08 декабря 2023 г. |
Дело N А56-105038/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от товарищества собственников недвижимости "Лахта Дом" Марусенко Т.А. (доверенность от 22.11.2022), от акционерного общества "Невский экологический оператор" Ларионова Р.В. (доверенность от 27.06.2023), Пучковой В.В. (доверенность от 15.11.2022),
рассмотрев 04.12.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Лахта Дом" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2023 по делу N А56-105038/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников недвижимости "Лахта Дом", адрес: 197082, Санкт-Петербург, ул. Оптиков, д. 47, корп. 1, пом. 4-Н, ОГРН 1157847220464, ИНН 7814250838 (далее - Товарищество), о взыскании 284 313 руб. 20 коп. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2022 по 28.02.2022, 13 504 руб. 87 коп. неустойки за периоды с 11.02.2022 по 31.03.2022 и с 01.10.2022 по 07.11.2022, а также неустойки, начиная с 08.11.2022 по день фактической оплаты основного долга, исходя из 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) на дату платежа, согласно пункту 22 типового договора.
Решением суда первой инстанции от 03.05.2023 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.07.2023 решение суда первой инстанции отменено. Иск удовлетворен частично: с Товарищества в пользу Общества взысканы задолженность в размере 284 313 руб. 20 коп., неустойка в размере 11 973 руб. 95 коп. за периоды с 11.02.2022 по 31.03.2022 и с 01.10.2022 по 07.11.2022, с продолжением начисления, начиная с 08.11.2022 по день фактической оплаты основного долга, исходя из 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ на дату платежа. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Товарищество просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции, поскольку апелляционный суд применил ошибочную дату направления проекта договора от 30.12.2021 N 1263130-2022/ТКО в адрес ответчика. Истец сам нарушил сроки, предоставив проект договора Товариществу только 15.03.2022, то есть уже после получения протокола N 1 общего собрания собственников (далее - ОСС) помещений многоквартирного дома (далее - МКД), реестра собственников жилых и нежилых помещений и даже после заключении прямых договоров со всеми собственниками помещений МКД. Протокол был направлен истцу сразу после окончания ОСС и подведения итогов голосования с соблюдением всех сроков для оформления и отправки результатов, а в материалах дела имеются доказательства отправки подлинников документов в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга. Суд апелляционной инстанции также не дал оценку информации, размещенной на официальном сайте истца в разделе "О переходе на прямые договоры"; постановление апелляционного суда допускает двойное начисление платы за услугу по обращению с ТКО.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержала доводы кассационной жалобы. Представители Общества возразили против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам отзыва.
Законность обжалованных судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам конкурсного отбора регионального оператора и заключенного Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории города федерального значения Санкт-Петербурга от 02.09.2021 Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО. Согласно пункту 1.3. Соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО не ранее установленной даты применения утвержденного (принятого) Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее, чем 01.01.2022.
Товарищество осуществляет управление МКД, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, ул. Оптиков, д. 47, корп. 1, и направило в адрес истца заявку от 17.12.2021 N 25/2021 на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Общество письмом от 16.02.2022 N КОП/2022-1581 в адрес ответчика направило проект договора от 30.12.2021 N 1263130-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с ТКО.
Протоколом ОСС помещений в спорном МКД от 18.02.2022 N 1 собственники приняли решение о заключении с региональным оператором прямых договоров на оказание услуг по обращению в ТКО с даты начала введения в действие на территории Санкт-Петербурга обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению в ТКО.
Протокол направлен в адрес истца 26.02.2022.
Полагая, что в период январь - февраль 2022 года лицом, обязанным оплачивать услуги истца по вывозу ТКО, является ответчик на основании условий Типового договора, утвержденного Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, частично удовлетворив иск.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Региональный оператор по обращению с ТКО - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 8(4) Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Региональный оператор во исполнение пункта 8(4) и абзаца 2 пункта 8(17) Правил N 1156 разместил в газете "Санкт-Петербургские ведомости" на странице 4 выпуска от 09.12.2021 текст договора оферты (печатном средстве массовой информации, которое согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2011 N 865 "О Порядке официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" является источником официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга), а также, на официальном сайте регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
При этом согласно пункту 8(8) названных Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Как отметил апелляционный суд, в отсутствие доказательств урегулирования разногласий по проекту договора договор на оказание услуг по обращению с ТКО следует считать заключенным на условиях Типового договора, что в силу пункта 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) возлагает на ответчика обязанность по оплате услуг, оказанных истцом в исковом периоде.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции установил, что собственниками помещений в МКД в порядке части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) принято решение о переходе с 01.01.2022 на прямые договоры с истцом и последний в отсутствие правовых оснований произвольно и в нарушение воли собственников помещений в МКД изменил дату заключения прямых договоров - с 01.03.2022
Между тем апелляционный суд признал указанный вывод необоснованным и противоречащим нормам материального права.
В силу пункта 4.4 части 2 статьи 44 и части 1 статьи 157.2 ЖК РФ собственники помещений в МКД на общем собрании вправе принять решение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО.
В силу части 1 статьи 46 ЖК РФ копии решений и протокол ОСС помещений в МКД по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части (после проведения собрания), региональному оператору по обращению с ТКО, с которыми собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении услуг.
Исходя из пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ, договор на оказание услуг по обращению с ТКО между собственником помещения в МКД и региональным оператором по обращению с ТКО считается заключенным со всеми собственниками помещений в МКД одновременно с даты, определенной в решении ОСС помещений в МКД, а по решению регионального оператора по обращению с ТКО указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении региональный оператор по обращению с ТКО уведомляет лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола ОСС помещений в МКД в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 настоящего Кодекса.
В силу пункта 148(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), региональный оператор по обращению с ТКО приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО:
е) при принятии ОСС помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, - с даты, определенной в таком решении, а в случае принятия региональным оператором по обращению с ТКО решения о переносе срока, с которого договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным, не более чем на 3 календарных месяца в соответствии с положениями пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ, - с даты, определенной указанным решением регионального оператора по обращению с ТКО.
При этом согласно пункту 148(11-1) Правил N 354 в случае, указанном в подпункте "е" пункта 148(11) настоящих Правил, региональный оператор по обращению с ТКО приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО с даты, указанной в подпункте "е" пункта 148(11) настоящих Правил, при условии поступления в его адрес копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в МКД по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Таким образом, пункт 148(11-1) Правил N 354 прямо подчеркивает условие поступления в адрес регионального оператора копии решений и протокола ОСС помещений в МКД по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Тот же пункт 148(11-1) Правил N 354 далее устанавливает обязанность регионального оператора по доведению до сведения собственников и пользователей жилых помещений в МКД путем размещения на своем официальном сайте в сети Интернет и в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства обязательной по перечню информации.
В силу указанного региональному оператору предоставлено право перенести срок заключения прямых договоров на срок не более трех месяцев. Однако для надлежащей реализации региональным оператором своих полномочий информация о принятии собственниками помещений в МКД такого решения должна быть доведена до регионального оператора лицом, инициировавшим собрание собственников, таким образом, чтобы региональному оператору была обеспечена объективная возможность принятия решения о переносе срока. Кроме того, после получения решения собственников пунктом 148(11-1) Правил N 354 на регионального оператора возложена обязанность по доведению в установленный срок до сведения собственников и пользователей жилых помещений в МКД обязательной по перечню информации.
При этом формулировка указанных норм "приступает" очевидным образом означает действия в настоящем и будущем времени.
В данном случае протокол N 1 ОСС помещений в МКД направлен ответчиком в адрес истца письмом от 25.02.2022 N 03. То есть, информация о принятии собственниками решения о переходе на прямые договоры с истцом с 01.01.2022 доведена до истца спустя полтора месяца после предполагаемой даты заключения прямых договоров. При этом у ответчика имелся достаточный, разумный срок для проведения до 01.01.2022 ОСС помещений и направления соответствующих решений с момента Соглашения от 02.09.2021, определившего дату начала деятельности регионального оператора. Однако, напротив, как отмечено выше, Товарищество направило в адрес истца заявку от 17.12.2021 N 25/2021 на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Возможность распространения договора на ранее возникшие отношения сторон должна быть прямо согласована сторонами в договоре в порядке пункта 2 статьи 425 ГК РФ. Такой порядок уведомления регионального оператора о воле собственников на заключение прямых договоров с истцом по существу не отвечает принципу правовой определенности, в том числе, лишает истца возможности принять своевременно решение о переносе срока заключения договоров на срок не более 3-х месяцев.
При изложенных обстоятельствах оценка судом первой инстанции действий истца, принявшего решение о заключении договоров в собственниками помещений в МКД с 01.03.2022 (при направлении ему соответствующего решения 26.02.2022) как произвольных и недобросовестных не соответствует фактическим обстоятельствам дела и пункту 1 статьи 10 ГК РФ.
Тот факт, что ответчик в спорный период не включал стоимость услуг по вывозу ТКО в объем коммунальных услуг, оказанных собственникам помещений в спорном МКД, при изложенных фактических обстоятельствах не освобождает ответчика от обязанности по оплате услуг истца, вытекающих из заключенного и не прекращенного именно в исковом периоде типового договора. Согласно представленному в дело ответу АО "Единый информационно-расчетный центр Санкт-Петербурга" от 06.06.2023 услуга "Обращение с ТКО" в отношении спорного МКД по поручению истца о прямых расчетах с собственниками открыта с 01.03.2022.
С расчетом истцом суммы основного долга и перерасчетом апелляционным судом неустойки ответчик не спорит. Замечания к объему и качеству оказания услуг в исковом периоде надлежаще и достоверно не подтверждены.
Таким образом, обжалуемый судебный акт является по существу правильным, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих его отмену, не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованного судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2023 по делу N А56-105038/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Лахта Дом" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Тот же пункт 148(11-1) Правил N 354 далее устанавливает обязанность регионального оператора по доведению до сведения собственников и пользователей жилых помещений в МКД путем размещения на своем официальном сайте в сети Интернет и в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства обязательной по перечню информации.
В силу указанного региональному оператору предоставлено право перенести срок заключения прямых договоров на срок не более трех месяцев. Однако для надлежащей реализации региональным оператором своих полномочий информация о принятии собственниками помещений в МКД такого решения должна быть доведена до регионального оператора лицом, инициировавшим собрание собственников, таким образом, чтобы региональному оператору была обеспечена объективная возможность принятия решения о переносе срока. Кроме того, после получения решения собственников пунктом 148(11-1) Правил N 354 на регионального оператора возложена обязанность по доведению в установленный срок до сведения собственников и пользователей жилых помещений в МКД обязательной по перечню информации.
...
Возможность распространения договора на ранее возникшие отношения сторон должна быть прямо согласована сторонами в договоре в порядке пункта 2 статьи 425 ГК РФ. Такой порядок уведомления регионального оператора о воле собственников на заключение прямых договоров с истцом по существу не отвечает принципу правовой определенности, в том числе, лишает истца возможности принять своевременно решение о переносе срока заключения договоров на срок не более 3-х месяцев.
При изложенных обстоятельствах оценка судом первой инстанции действий истца, принявшего решение о заключении договоров в собственниками помещений в МКД с 01.03.2022 (при направлении ему соответствующего решения 26.02.2022) как произвольных и недобросовестных не соответствует фактическим обстоятельствам дела и пункту 1 статьи 10 ГК РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 декабря 2023 г. N Ф07-14083/23 по делу N А56-105038/2022
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14083/2023
31.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16931/2023
03.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-105038/2022