10 октября 2023 г. |
Дело N А56-54959/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Родина Ю.А., Трощенко Е.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" представителей Осиповой М.В. (доверенность от 31.12.2022 N 21) и Хирова И.А. (доверенность от 31.12.2022 N 390), от Северо-Западной электронной таможни представителей Баулина А.В. (доверенность от 28.12.2022 N 03-24/0051), Богдановой Ю.А. (доверенность от 04.09.2023 N 0048), от Северо-Западного таможенного управления представителя Богдановой Ю.А. (доверенность от 23.09.2023 N 09-08/98), от Федеральной таможенной службы представителя Богдановой Ю.А. (доверенность от 25.09.2023 N 0052),
рассмотрев 28.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023 по делу N А56-54959/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез", адрес: 187110, Ленинградская обл., г. Кириши, ш. Энтузиастов, д. 1, ОГРН 1024701478735, ИНН 4708007089 (далее - общество, ООО "КИНЕФ"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании незаконным решения Северо-Западного таможенного поста (центр электронного декларирования) Северо-Западной электронной таможни, адрес: 191167, Санкт-Петербург, Кременчугская ул., д. 21, корп. 2, стр. 1, ОГРН 1207800051909, ИНН 7813644170 (далее - таможня), от 08.04.2021 об отказе в выпуске товара, сведения о котором заявлены в декларации на товары (далее - ДТ) N 10228010/010421/0135555, и обязании возвратить обществу 4 513 655 руб., уплаченных по ДТ N 10228010/310521/0237439.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц также привлечены Северо-Западное таможенное управление, адрес: 191187, Санкт-Петербург, наб. Кутузова, д. 20, лит. А, ОГРН 1037843059495, ИНН 7830002582 (далее - СЗТУ), Федеральная таможенная служба, адрес: 121087, Москва, Новозаводская ул., д. 11/5, ОГРН 1047730023703, ИНН 7730176610 (далее - ФТС).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.09.2022 решение от 02.11.2021 и постановление от 04.04.2022 отменены в части отказа в удовлетворении требования об обязании возвратить ООО "КИНЕФ" 4 513 655 руб., уплаченных по ДТ N 10228010/310521/0237439, дело направлено в этой части в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области на новое рассмотрение; в остальной части решение от 02.11.2021 и постановление от 04.04.2022 оставлены без изменения.
При новом рассмотрении решением суда первой инстанции от 09.02.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, в удовлетворении требований об обязании возвратить обществу 4 513 655 руб., уплаченных по ДТ N 10228010/310521/0237439, отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющемся в нем доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, вопреки выводам судов, общество представило таможне все имеющиеся у него в наличии документы (контракт, инвойсы, декларации на товары), подтверждающие стоимость спорного товара, иные документы у заявителя отсутствуют. Для целей идентификации товара при вывозе и обратном ввозе общество представило в таможенный орган необходимые документы, непредставление технического паспорта не лишало таможенный орган возможности идентифицировать эквивалентные иностранные товары в составе ввозимого оборудования. Суды ошибочно посчитали, что общество должным образом не реализовало право внести изменения в разрешение на переработку товара. В данном случае декларант обратился в таможенный орган с заявлением о замене продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами, в удовлетворении данного заявления таможня неправомерно отказала.
В отзывах на кассационную жалобу таможня, СЗТУ и ФТС просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители таможенных органов возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество (Россия) в рамках внешнеэкономического контракта от 27.03.2019 N 621/19, заключенного с иностранной компанией "Nevska Prumyslova Spolecnost S.R.O." (Чешская Республика), с учетом дополнительных соглашений N 1, 2, ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало на Северо-Западном таможенном посту (ЦЭД) по ДТ N 10228010/010421/0135555 для помещения под таможенную процедуру реимпорта товар N 1 "Секция теплообменная (1 комплект) для воздушного холодильника паров горячего сепаратора высокого давления A-2001...", производитель - компания "Benvig heat transfer spol. S.R.O", товарный знак "Benvig heat transfer spol. S.R.O...", кол-во 1 шт., в целях закрытия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории по ДТ N 10210200/010420/0015089, выступающей в качестве заявления и разрешения на переработку вне таможенной территории.
По результатам таможенного осмотра (акт таможенного осмотра от 02.04.2021 N 10210013/020421/100002) Северо-Западным таможенным постом (ЦЭД) установлена невозможность идентификации товара в связи с нарушением средств идентификации.
Ввиду несоблюдения требований подпункта 2 пункта 2 статьи 236 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенный пост 08.04.2021 принял решение об отказе в выпуске товара по ДТ N 10228010/010421/0135555 на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС.
Письмом от 21.05.2021 N 05-12/07709 таможня также отказала обществу в замене продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами.
В связи с отказом таможни в выпуске товара в режиме реимпорта общество задекларировало спорный товар по ДТ N 10228010/310521/0237439, поместив его под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и уплатив таможенные платежи в сумме 4 513 655 руб.
Товар выпущен таможенным органом в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления.
Посчитав отказ в выпуске товара в таможенной процедуре реимпорта неправомерным, а таможенные платежи в сумме 4 513 655 руб. излишне уплаченными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В рамках настоящего дела при первом рассмотрении суды всех трех инстанций признали обоснованным вывод таможни о невозможности идентификации ранее вывезенного товара и вновь ввозимого оборудования, а в части требования об обязании возвратить таможенные платежи дело направлено судом округа на новое рассмотрение, поскольку суды не проверили доводы заявителя о том, что после установления невозможности идентификации товара общество также обратилось в таможенный орган с заявлением о замене продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами, но таможня в удовлетворении данного заявления неправомерно отказала.
При новом рассмотрении дела в указанной части суды первой и апелляционной инстанций признали законным отказ таможни в замене продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами и пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования об обязании возвратить таможенные платежи, уплаченные в связи с последующим ввозом товара в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 176 ТК ЕАЭС таможенная процедура переработки вне таможенной территории - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров ЕАЭС, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории ЕАЭС в целях получения в результате совершения операций по переработке вне таможенной территории ЕАЭС продуктов их переработки, предназначенных для последующего ввоза на таможенную территорию ЕАЭС, без уплаты в отношении таких товаров ЕАЭС вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
Операции по переработке вне таможенной территории Союза включают в себя: переработку или обработку товаров; изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку; ремонт товаров, включая их восстановление, замену составных частей, модернизацию (статья 179 ТК ЕАЭС).
В документе об условиях переработки вне таможенной территории согласно пункту 10 статьи 181 ТК ЕАЭС указываются сведения о замене продуктов переработки эквивалентными иностранными товарам, если такая замена допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 183 ТК ЕАЭС, с разрешения таможенного органа допускается замена продуктов переработки иностранными товарами, которые по своим описанию, качеству и техническим характеристикам совпадают с такими продуктами переработки, в случае, если операцией по переработке вне таможенной территории ЕАЭС является ремонт.
Как следует из части 8 статьи 143 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ), в случае возникновения необходимости в замене продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами после получения разрешения на переработку товаров вне таможенной территории заинтересованное лицо, получившее разрешение на переработку товаров вне таможенной территории, подает в таможенный орган заявление о замене продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами, составленное в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, с изложением причин необходимости замены продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами.
Согласно части 2 статьи 143 Закона N 289-ФЗ если целью переработки товаров является гарантийный (безвозмездный) ремонт, осуществляемый в пределах гарантийного срока, таможенные органы разрешают замену продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами в случае, если:
1) иностранное лицо, непосредственно осуществляющее операции по переработке в соответствии с разрешением на переработку товаров, подтверждает необходимость замены продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами;
2) возможность замены продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами предусмотрена договором или гарантией производителя;
3) эквивалентные иностранные товары ввозятся в Российскую Федерацию в соответствии с таможенной процедурой реимпорта в течение срока действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, указанного в разрешении на переработку товаров вне таможенной территории.
В соответствии с пунктом 9 статьи 143 Закона N 289-ФЗ к заявлению о замене продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами прилагаются документы, подтверждающие указанные в таком заявлении сведения и соблюдение условий, установленных частью 2 настоящей статьи.
Порядок выдачи разрешения на замену продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами утвержден приказом ФТС России от 07.02.2011 N 217 (далее - Порядок).
В пункте 1 Порядка установлено, что Порядок применяется в случае, если в качестве разрешения на переработку товаров вне таможенной территории используется таможенная декларация, и операциями по переработке является безвозмездный (гарантийный) ремонт.
В соответствии с пунктом 3 Порядка заявление на замену, составленное в произвольной форме, с изложением причин необходимости замены продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами подается в таможенный орган, осуществляющий контроль за применением таможенной процедуры переработки вне таможенной территории по выданному этим таможенным органом разрешению на переработку товаров вне таможенной территории.
В обоснование требования о возврате таможенных платежей в размере 4 513 655 руб., уплаченных в связи с ввозом товара в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, общество ссылается на нарушение таможенными органами порядка рассмотрения заявления о замене продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами от 18.05.2021 и необоснованный отказ, формализованный в письме от 21.05.2021 N 05-12/07709, что повлекло невозможность внесения в ДТ N 10210200/240120/001089 изменений и не позволило декларанту реализовать право на ввоз оборудования после ремонта в таможенной процедуре реимпорта.
Суды установили, что 18.05.2021 ООО "КИНЕФ" в соответствии с пунктом 4 статьи 82 ТК ЕАЭС обратилось в таможенный орган с заявлением по ДТ N 10210200/240120/0015089 о замене продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами.
Обращение декларанта с данным заявлением было обусловлено тем, что при ремонте вывезенного оборудования "секция теплообменная" были изменены средства идентификации, что препятствовало ввозу оборудования в режиме реимпорта, в связи с чем общество для целей обратного ввоза товара просило таможню разрешить замену продуктов переработки в составе оборудования эквивалентными иностранными товарами.
Ремонт товара производился в рамках контракта от 27.03.2019 N 621/19, заключенного между компанией "Nevska Prumyslova Spolecnost S.R.O" (продавец) и обществом (покупатель), на поставку оборудования, в том числе товара "секция теплообменная". В пунктах 6.2 и 6.3 контракта установлен срок действия гарантии - 12 месяцев с даты ввода в эксплуатацию, но не более 18 месяцев с даты поступления товара на склад покупателя.
В то же время если в течение гарантийного периода будут выявлены дефекты товара продавец обязуется своими силами и за свой счет, при условии обеспечения покупателем доступа к товару для исправления дефектов, бесплатно для покупателя, либо устранить, если это технически возможно, все обнаруженные дефекты непосредственно на площадке покупателя в г. Кириши, либо заменить оказавшийся дефектным товар или его дефектные части, поставив новый доброкачественный товар на условиях DAP-Кириши (Инкотермс-2010) СВХ покупателя с компенсацией всех документально подтвержденных расходов покупателя по таможенному оформлению товара на основании претензии покупателя, соответствующих положениям законодательства РФ.
В соответствии с пунктом 3 Порядка к заявлению о замене продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами прилагаются документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения о наименовании эквивалентных иностранных товаров, коде в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, их количестве и стоимости, качестве, технических характеристиках эквивалентных иностранных товаров и дате их изготовления, а также необходимость такой замены.
По результатам рассмотрения заявления ООО "КИНЕФ" о замене продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами от 18.05.2021 N 3/2-3/2-18393 таможня установила, что в нарушение требований части 9 статьи 143 Закона N 289-ФЗ к заявлению не приложены документы, подтверждающие стоимость эквивалентных иностранных товаров.
Кроме того, таможенный орган указал, что приложенный к заявлению технический паспорт на товар "Секция теплообменная", заявленный в качестве эквивалентного иностранного товара, не может быть рассмотрен целей установления эквивалентности заменяемого товара, так как ранее при помещении товара под процедуру переработки товаров вне таможенной территории по ДТ N 10210200/240120/0015089 технический паспорт изделия "Секция теплообменная" таможенному органу не предоставлялся. При первоначальном помещении товара "Секция теплообменная" под процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ N 10210200/280819/0136869 технический паспорт изделия также не представлен.
Ввиду непредставления обществом указанного документа у таможни отсутствовала возможность сравнения характеристик, указанных в приложенном к заявлению техническом паспорте, с характеристиками, указанными в техническом паспорте изделия, вывозимого по таможенной процедуре переработки вне таможенной территории.
Установив изложенное, суды обоснованно заключили, что при обращении с заявлением о замене продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами общество нарушило требования Порядка и затем в течение оставшегося срока таможенной процедуры переработки вне таможенной территории не устранило допущенные нарушения: сведения о стоимости эквивалентных иностранных товаров либо пояснения о причинах их непредставления не представило, возможность сравнения характеристик ранее ввезенного товара и товара после замены частей эквивалентными иностранными товарами не обеспечило. То есть по собственной воле не реализовало возможность внесения изменений в ДТ N 10210200/240120/0015089.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении требований общества об обязании возвратить таможенные платежи, поскольку их уплата при помещении секции теплообменной после ремонта под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления не обусловлена незаконными действиями таможни, а вызвана тем, что общество, получив письмо таможни от 21.05.2021 N 05-12/07709 об отказе в замене продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами, обоснованно отмеченные в нем недостатки не устранило, а приняло решение ввезти товар, поместив его под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права к конкретным установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушены требования материального или процессуального законодательства.
Поскольку дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно и выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023 по делу N А56-54959/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.