08 февраля 2024 г. |
Дело N А66-4948/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Соколовой С.В., Трощенко Е.И.,
при участии от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница" представителя Куровой Е.В. (доверенность от 10.10.2022 N 28),
рассмотрев 25.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2023 по делу N А66-4948/2023,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница", адрес: 172010, Тверская обл., г. Торжок, Больничная ул., д. 30, ОГРН 1026901917745, ИНН 6915001280 (далее - ГБУЗ "Торжокская ЦРБ", Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, ул. Андрея Дементьева, д. 24, ОГРН 1026900535067, ИНН 6905003721 (далее - Фонд, ТФОМС), о признании недействительным требования от 28.03.2023 N 28 "Об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница", проведенной с 17.03.2023 по 28.03.2023 за период с 01.01.2022 по 31.12.2022".
Решением Арбитражного суда Тверской области от 31.07.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2023 решение суда от 31.07.2023 отменено, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ГБУЗ "Торжокская ЦРБ", ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд не учел, что механизм возврата медицинской организацией необоснованно полученных средств обязательного медицинского страхования нормативно не определен. В данном случае возврат необоснованно полученных средств осуществлен Учреждением в ТФОМС из того же источника, из которого они необоснованно получены. Судами также не учтено, что изначально средства обязательного медицинского страхования, использованные медицинской организацией не по целевому назначению, были получены от страховой медицинской организации и потрачены Учреждением на цели, не предусмотренные структурой тарифа, в то время как необоснованно полученные средства медицинской организацией не расходовались и это подтверждено материалами дела. Источник, за счет которого должно производиться восстановление денежных средств, использованных не по целевому назначению, в требовании ТФОМС не указан, не определен он и в Федеральном законе от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ). Договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию также не определено, что возврат перечисленных медицинской организации по таким договорам средств, использованных не по целевому назначению, осуществляется за счет собственных средств Учреждения. В договорах предусмотрено только, что медицинская организация уплачивает за счет собственных средств пени.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Фонд о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной внеплановой тематической проверки за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 на предмет использования Учреждением средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) Фондом составлен акт 28.03.2023, в котором сделан вывод о нецелевом использовании в 2022 году средств ОМС в размере 250 228,48 руб.
В связи с этим в адрес ГБУЗ "Торжокская ЦРБ" направлено требование ТФОМС от 10.03.2022 N 28 о необходимости восстановления за счет собственных средств 250 228,48 руб. путем перечисления их на счет ТФОМС, а также об уплате штрафа в размере 25 022,85 руб.
Считая названное требование Фонда незаконным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, так как установил, что на конец отчетных периодов у Учреждения имелся остаток средств ОМС выше суммы, подлежащей восстановлению, а также пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место возврат/восстановление необоснованно полученных средств ОМС без использования их на какие-либо иные цели, не предусмотренные тарифами на оплату медицинской помощи, следовательно, оспариваемое требование от 28.03.2023 N 28 Фондом выставлено неправомерно.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, решение суда первой инстанции отменил, отказав в удовлетворении требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с формой Типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2020 N 1417н, между Учреждением, ТФОМС и страховыми медицинскими организациями заключен договор на 2022 год.
Получаемые на основании такого договора средства имеют целевой характер, направляются на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования (статья 39 Закона N 326-ФЗ).
Часть 7 статьи 35 этого же Закона устанавливает структуру тарифа на оплату медицинской помощи, а также возлагает на медицинское учреждение обязанность соблюдать установленные требования к формированию структуры тарифа на оплату медицинской помощи по программам ОМС.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
При этом средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, а поэтому согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Из положений статей 14, 28 и 38 Закона N 326-ФЗ средства также следует, что получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
С учетом изложенного, в силу требований подпункта 5 пункта 2 статьи 20, статей 35 и 36 Закона N 326-ФЗ, а также приведенных выше положений БК РФ, медицинская организация обязана использовать средства ОМС в соответствии с программами ОМС, в том числе базовой программой ОМС и территориальной программой ОМС, являющихся составной частью программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. При этом возврат медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и использованных не по целевому назначению, должен осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за счет средств любых источников, но при этом не имеющих целевого назначения.
По итогам проверки исполнения Учреждением результатов ранее проведенных проверок соблюдения законодательства об ОМС и использовании средств ОМС Фонд установил, что по результатам проведенной за период 01.02.2020 по 31.02.2022 проверки (акт проверки от 10.03.2022) деятельности Учреждения выявлены факты нецелевого использования средств ОМС в общей сумме 240 778,48 руб.
(46 949,35 руб. и 193 829,13 руб.), в связи с чем в адрес ГБУЗ "Торжокская ЦРБ" направлено требование от 10.08.2022 о восстановлении этой суммы. Кроме того, по результатам внеплановой тематической проверки за период 01.02.2022 по 28.02.2022 (акт проверки от 22.04.2022) Фондом также выявлено нецелевое использование 9 450 руб. средств ОМС, в чем Учреждению выставлено требование от 22.04.2022 N 13 о восстановлении средств ОМС.
Вместе с тем Учреждение 11.03.2022 платежными поручениями N 838, 839, 841 и 842 восстановило указанные суммы за счет средств ОМС, что не входит в структуру тарифа ОМС, а, следовательно, вновь является нецелевым использованием средств ОМС.
Оснований не согласится с указанным выводом у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку в силу требований Закона N 326-ФЗ средства ОМС могут использоваться медицинской организацией с учетом структуры тарифа на оплату медицинской помощи по программам ОМС, в которую восстановление средств, использованных нецелевым образом, не включено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно заключил, что Учреждение при перечислении указанных платежей допустило расходование денежных средств ОМС на цели, не предусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и тарифным соглашением, а именно на восстановление нецелевого использования средств ОМС, выявленного ранее.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Размер штрафа определен Фондом в соответствии с требованиями части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, о снижении размера штрафной санкции учреждение не заявило, доказательств, дающих основания считать назначенный штраф несоразмерным характеру и последствиям допущенных нарушений, степени вины и иным обстоятельствам нарушения, в материалы дела не представлено.
На основании изложенного апелляционный суд правомерно оставил требования Учреждения без удовлетворения.
Несогласие ГБУЗ "Торжокская ЦРБ" с выводами суда апелляционной инстанции, иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом апелляционной инстанции правильно, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2023 по делу N А66-4948/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Размер штрафа определен Фондом в соответствии с требованиями части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, о снижении размера штрафной санкции учреждение не заявило, доказательств, дающих основания считать назначенный штраф несоразмерным характеру и последствиям допущенных нарушений, степени вины и иным обстоятельствам нарушения, в материалы дела не представлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 февраля 2024 г. N Ф07-19132/23 по делу N А66-4948/2023