31 января 2024 г. |
Дело N А42-5/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Североморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Лещенко А.В. (доверенность от 09.01.2024), от акционерного общества "Апатит" Ельдецова А.А. (доверенность от 26.01.2023), Лысенко Я.Е. (доверенность от 23.01.2023), Шарова С.С. (доверенность от 10.01.2023),
рассмотрев 29.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Апатит" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу N А42-5/2023,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Апатит", адрес: 162625, Вологодская обл., г. Череповец, Северное ш., д. 75, ОГРН 1025100561012, ИНН 5103070023 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Североморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Коминтерна, д. 7, ОГРН 1075190009795, ИНН 5190163962 (далее - Управление), о признании незаконным заключения от 10.10.2022 N 05-59/4693 об отказе в согласовании деятельности в рамках проектной документации (далее - ПД) "ОАО "Апатит". Центральный рудник. Отработка запасов месторождения Плато Расвумчорр" открытыми горными работами" и об обязании Управления согласовать деятельность, предусмотренную спорной ПД, с учетом материалов оценки воздействия планируемой деятельности на водные биологические ресурсы (далее - ВБР), а именно отчета общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Рыбный мир" от 25.07.2022 N 44-1/2022 "Оценка влияния и определение величины ущерба водным биологическим ресурсам и среде их обитания от производства работ по проекту "ОАО "Апатит. Центральный рудник. Отработка запасов месторождения Плато Расвумчорр открытыми горными работами" (далее - Отчет).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии", адрес: 105187, Москва, Окружной пр., д. 19, ОГРН 1157746053431, ИНН 7708245723 (далее - Учреждение).
Решением суда первой инстанции от 21.06.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.10.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе (с дополнением) Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что суды не установили причины и обстоятельства, по которым Обществу отказано в согласовании деятельности в рамках ПД, а также суды неверно истолковали законодательство в вопросах согласования деятельности, оказывающей воздействие на состояние ВБР и среды их обитания. В ПД Общества отражены в том числе показатели промежуточного планирования. По мнению Общества, отсутствует нормативный запрет на повторное согласование деятельности, оказывающей воздействие на ВБР и среду их обитания.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, представитель Управления возразил против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам отзыва.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Учреждение в отзыве просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения
Дополнительные доказательства, направленные Обществом, судом кассационной инстанции не принимаются и не рассматриваются (глава 35 АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось в Управление с заявкой (от 14.09.2022 вх. N 10926) о согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на ВБР и среду их обитания. К заявке на согласование приложена ПД в электронном виде, в том числе Отчет ООО "Рыбный мир".
Управление при рассмотрении заявки письмом от 13.09.2022 N 05-59/4322 направило копию и прилагаемую к ней документацию в адрес Учреждения.
Учреждение по результатам рассмотрения проектных материалов в ответе от 28.09.2022 N 29-306 указало, что представленные проектные материалы содержат информацию о деятельности, негативное воздействие от которой на ВБР и среду их обитания было рассмотрено федеральным государственным унитарным предприятием "ПИНРО" в отчете по договору N 21/2013, и также сообщило, что представленные проектные материалы не могут рассматриваться, как относящиеся в планируемой деятельности, так как имеют срок начала - 2013 год, в соответствии с пунктом 4 заявки.
Управление направило Обществу заключение об отказе в согласовании деятельности в рамках спорной ПД, ссылаясь на положения пунктов 73, 77 Административного регламента, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству (далее - Росрыболовство) от 11.11.2020 N 597 (далее - Регламент N 597), по причине несоответствия их требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении ВБР, указав, что представленные проектные материалы не могут рассматриваться, как относящиеся к планируемой деятельности, так как имеют срок начала - 2013 год.
Кроме того, Управление указало, что отсутствует нормативно-правовая база, позволяющая пересмотреть ранее выданное заключение, с учетом изменившихся нормативных документов и вступления в законную силу новой Методики определения последствий при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности на соответствие ВБР и среды их обитания и разработки мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, утвержденной приказом Росрыболовства от 06.05.2020 N 238 (далее - Методика N 238).
Общество, считая заключение Управления от 10.10.2022 N 05-59/4693 незаконным, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду (далее - НВОС) признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Вредом окружающей среде является негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
На основании пункта 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное НВОС, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Указанная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и складывающиеся в процессе ее осуществления экономические отношения должны включать в себя, в том числе, и мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 N 166-ФЗ (далее - Закон о рыболовстве, Закон N 166-ФЗ) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению ВБР и среды их обитания.
Указанная норма содержит открытый перечень видов деятельности, при осуществлении которых обязательно должны применяться меры по сохранению ВБР и среды их обитания.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В развитие части 3 статьи 50 Закона N 166-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380 утверждено Положение о мерах по сохранению ВБР и среды их обитания, которое определяет меры по сохранению ВБР и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, а также порядок их осуществления (далее - Положение N 380).
В соответствии с пунктом 2 Положения N 380 мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются среди прочего:
- оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания (подпункт "б");
- выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций) (подпункт "е");
- определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия (подпункт "ж");
- проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства (подпункт "з").
В силу пункта 4 Положения N 380 при архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Закона N 7-ФЗ.
При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели предусматривают в ПД, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами "в" - "з" пункта 2 настоящего Положения (пункт 5 Положения N 380).
Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом "з" пункта 2 настоящего Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов (пункт 7 Положения N 380).
Правила согласования Росрыболовством строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 384 (далее - Правила N 384).
Согласно пункту 12 Правил N 384 основаниями для отказа в согласовании осуществления деятельности являются: а) представление в Росрыболовство (его территориальные органы) не в полном объеме документации; б) несоответствие документации требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении ВБР, водного законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды о сохранении ВБР и среды их обитания.
Согласно пункту 2 Регламента N 597 заявителями являются юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, планирующие осуществление строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, оказывающей воздействие на ВБР и среду их обитания, а также их уполномоченные представители.
В пункте 23, 24 Регламента N 597 определен перечень необходимых документов и сведений для предоставления государственной услуги.
Согласно пункту 1 Методики N 238 настоящая Методика применяется для определения последствий негативного воздействия при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности (далее - планируемая деятельность) на состояние ВБР и среды их обитания, а также разработки мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние ВБР и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния.
Общество подало спорную заявку именно о согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на ВБР и среду их обитания.
Согласно пункту 5 Правил N 384 и пункту 25 Регламента N 597 к заявке прилагается ПД. Согласно пункту 77 Регламента N 597 заключение об отказе в согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на ВБР и среду их обитания, выдается в случае, если заявка и прилагаемая к ней ПД не соответствуют основаниям, указанным в пункте 73 Регламента.
Управлением и судами двух инстанций установлено, что осуществляемая Обществом в соответствии с ПД деятельность согласована ранее Росрыболовством 22.05.2013 (письмо N 01-11/1589).
Обществом в составе материалов, представленных на согласование, приложило заключение федерального государственного бюджетного учреждения "Мурманрыбвод" от 26.04.2013 N 806/07-23 по оценке соответствия материалов требованиям по сохранению ВБР и среды их обитания. Оценка НВОС от деятельности по ПД была определена федеральным государственным бюджетным научным учреждением "ПИНРО" в 2013 году.
При этом воздействие на природу определено как постоянное. Срок службы карьера - 30 лет. Среди трех зон влияния производственной деятельности Центрального рудника вторая зона влияния расположена в озерно-речной системе.
Общество 14.09.2022 повторно подало заявку на согласование деятельности по ПД, ссылаясь на необходимость применения новой Методики N 238, вступившей в законную силу с 17.03.2021.
Вместе с тем Общество не отрицает, что строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов (пункт 1 Методики N 238) за прошедший период времени с 2013 года в контексте рассматриваемого вопроса ВБР и среды их обитания не осуществлено и не спланировано.
Суды посчитали, что поскольку осуществление деятельности, оказывающей НВОС, Обществом не прекращено, оно обязано обеспечивать природоохранные мероприятия по устранению последствий такого воздействия, в том числе допущенных ранее, в результате чего некоторые водные объекты утратили свое промысловое значение.
Управление указало, что имеется длительное антропогенное воздействие Общества, выражающееся в изменении русел, строительстве карьеров, образовании отвалов, создании технологических отстойников, захламлении берега и дна различными отходами. Общество не отрицает, что фактически желает ретроспективно подвести истощенную (поврежденную) экосреду (ВБР) (компенсационное восстановление которой по ПД было рассчитано на длительный период), под действие Методики N 238 безотносительно последствиям своей деятельности за счет корректировок (либо снятия) ущерба.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу N А42-5/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Апатит" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5 Правил N 384 и пункту 25 Регламента N 597 к заявке прилагается ПД. Согласно пункту 77 Регламента N 597 заключение об отказе в согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на ВБР и среду их обитания, выдается в случае, если заявка и прилагаемая к ней ПД не соответствуют основаниям, указанным в пункте 73 Регламента.
...
Общество 14.09.2022 повторно подало заявку на согласование деятельности по ПД, ссылаясь на необходимость применения новой Методики N 238, вступившей в законную силу с 17.03.2021.
Вместе с тем Общество не отрицает, что строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов (пункт 1 Методики N 238) за прошедший период времени с 2013 года в контексте рассматриваемого вопроса ВБР и среды их обитания не осуществлено и не спланировано.
...
решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу N А42-5/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Апатит" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 января 2024 г. N Ф07-19792/23 по делу N А42-5/2023