12 февраля 2024 г. |
Дело N А21-3378/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Соколовой С.В., Трощенко Е.И.,
при участии от Калининградской областной таможни представителя Гречухиной Е.А. (доверенность от 19.12.2023),
рассмотрев 25.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023 по делу N А21-3378/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автодом" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с Калининградской областной таможни (далее - Таможня) процентов за нарушение сроков возврата утилизационного сбора в размере 2 583 047,58 руб., а также судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 35 915 руб.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 22.06.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2023, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт - об отказе в иске. По мнению подателя жалобы, в данном случае заявленная сумма процентов не подлежит взысканию, поскольку утилизационный сбор таможенными органами не взыскивался (не имеет статуса излишне взысканных денежных средств), уплачен Обществом в соответствии с требованиями действующего законодательства и приобрел статус излишне уплаченного исключительно на основании решений суда.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая решение и постановление законными и обоснованными, просило оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось к Таможне с требованиями о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в сумме 43 410 000 руб. и 8 445 000 руб.
Письмом от 08.10.2020 N 23-19/21666 и решением от 01.02.2021 N 1 таможенный орган отказал в возврате названных сумм утилизационного сбора.
Посчитав отказы незаконными, Общество обжаловало их в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 31.08.2021 по делу N А21-12143/2020 решение Таможни об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, изложенное в письме от 08.10.2020 N 23-19/21666, признано незаконным.
Также решением Арбитражного суда Калининградской области от 17.05.2021 по делу N А21-1384/2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2021, решение Таможни от 01.02.2021 N 1 об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора также признано недействительным.
Излишне уплаченные суммы утилизационного сбора возвращены Обществу только 14.10.2021 (43 410 000 руб.) и 09.11.2021 года (8 445 000 руб.) соответственно.
Полагая, что Таможней в период с 08.10.2020 по 09.11.2021 (а по части сумм - 14.10.2021) нарушены сроки возврата излишне уплаченного утилизационного сбора, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с таможенного органа процентов.
Согласно расчету истца в связи с несвоевременным возвратом 43 410 000 руб. за период с 08.10.2020 (дата отказа таможенного органа в возврате платежа) по 14.10.2021 (дата возврата суммы) подлежат взысканию проценты в сумме 2 221 358,65 руб.; а в связи с несвоевременным возвратом 8 445 000 руб. за период с 01.02.2021 (дата отказа таможенного органа в возврате платежа) по 09.11.2021 (дата возврата суммы) подлежат взысканию проценты в сумме 361 688,93 руб.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили требования истца в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 1291) (в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых правоотношений) предусматривалось, что в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора (пункт 24); при этом определено, что при возврате излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов проценты с излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов не выплачиваются (пункт 35).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2022 N 47-П "По делу о проверке конституционности пункта 37 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Трактородеталь Групп", пункт 37 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35, 52, 53, 55 (часть 3) и 75.1, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, устанавливая запрет на выплату процентов при возврате излишне взысканных утилизационных сборов, не предусматривает упрощенного порядка восстановления имущественных прав плательщика утилизационного сбора, нарушенных излишним взысканием этого сбора.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Правительству Российской Федерации надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления, на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Впредь до внесения таких изменений, для выплаты процентов с излишне взысканных, в том числе путем направления уполномоченным органом уведомления об уплате, утилизационных сборов при их возврате плательщику подлежит применению по аналогии порядок выплаты процентов, предусмотренный статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации для случаев излишнего взыскания налога, сбора, страховых взносов.
Правилами N 1291 урегулирован общий срок рассмотрения заявления и принятия решения о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора и осуществления возврата утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, который не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления (пункт 33).
Руководствуясь приведенными нормами права, учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, установленные вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда факты излишней уплаты Обществом утилизационного сбора за ввезенные колесные транспортные средства, а несвоевременный возврат излишне уплаченных сумм утилизационного сбора и невыплаты Обществу процентов при таком возврате, суды двух инстанций обоснованно взыскали с таможенного органа в пользу истца проценты за нарушение сроков возврата утилизационного сбора в общей сумме 2 583 047,58 руб.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе таможенного органа, не подтверждают неправильного применения судами норм материального права.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023 по делу N А21-3378/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2022 N 47-П "По делу о проверке конституционности пункта 37 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Трактородеталь Групп", пункт 37 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35, 52, 53, 55 (часть 3) и 75.1, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, устанавливая запрет на выплату процентов при возврате излишне взысканных утилизационных сборов, не предусматривает упрощенного порядка восстановления имущественных прав плательщика утилизационного сбора, нарушенных излишним взысканием этого сбора.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Правительству Российской Федерации надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления, на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Впредь до внесения таких изменений, для выплаты процентов с излишне взысканных, в том числе путем направления уполномоченным органом уведомления об уплате, утилизационных сборов при их возврате плательщику подлежит применению по аналогии порядок выплаты процентов, предусмотренный статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации для случаев излишнего взыскания налога, сбора, страховых взносов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 февраля 2024 г. N Ф07-21992/23 по делу N А21-3378/2023