11 марта 2024 г. |
Дело N А56-108974/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Николаева В.А. (доверенность от 09.01.2024), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2023 по делу N А56-108974/2021,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Чернышев Виктор Сергеевич, ОГРНИП 316784700311010 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление Росреестра) от 13.07.2021 N КУВД-001/2021-27195620/1 о приостановлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на земельные участки, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:03:0702002:114 и от 13.10.2021 N КУВД-001/2021-27195620/3 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:03:0702002:114, а также об обязании Управления Росреестра произвести соответствующие действия по кадастровому учету и государственной регистрации прав.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.05.2023 заявление удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2023 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 06.05.2023 и постановление от 05.10.2023, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Предпринимателем требований.
Суды, по мнению подателя жалобы, не учли, что земельный участок с кадастровым номером 47:03:0702002:114, в результате раздела которого образованы земельные участки, заявленные к осуществлению кадастрового учета и государственной регистрации прав, был образован из земельного участка с кадастровым номером 47:03:0000000:16, который относится к сельскохозяйственным угодьям (пашням) в составе земель сельскохозяйственного назначения, на которые требования градостроительных регламентов, определяющих в том числе виды разрешенного использования участков, не распространяются.
Управление Росреестра полагает, что изменение вида разрешенного использования участка не предусмотрено действующим законодательством применительно к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, поэтому считает, что в осуществлении кадастрового учета и в государственной регистрации прав на спорные земельные участки отказано правомерно.
В отзыве на кассационную жалобу Предприниматель просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал доводы кассационной жалобы.
Предприниматель извещен в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения дела, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направил, что в силу статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприниматель является собственником земельного участка площадью 46 277+/-75 кв.м с кадастровым номером 47:03:0702002:114, находящегося по адресу: Ленинградская обл., Приозерский р-н, Петровское с.п., вблизи пос. Петровское, уч. N 40, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 29.07.2021.
В выписке из ЕГРН указан вид разрешенного использования участка - "садовые и дачные дома".
Как указал Предприниматель, 02.07.2021 он обратился в Управление Росреестра с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 47:03:0702002:114.
Уведомлением от 13.07.2021 N КУВД-001/2021-27195620/1 Управление Росреестра сообщило заявителю о приостановлении осуществления кадастрового учета спорных участков и государственной регистрации прав на них на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Управление указало, что согласно материалам правоустанавливающих документов, а также свидетельству о праве собственности на землю от 12.09.1994, выданному первоначальному правообладателю, земельный участок с кадастровым номером 47:03:0702002:114 был выделен в счет земельной доли (пая) из земель общей долевой собственности АО "Племенной завод "Петровский" из сельскохозяйственных угодий, в том числе пашен и канав, отметило, что на такие земли действие градостроительных регламентов не распространяется, вид их разрешенного использования (для сельского хозяйства) не может быть изменен до принятия специального федерального закона, а площадь образуемых в результате раздела таких земель земельных участков не может быть менее одного гектара в соответствии с требованиями части 1 статьи 3 Областного закона Ленинградской области от 02.12.2005 N 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области" (далее - Закон N 107-оз).
Предприниматель оспорил названное решение Управления Росреестра в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета.
Решением апелляционной комиссии от 10.09.2021 N 26/21-269 жалоба Предпринимателя отклонена.
Уведомлением от 13.10.2021 N КУВД-001/2021-27195620/3 Управление Росреестра сообщило заявителю об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 47:03:0702002:114 на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ со ссылкой на неустранение причин, препятствующих осуществлению соответствующих действий, истечение срока их приостановления.
Полагая решения Управления Росреестра о приостановлении и об отказе в осуществлении кадастрового учета и регистрации прав на земельные участки незаконными и нарушающими права в области экономической деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции пришел к выводу об установлении в отношении исходного земельного участка с кадастровым номером 47:03:0702002:114 в установленном законом порядке вида разрешенного использования - "садовые и дачные дома", сослался на представление заявителем в составе документов, поданных в Управление Росреестра, выписки из ИСОГД, в которой, как указал суд, отражено, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории МО "Петровское сельское поселение" названный участок отнесен к хоне ТСХ2 - ведение садоводства и огородничества, и в связи с этим признал оспариваемые решения Управления Росреестра незаконными.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета.
Согласно пунктам 5, 7 части 1 статьи 26, статье 27 Закона N 218-ФЗ непредставление необходимых для кадастрового учета документов, несоответствие формы и (или) содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации и неустранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, по истечении срока приостановления являются основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Как следует из содержания оспариваемых Предпринимателем уведомлений Управления Росреестра, основанием для приостановления, а затем и для отказа в осуществлении кадастрового учета земельных участков послужила невозможность в соответствии с действующим законодательством изменения вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей; в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе сельскохозяйственные угодья (пункт 2 статьи 77 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.
При этом, как указано в части 6 статьи 36 ГрК РФ, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.
В соответствии с частью 7 статьи 36 ГрК РФ использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
По смыслу приведенных норм и правовых позиций, обстоятельства отнесения участка к числу сельскохозяйственных угодий имеют значение для решения вопроса о возможности установления в отношении него вида разрешенного использования, не связанного непосредственно с осуществлением сельскохозяйственной деятельности.
Несмотря на то, что Управление Росреестра в оспариваемых решениях и в отзыве на заявление Предпринимателя указывало на отнесение исходного земельного участка к сельскохозяйственным угодьям, суды это обстоятельство не исследовали и соответствующий довод регистрирующего органа не оценили.
Без исследования этого обстоятельства вывод судов о том, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:03:0702002:114 - "садовые и дачные дома" установлен в соответствии с требованиями действующего законодательства не может быть признан обоснованным и соответствующим нормам материального права, регулирующим эти вопросы.
Исследование названного обстоятельства имеет значение также и для проверки указанного в оспариваемых решениях основания для приостановления кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, мотивированного несоответствием площади образуемых участков требованиям части 1 статьи 3 Закона N 107-оз.
Кроме того, документы, на которые сослались суды, - свидетельство о праве собственности на земельный участок от 12.09.1994, выписка из ИСОГД - в материалах дела отсутствуют. Документы, поданные заявителем в Управление Росреестра с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета образуемых земельных участков, в материалы настоящего дела также не представлены.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а совершение таких процессуальных действий выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, решение от 06.05.2023 и постановление от 05.10.2023 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, дать им правовую оценку, и в зависимости от установленного и подлежащих применению норм материального права принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2023 по делу N А56-108974/2021 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
...
По смыслу приведенных норм и правовых позиций, обстоятельства отнесения участка к числу сельскохозяйственных угодий имеют значение для решения вопроса о возможности установления в отношении него вида разрешенного использования, не связанного непосредственно с осуществлением сельскохозяйственной деятельности.
...
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а совершение таких процессуальных действий выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, решение от 06.05.2023 и постановление от 05.10.2023 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 марта 2024 г. N Ф07-21112/23 по делу N А56-108974/2021
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-21112/2023
05.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19086/2023
06.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-108974/2021
18.01.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37540/2022
07.07.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18150/2022