01 декабря 2023 г. |
Дело N А21-10911/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "КАРТЭ" генерального директора Суворова Д.А. (выписка из ЕГРЮЛ) и Подистовой Л.Н. (доверенность от 09.10.2023), от Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Погорелюк Е.А. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев 28.11.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2023 по делу N А21-10911/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КАРТЭ", адрес: 236005, Калининград, Печатная ул., д. 51, эт. 2, каб. 5, ОГРН 1073906020209, ИНН 3906174393 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области, адрес: 236022, Калининград, ул. Дмитрия Донского, д. 7А, ОГРН 1153926037165, ИНН 3906976260 (далее - Министерство), о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении проектирования лесного участка, переданного в аренду по Договору аренды лесного участка от 14.02.2012 N 200-зд, по материалам лесоустройства Калининградской области в 2017 году, об обязании осуществить проектирование лесного участка, переданного в аренду по Договору аренды лесного участка от 14.02.2012 N 200-зд, по материалам лесоустройства, проведенного в Калининградской области в 2017 году.
Министерством заявлен встречный иск об обязании Общества осуществить за счет собственных средств постановку на кадастровый учет арендуемого лесного участка по договору аренды лесного участка от 14.02.2012 N 200-з.д. с учетом изменения границ, количественных и качественных характеристик арендуемого лесного участка по результатам проведенного в 2017 году лесоустройства в Калининградском лесничестве, в том числе разработать в соответствии с требованиями действующего лесного и земельного законодательства Российской Федерации проектную документацию арендованного лесного участка и межевые планы такого участка и представить в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области.
Решением суда первой инстанции от 01.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.06.2023 требования Общества удовлетворены в полном объеме, во встречных исковых требованиях - отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты, отказать в удовлетворении основного иска и удовлетворить встречный иск.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали соответствующие позиции, ссылаясь на доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, 14.02.2012 между Обществом и Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области (в 2015 году на основании Указа Губернатора Калининградской области от 01.12.2015 N 164 было реорганизовано путем присоединения к Министерству) по итогам аукциона заключен Договор аренды лесного участка от 14.02.2012 N 200-зд (далее - Договор) сроком до 14.02.2022.
По условиям Договора (п. 1) Обществу предоставлен для целей заготовки древесины лесной участок площадью 24 264,20 га, расположенный в Багратионовском, Гвардейском, Гурьевском, Зеленоградском районах в Калининградском лесничестве.
Лесной участок передан Обществу по акту приема-передачи. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области 16.04.2013.
По результатам рассмотрения Арбитражным судом Калининградской области дела N А21-12059/2020 между сторонами заключено дополнительное соглашение к Договору о продлении срока его действия до 14.02.2025.
В 2017 году в Калининградской области проведено лесоустройство, в результате чего характеристики лесного участка, переданного в аренду Обществу, изменились.
Приказом Министерства от 24.10.2017 N 130 введены в действие материалы таксации лесов Калининградского лесничества Калининградской области.
В целях осуществления дальнейшего использования лесного участка в соответствии с Договором (подпункт 6 пункта 12 раздела 3), Общество разработало и неоднократно направило Министерству проект освоения лесов Калининградского лесничества.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области N 403 от 15.08.2022 года утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду Обществу для осуществления заготовки древесины, по причине в том числе, что лесной участок не проектировался в соответствии с требованиями лесного законодательства по материалам действующего лесоустройства Калининградского лесничества (2017 года).
Полагая, что Министерством допущено бездействие по проектированию переданного в аренду лесного участка, в целях актуализации характеристик объекта аренды, изменившихся вследствие проведения в 2017 году лесоустройства на территории Калининградского лесничества Калининградской области, тогда как материалы проектирования лесного участка необходимы для реализации выполнения рекомендаций Экспертной комиссии при проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов и осуществления использования лесного участка в соответствии с Договором, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Министерство, в свою очередь, полагая, что в данном случае спорная обязанность возложена на Общество, предъявило встречное заявление об обязании Общества осуществить за счет собственных средств постановку на кадастровый учет арендуемого лесного участка по договору аренды лесного участка от 14.02.2012 N 200-з.д. с учетом изменения границ, количественных и качественных характеристик арендуемого лесного участка по результатам проведенного в 2017 году лесоустройства в Калининградском лесничестве, в том числе разработать в соответствии с требованиями действующего лесного и земельного законодательства Российской Федерации проектную документацию арендованного лесного участка и межевые планы такого участка и представить в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 07.11.2022 встречное исковое заявление возвращено заявителю.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2022 определение Арбитражного суда Калининградской области от 07.11.2022 отменено, вопрос о принятии встречного искового заявления Министерства направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Протокольным определением Арбитражного суда Калининградской области от 30.01.2023 встречный иск Министерства принят к производству.
Суд первой инстанции решением от 01.03.2023 признал незаконным бездействие Министерства, выразившиеся в неосуществлении проектирования лесного участка, переданного в аренду по договору аренды лесного участка от 14.02.2012 N 200-зд, по материалам лесоустройства Калининградской области в 2017 году; обязал Министерство выполнить проектирование лесного участка, переданного в аренду по договору аренды лесного участка от 14.02.2012 N 200-зд, по материалам лесоустройства, проведенного в Калининградской области в 2017 году; в удовлетворении встречного иска Министерству отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Согласно части 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Как указано в части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 12.12.2011 N 427-ФЗ, далее - вводный закон) до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 4.1 вводного закона).
На момент заключения Договора лесоустройство включало в себя проектирование лесных участков (пункт 3 части 1 статьи 68 ЛК РФ).
Пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" (далее - Закон N 206-ФЗ) наименование главы 5 (ЛК РФ) изложено в следующей редакции: "Глава 5. ЛЕСОУСТРОЙСТВО И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ" (подпункт а); пункт 3 части 1 статьи 68 и статья 69 признаны утратившими силу (подпункты б) и в); Глава 5 ЛК РФ дополнена статьей 70.1 "Статья 70.1. Проектирование лесных участков". В соответствии со статьей 6 Закон N 206-ФЗ вступил в силу с 01.10.2015.
В соответствии со статьей 70.1 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов (часть 1 статьи 70.1 ЛК РФ).
В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесного участка. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии с лесохозяйственным регламентом и сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре. Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств (части 3-6 статьи 70.1 ЛК РФ). Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 12 статьи 70.1 ЛК РФ).
Сторонами не оспаривается факт проведения в 2017 году лесоустройства в Калининградском лесничестве и необходимость проведения проектирования лесных участков, являющихся предметом Договора. Настоящий спор направлен на выяснение кем из сторон должно быть осуществлено спорное проектирование лесных участков.
Суды двух инстанций сделали вывод о том, что обязанность по подготовке проектной документации следует возложить на Министерство.
Суд округа находит данный вывод соответствующим положениям ЛК РФ.
В статье 81 ЛК РФ установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 83 ЛК РФ осуществление в числе прочих полномочий в области лесных отношений полномочий по проектированию лесных участков на землях лесного фонда Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 12) 21 Главы 3 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области 23.11.2015 года N 642 (с изменениями на 31.03.2022), проектирование лесных участков на землях лесного фонда осуществляет Министерство (пп. 12 введен Постановлением Правительства Калининградской области от 22.02.2019 N 130).
При предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом (часть 7 статьи 70.1).
Министерство настаивает на том, что в данном случае имеется заинтересованное лицо (Общество), которое должно обеспечить выполнение работ по подготовке проектной документации лесного участка при предоставлении лесных участков в аренду.
Вместе с тем, суды правомерно отклонили данный довод с учетом того, что часть 7 статьи 70.1 ЛК РФ не подлежит применению к рассматриваемым отношениям, поскольку в части 3 статьи 73.1 ЛК РФ перечислены случаи заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без торгов.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили первоначальный иск и с учетом того, что исполнение обязанности Общества по постановке лесного участка на кадастровый учет обусловлено выполнением возложенной на Министерство обязанности по проектированию лесного участка, переданного в аренду, пришли к выводу о преждевременном характере встречных требований.
Доводы кассационной жалобы заявлялись Министерством при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, установленными на основании имеющихся в деле доказательств, обстоятельства, являющиеся безусловным основанием для отмены судебных актов, отсутствуют, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2023 по делу N А21-10911/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области - без удовлетворения.
Приостановление исполнения судебных актов, принятое определением суда округа от 14.08.2023 по настоящему делу, отменить.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом (часть 7 статьи 70.1).
Министерство настаивает на том, что в данном случае имеется заинтересованное лицо (Общество), которое должно обеспечить выполнение работ по подготовке проектной документации лесного участка при предоставлении лесных участков в аренду.
Вместе с тем, суды правомерно отклонили данный довод с учетом того, что часть 7 статьи 70.1 ЛК РФ не подлежит применению к рассматриваемым отношениям, поскольку в части 3 статьи 73.1 ЛК РФ перечислены случаи заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без торгов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 декабря 2023 г. N Ф07-13361/23 по делу N А21-10911/2022
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13361/2023
19.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12673/2023
01.03.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-10911/2022
27.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38151/2022