196/2022
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13423/2023
05.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14419/2023
07.04.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-116196/2022