05 февраля 2024 г. |
Дело N А66-16164/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Родина Ю.А., Трощенко Е.И.,
рассмотрев 18.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области на Арбитражного суда Тверской области от 30.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2023 по делу N А66-16164/2022,
УСТАНОВИЛ:
частное учреждение здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Тверь" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федерального казначейства по Тверской области (далее - Казначейство) о признании недействительным представления от 20.10.2022 N 36-23-09/3625 в части пункта 1 с требованием возвратить денежные средства в размере 1 780 323,86 руб.; пункта 22 с требованием возвратить денежные средства в размере 100 000 руб.; пункта 24 с требованием возвратить денежные средства в размере 819 008,56 руб.; пункта 25 с требованием возвратить денежные средства в размере 44 724,15 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тверской области (далее - Фонд).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30.05.2023, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2023, оспариваемое представление признано недействительным в части:
- пункта 1 (требование о возврате денежных средств в размере 1 780 323,86 руб.);
- пункта 22 (требование о возврате денежных средств в размере 100 000 руб.);
- пункта 24 (требованием о возврате денежных средств в размере 819 008,56 руб.);
- пункта 25 (с требованием о возврате денежных средств в размере 44 724,15 руб.).
В кассационной жалобе Казначейство, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, отказав Учреждению в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Казначейство полагает, что судебные акты приняты при неправильномм применении положений Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) и статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Суд апелляционной инстанции ошибочно заключил, что проведение проверок в отношении медицинских организаций относится к исключительной компетенции Федерального фонда медицинского страхования (далее - ФОМС) и его территориальным фондам (далее - ТФОМС). Контроль за использованием средств на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) в части реализации территориальных программ по ОМС, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, предоставленные из бюджета ФОМС бюджетам ТФОМС, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансовой и бюджетной сфере.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд сообщил, что Казначейство наделено полномочиями для проведения спорной проверки.
Учреждение в своем отзыве на кассационную жалобу возражало против ее удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Казначейством на основании его приказа от 12.07.2022 N 48 и поручения Федерального казначейства от 28.06.2022 N 07-04-05/17-15853 проведена внеплановая выездная проверка Учреждения по вопросу осуществления расходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, источником финансового обеспечения которой являются местные бюджетные трансферы из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и федерального бюджета за период с 01.01.2020 по 31.12.2021.
По результатам проверки составлен акт от 26.08.2022 и в связи с выявленными нарушениями в адрес Учреждения направлено представление от 20.10.2022 N 36-23-09/3625.
В ходе проверки Казначейством выявлены нарушения, а именно нецелевое использование средств Фонда обязательного медицинского страхования, выразившееся в списании с указанного в договоре на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС расчетного счета средств:
- списание со счета 1 780 323,86 руб. по решению суда от 29.04.2021 по делу N А66-15252/2017, а также по решениям Фонда социального страхования и налогового органа 44 724,15 руб. (пункты 1 и 25 представления);
- приобретение за счет средств ОМС 100 000 руб. основного средства, стоимостью превышающего 100 000 руб. за единицу (пункт 22 представления);
- перечисление 819 008,56 руб. на другой расчетный счет и не восстановленных в 2021 году (пункт 24 представления).
Не согласившись в указанной части с представлением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили заявленные требования.
При этом суд первой инстанции дал оценку обжалуемым нарушениям и пришел к выводу об отсутствии у Казначейства оснований полагать, что Учреждением допущено нецелевое использование средств ОМС.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции об отсутствии у Казначейства правовых оснований для направления в адрес Учреждения оспариваемого предписания, поскольку у Казначейства не имелось полномочий на проведение проверки по вопросу расходования средств, полученных по договору на оказание и оплату медицинской помощи, за оказанную медицинскую помощь и использованных в целях оказания медицинской помощи в соответствии с условиями заключенных договоров с медицинскими страховыми организациями.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В силу пункта 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 265 БК РФ).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (часть 3 этой же статьи).
Согласно пункту 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля могут являться юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся: юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получающими средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями; исполнителями (поставщиками, подрядчиками) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов; органы управления государственными внебюджетными фондами; юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования; кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 266.1 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля, за определенным исключением, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц, осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты, или после ее окончания на основании результатов проведения проверки указанных участников бюджетного процесса.
Пунктом 2.1 статьи 266.1 БК РФ установлено, что государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, может осуществляться Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством в отношении юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (с учетом положений пункта 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Федеральное казначейство также на основании поручений Министерства финансов Российской Федерации осуществляет контроль в соответствии со статьей 269.2 БК РФ в отношении юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (с учетом положений пункта 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из бюджетов субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета.
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля наделены полномочиями по контролю за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; по контролю за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов; по контролю за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета; по контролю за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; по контролю за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; по контролю за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования, направляются объектам контроля представления и (или) предписания.
Как следует из материалов дела, Учреждение является медицинской организацией, заключившей договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию со страховыми медицинскими организациями, в силу которых Учреждение обязалось оказывать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а страховые медицинские организации обязались, в свою очередь, оплачивать оказанную помощь.
Следовательно, как верно указал суд апелляционной инстанции, исходя из приведенных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Учреждение не является объектом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и, соответственно, Казначейство не вправе осуществлять в отношении Учреждения внутренний государственный финансовый контроль.
Кроме того, согласно поручению Федерального казначейства от 28.06.2022 N 07-04-05/17-15853 и приказу Казначейства от 12.07.2022 N 48 Казначейство проводило проверку Учреждения в части установления правомерности осуществления расходов бюджета ТФОМС субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы ОМС, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферы Федерального фонда ОМС и федерального бюджета.
Согласно статье 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В данном случае из акта проверки не следует, что Казначейством осуществлялась проверка расходов бюджета ТФОМС субъекта Российской Федерации в части средств территориальной программы ОМС, источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферы Федерального фонда ОМС и федерального бюджета, и какие именно.
Как указал апелляционный суд, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства получения Учреждением межбюджетных трансфертов.
Этот вывод Казначейством в кассационной жалобе не опровергнут.
В силу статьи 39 Закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, территориальным фондом и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке. По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и в рамках объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных медицинской организации решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36 Закона N 326-ФЗ, в случае, если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования; оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в случае, если медицинская помощь оказывается за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования.
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи.
Как установлено судами, в данном случае оплата оказанной Учреждением медицинской помощи производилась согласно условиям заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинскими страховыми компаниями в соответствии с указанными нормами Закона N 326-ФЗ.
Также из акта проверки следует, что Казначейство фактически осуществило проверку правильности расходования Учреждением средств, полученных по договорам на оказание и оплату медицинской помощи за оказанную медицинскую помощь.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд обоснованно заключил, что Казначейство не имело права осуществлять проверку правильности расходования Учреждением средств, полученных по договору на оказание и оплату медицинской помощи, за оказанную медицинскую помощь и использованных в целях оказания медицинской помощи в соответствии с условиями заключенных договоров с медицинскими страховыми организациями. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных в настоящем деле требований.
Суд отклонил ссылки Казначейства на пункт 4 статьи 6 Закона N 326-ФЗ, в соответствии с которым контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования, обеспечивающих осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, проводится Федеральным фондом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палатой Российской Федерации, поскольку статьей 7 Закона N 326-ФЗ, которой установлены права и обязанности уполномоченного федерального органа исполнительной власти и Федерального фонда по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования органами государственной власти субъектов Российской Федерации, к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти не отнесено право проведения проверок медицинских организаций по расходованию средств, полученных по договорам на оказание и оплату медицинской помощи, за оказанную медицинскую помощь.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 326-ФЗ правом осуществлять контроль за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводить проверки и ревизии, наделен Федеральный фонд, что соотносится с положениями части 12 пункта 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ, которой определено правовое положение, полномочия и органы управления территориального фонда, и в силу данной нормы контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями осуществляет территориальный фонд, который имеет право проводить соответствующие проверки и ревизии.
Оснований не согласится с указанными выводами у суда кассационной инстанции не имеется.
При таком положении судебные инстанции правомерно удовлетворили требования заявителя и признали оспариваемое представление недействительным.
Несогласие Казначейства с выводами суда апелляционной инстанции, иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о нарушениях судом норм права, повлиявших на исход дела и не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения и постановления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.05.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2023 по делу N А66-16164/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд отклонил ссылки Казначейства на пункт 4 статьи 6 Закона N 326-ФЗ, в соответствии с которым контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования, обеспечивающих осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, проводится Федеральным фондом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палатой Российской Федерации, поскольку статьей 7 Закона N 326-ФЗ, которой установлены права и обязанности уполномоченного федерального органа исполнительной власти и Федерального фонда по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования органами государственной власти субъектов Российской Федерации, к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти не отнесено право проведения проверок медицинских организаций по расходованию средств, полученных по договорам на оказание и оплату медицинской помощи, за оказанную медицинскую помощь.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 326-ФЗ правом осуществлять контроль за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводить проверки и ревизии, наделен Федеральный фонд, что соотносится с положениями части 12 пункта 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ, которой определено правовое положение, полномочия и органы управления территориального фонда, и в силу данной нормы контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями осуществляет территориальный фонд, который имеет право проводить соответствующие проверки и ревизии."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 февраля 2024 г. N Ф07-20071/23 по делу N А66-16164/2022