15 февраля 2024 г. |
Дело N А56-19733/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от акционерного общества "Металлургический завод "Петросталь" Двойнишникова Р.О. (доверенность от 21.06.2023 N 96000-39), от Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Мозгунова В.С. (доверенность от 17.03.2023 N 01-19/5077),
рассмотрев 12.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Металлургический завод "Петросталь" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 по делу N А56-19733/2023,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Металлургический завод "Петросталь", адрес: 198097, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 47, лит. БШ, пом. 1-Н, каб. 1, ОГРН 1027802714280, ИНН 7805059786 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным акта от 21.07.2022 N АКТ1_2021_д_21_5г/20 проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), составленного Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Управление), и отмене требования о погашении задолженности (приложение к указанному акту).
Решением суда от 14.07.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.10.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить означенные решение и постановление и удовлетворить заявленные им требования. Податель жалобы считает выводы судов необоснованными, поскольку они сделаны в отсутствие материалов проверки, на основании которых Обществу доначислены спорные 4 909 425,33 руб. Общество утверждает, что отбор проб проведен с использованием приборов с истекшим сроком поверки и, соответственно, протоколы отбора проб являются недопустимыми доказательствами.
Управление в отзыве на жалобу просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, при проведении контроля правильности исчисления Обществом платы за НВОС за 2021 год Управление выявило, что в соответствующей декларации (от 01.03.2022 N 6158685) указанные Обществом данные (фактическая масса выброса загрязняющих веществ от стационарных источников) отличаются от данных производственного экологического контроля (ПЭК), а также установило, что названные в декларации итоговые суммы платы за выбросы и размещение отходов для внесения за отчетный период на счет Управления не поступали.
Зафиксировав данные ошибки и несоответствия в акте от 21.07.2022 N АКТ1_2021_д_21_5г/20, Управление предъявило Обществу требование о погашении 4 909 425,33 руб. задолженности.
Общество, не согласившись с данными актом и требованием, обратилось в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемого акта и отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под НВОС понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 16 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная или иная деятельность юридических лиц, оказывающая НВОС, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Общество, являясь природопользователем, обязано вносить плату за НВОС.
Порядок исчисления и взимания платы за НВОС, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения установлен Правилами исчисления и взимания платы за НВОС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за НВОС по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов (сбросов, размещенных отходов) в отчетном периоде.
Согласно пункту 8 Правил N 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы, определенной по итогам отчетного периода, по каждому загрязняющему веществу, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных ПЭК (пункт 2 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ), для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (пункт 3 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
Аналогичные требования закреплены в пункте 9 Правил N 255.
В силу пункта 10 Правил N 255 при определении платежной базы учитываются: объем или масса выбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов; объем или масса выбросов в пределах временно разрешенных выбросов; объем или масса выбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте "а" названного пункта, выбросы и сбросы (включая аварийные), указанные в подпункте "б" данного пункта.
В рассматриваемом деле Общество выразило несогласие с пунктом 1 оспариваемого акта, полагая необоснованным увеличение Управлением показателей массы выбросов загрязняющих веществ и применение повышающего коэффициента.
Факт выбросов на источнике выбросов N 0002 Общества загрязняющих веществ (пыли неорганической, железа, азота оксида и азота диоксида) с превышением нормативов, определенных для данного источника выбросов, установлен Управлением на основании заключений эксперта от 02.07.2021 N 052-З-21 и 053-З-21, выданных по результатам проведения лабораторных исследований отобранных в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий в 2021 году проб атмосферного воздуха на источнике выбросов N 0002.
Поскольку данные заключения эксперта Общество не оспаривало, приводимые в кассационной жалобе ссылки на незаконность положенного в основу доначисления платы за НВОС акта отбора проб промышленных выбросов (от 21.06.2021 N 414.3.21), а также о необходимости предоставления Управлением в рамках настоящего спора документов по ранее проведенным контрольным (надзорным) мероприятиям суд округа находит несостоятельными.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали методологически верным произведенный Управлением расчет платы за НВОС в спорном периоде исходя из превышенных показателей выбросов загрязняющих веществ.
Как установлено судами, с 29.03.2021 квартальные авансовые платежи за НВОС подлежали перечислению на счет Управления. В отсутствие доказательств внесения Обществом платы за НВОС в спорном периоде на счет Управления суды сочли безосновательными требования заявителя и в отношении пункта 2 оспариваемого акта. В кассационной жалобе доводы о необоснованности выводов судов в данной части не приводятся.
В рассматриваемом деле суды первой и апелляционной инстанций сделали верный вывод о наличии у Управления оснований для составления оспариваемого акта с требованием о погашении задолженности в размере 4 909 425,33 руб. (арифметическая правильность расчета Обществом не опровергнута).
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судами установлены. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 по делу N А56-19733/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Металлургический завод "Петросталь"- без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных ПЭК (пункт 2 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ), для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (пункт 3 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
Аналогичные требования закреплены в пункте 9 Правил N 255.
В силу пункта 10 Правил N 255 при определении платежной базы учитываются: объем или масса выбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов; объем или масса выбросов в пределах временно разрешенных выбросов; объем или масса выбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте "а" названного пункта, выбросы и сбросы (включая аварийные), указанные в подпункте "б" данного пункта.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 по делу N А56-19733/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Металлургический завод "Петросталь"- без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2024 г. N Ф07-22406/23 по делу N А56-19733/2023