18 января 2024 г. |
Дело N А56-63371/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "Невский экологический оператор" Алиева Э.Н. оглы (доверенность от 31.08.2023), от товарищества собственников жилья "Дачный 24 корпус 2" Можаева Е.И. (доверенность от 31.08.2023),
рассмотрев 17.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 по делу N А56-63371/2022,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Дачный 24 корпус 2", адрес: 198215, Санкт-Петербург, Дачный пр-кт, д. 24, к. 2, лит. А, ОГРН 1037811000820, ИНН 7805138269 (далее - Товарищество, ТСЖ), обратилось с иском в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество, региональный оператор), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 N 1197466-2022/ТКО (далее - Договор), изложив в следующей редакции пункты Договора: пункт 2.1.1 - "стоимость оказанных услуг в каждом календарном месяце определяется путем произведения суммы объемов фактически вывезенных отходов каждого типа (твердые коммунальные и крупногабаритные) на цену тариф вывоза одного кубического метра отходов, утвержденный Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга"; пункт 4.1 - "стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммунального учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505), следующим способом: расчетным путем исходя из фактического количества и объема вывезенных контейнеров".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского д. 20, лит. В, ОГРН 1037828007030, ИНН 7815015523.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2023, оставленным без изменения Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023, иск удовлетворен частично; пункт 4.1 Договора изложен в редакции Товарищества - "учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производить в соответствии с Правилами N 505 следующим способом: расчетным путем исходя из количества контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), установленных в местах накопления ТКО"; в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе региональный оператор, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить постановление от 01.09.2023, изменить решение от 31.03.2023 в части изложения пункта 4.1 договора в редакции, предложенной Товариществом.
Как указывает податель жалобы, в рассматриваемом случае подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); поскольку Товарищество не представило доказательств организации раздельного накопления сортированных ТКО в соответствии с требованиями действующего законодательства, то пункт 4.1 Договора подлежит изложению в редакции типового договора (регионального оператора); суды допустили правовую неопределенность, изменив способ учета ТКО, при этом оставив без изменения приложение N 1 к Договору, согласно которому учет ТКО осуществляется по нормативу.
В отзыве на кассационную жалобу Товарищество просит оставить ее без удовлетворения, а решение и постановление - без изменения.
В судебном заседании представитель регионального оператора поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Товарищества возражал против ее удовлетворения.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Товарищество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Дачный пр., д. 24, корп. 2.
Общество, являясь региональным оператором по оказанию услуг по обращению с ТКО на территории города Санкт-Петербурга, разместило типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО в свободном доступе на официальном сайте https://spb-nea.ru 08.12.2021; дата начала действия договора - с 30.12.2021.
Товарищество, не согласившись с условиями типового договора, направило 05.06.2022 Обществу протокол разногласий.
Неурегулирование сторонами в досудебном порядке возникших разногласий в отношении условий типового договора послужило основанием для обращения Товарищества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу о праве Товарищества выбрать один из указанных в подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 способов коммерческого учета ТКО, признали надлежащей редакцию пункта 4.1 Договора, предложенную Товариществом.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права в обжалуемой части, считает кассационную жалобу Общества подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
В свою очередь в соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в Правилах N 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148 (49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8 (1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I (1) названных Правил (пункты 8 (1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148 (30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
Потребитель вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров, если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет раздельное накопление в соответствии с установленными нормативным правовым актом правилами, то есть по определенным видам отходов и складирования в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Данная правовая позиция подтверждена в пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.
В данном случае Товарищество не заявляло о наличии раздельного накопления сортированных ТКО и соблюдении им правил раздельного накопления ТКО, установленных Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности от 01.07.2022 N 371-р, а настаивало на включении в договор условия о способе учета ТКО расчетным путем исходя из количества вывезенных контейнеров совместного складирования всех видов отходов (стекло, пластик, бумага, продукты потребления и т.д.).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929 на территории Санкт-Петербурга установлено, что оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Принимая во внимание изложенное, пункт 4.1 Договора подлежал изложению в редакции типового договора, предусматривающей определение объема оказанной коммунальной услуги по транспортированию ТКО расчетным путем, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении к спорным правоотношениям положений Правил N 505, которые предусматривают альтернативные способы расчета объема услуги по обращению с ТКО по выбору потребителя (по нормативу накопления ТКО или количеству и объему контейнеров для накопления ТКО), следует признать несостоятельными.
Правила N 505 регламентируют общий порядок коммерческого учета ТКО без конкретизации их собственников.
При этом в отношении ТКО, образуемых собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установлены специальные правила такого учета (раздел XV(1) Правил N 354).
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за обращение с ТКО включена в структуру платы за коммунальные услуги.
Правила N 354 регулируют отношения в сфере предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, определяют особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг, порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункт 1 названных Правил).
Таким образом, в отношении потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО в помещениях многоквартирного дома и жилого дома подлежат применению положения Правил N 354.
Ссылка судов на судебные акты по делу N А56-39992/2022 не может быть принята во внимание при рассмотрении настоящего дела, в котором установлена иная совокупность фактических обстоятельств.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении приведенных нормативных положений и свидетельствуют о неправильном разрешении спора по существу.
Принимая во внимание, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в полном объеме, но допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, отменяя принятые по делу судебные акты в обжалуемой части, вынести новый судебный акт об отказе Товариществу в исковых требованиях.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2023 по делу N А56-63371/2022 в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении исковых требований товарищества собственников жилья "Дачный 24 корпус 2" в этой части отказать.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила N 505 регламентируют общий порядок коммерческого учета ТКО без конкретизации их собственников.
При этом в отношении ТКО, образуемых собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установлены специальные правила такого учета (раздел XV(1) Правил N 354).
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за обращение с ТКО включена в структуру платы за коммунальные услуги.
Правила N 354 регулируют отношения в сфере предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, определяют особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг, порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункт 1 названных Правил).
Таким образом, в отношении потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО в помещениях многоквартирного дома и жилого дома подлежат применению положения Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2024 г. N Ф07-20600/23 по делу N А56-63371/2022