18 октября 2023 г. |
Дело N А56-84606/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троховой М.В., судей Колесниковой С.Г., Кравченко Т.В.,
при участии от конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "Авангард" Тилькунова С.А. - Жалялова А.Х. (по доверенности от 09.10.2023), от Федеральной налоговой службы Босовой С.В. (по доверенности от 16.01.2023),
рассмотрев 11.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "Авангард" Тилькунова Сергея Альбертовича на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2023 по делу N А56-84606/2020/тр.10.1,
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2020 принято к производству заявление о признании общества с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "Авангард", адрес: 198095, Санкт-Петербург, Химический пер., д. 1, лит. АЗ, ОГРН 1027806083876, ИНН 7811090495 (далее - Общество), несостоятельным (банкротом).
Решением от 27.11.2020 в отношении Общества введена процедура конкурсного производства по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, конкурсным управляющим утвержден Тилькунов Сергей Альбертович.
Федеральная налоговая служба, адрес: 127381, Москва, Неглинная улица, дом 23, ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152 (далее - ФНС) обратилась в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о включении в реестр требований кредиторов должника (далее - реестр) своего требования в размере 131 323 688 руб. 57 коп., в том числе 96 178 298 руб. недоимки, 29 647 365 руб. 57 коп. пени и 5 498 025 руб. штрафа.
Определением от 27.03.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2023, требование признано обоснованным и подлежащим включению в третью очередь реестра в заявленном размере.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий просит отменить определение от 27.03.2023 и постановление от 30.07.2023, а требование уполномоченного органа признать подлежащим удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов должника.
Податель жалобы не согласен с выводом судов первой и апелляционной инстанций о соблюдении налоговым органом сроков проведения налоговой проверки.
В отзыве на кассационную жалобу ФНС просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель ФНС просил отказать в ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не стало препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленного требования ФНС сослалась на то, что в результате проведенной в отношении Общества выездной налоговой проверки за период с 01.01.2017 по 19.08.2020 выявлена недоимка по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость в общем размере 96 178 298 руб., что подтверждается актом налоговой проверки от 30.09.2021 N 20-04-19.
По результатам проведения выездной налоговой проверки вынесено решение 29.11.2022 N 20-04-19 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, признал требование обоснованным и подлежащим включению в реестр.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) установление размера требований кредиторов в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 названного Закона.
Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Согласно абзацу первому пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
В данном случае сведения о признании Общества несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении должника конкурсного производства опубликованы 05.12.2020, следовательно реестр требований кредиторов должника подлежал закрытию 05.02.2021.
ФНС обратилась с рассматриваемым требованием 30.06.2021, то есть после истечения предусмотренного пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве срока.
Между тем, в данном случае, требование ФНС основано на решении от 29.11.2022 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки в отношении должника.
В соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве правила названного пункта не применяются в отношении требований, заявленных до истечения шести месяцев со дня закрытия реестра требований кредиторов, если на день закрытия реестра требований кредиторов не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. Данные требования считаются заявленными в установленный срок.
Порядок применения приведенных выше законоположений раскрыт в пункте 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор от 20.12.2016), в котором приведена правовая позиция, согласно которой двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки. Очередность удовлетворения требования уполномоченного органа, основанного на результатах налоговой проверки должника, не понижается, если требование своевременно заявлено после вступления такого решения в силу.
В названном пункте также указано на необходимость учитывать запрет понижения очередности требований уполномоченного органа в том случае, когда на день закрытия реестра не вынесен либо не вступил в силу акт уполномоченного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены требования. Для таких случаев предусмотрено увеличение общего двухмесячного срока предъявления требований уполномоченным органом до восьми месяцев с исчислением увеличенного срока начиная со дня опубликования сведений об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства
Поскольку на дату закрытия реестра требований кредиторов выездная налоговая проверка была не окончена, акт ФНС не вынесен, а требование кредитора было предъявлено 30.06.2021, то есть до истечения шести месяцев со дня закрытия реестра требований кредиторов, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для учета указанного требования в качестве требования, заявленного после закрытия реестра, и понижения его очередности, применительно к положениям абзаца 3 пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
Довод конкурсного управляющего о нарушении налоговым органом сроков проведения в отношении Общества выездной налоговой проверки не может быть принят.
Согласно статье 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) срок выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. Данный срок может быть продлен до четырех месяцев, в исключительных случаях - до шести месяцев.
Общий срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня принятия решения о назначении налоговой проверки до дня составления справки о проведенной налоговой проверке.
Проведение выездной налоговой проверки может быть приостановлено при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 89 НК РФ.
Общий срок приостановления налоговой проверки не может превышать шести месяцев. Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, который проводит указанную проверку.
Судами учтено, что в отношении Общества налоговая проверка проводилась в период с 04.12.2020 по 30.07.2021, приостанавливалась на основании решений налогового органа на периоды с 15.12.2020 по 10.03.2021, с 18.03.2021 по 30.05.2021, с 04.06.2021 по 24.06.2021.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что продолжительность общего срока приостановления налоговой проверки, а также срок проведения этой проверки с учетом ее приостановления ФНС не были нарушены.
Срок направления акта в адрес налогоплательщика не влияет на срок проведения налоговой проверки и доводы подателя жалобы о нарушении срока направления в его адрес акта налоговой проверки не могут являться основанием для вывода о нарушении ФНС срока для предъявления требования к должнику.
Основания для иной оценки названных доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со статьей 288 АПК РФ изменение или отмену судебных актов, допущено не было, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2023 по делу N А56-84606/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "Авангард" Тилькунова Сергея Альбертовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Трохова |
Судьи |
М.В. Трохова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку на дату закрытия реестра требований кредиторов выездная налоговая проверка была не окончена, акт ФНС не вынесен, а требование кредитора было предъявлено 30.06.2021, то есть до истечения шести месяцев со дня закрытия реестра требований кредиторов, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для учета указанного требования в качестве требования, заявленного после закрытия реестра, и понижения его очередности, применительно к положениям абзаца 3 пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
...
Согласно статье 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) срок выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. Данный срок может быть продлен до четырех месяцев, в исключительных случаях - до шести месяцев.
...
Проведение выездной налоговой проверки может быть приостановлено при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 89 НК РФ.
...
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2023 по делу N А56-84606/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "Авангард" Тилькунова Сергея Альбертовича - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 октября 2023 г. N Ф07-14122/23 по делу N А56-84606/2020
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34831/2024
22.09.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13605/2024
01.08.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11370/2024
04.06.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5243/2024
21.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1024/2024
18.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14122/2023
30.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12808/2023
02.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-21481/2022
21.10.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19274/2022
04.08.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19588/2022
05.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7900/2022
14.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-41833/2021
05.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3869/2022
08.10.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30856/2021
13.08.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20758/2021
27.04.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6644/2021
27.11.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-84606/20