04 апреля 2024 г. |
Дело N А42-6193/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Бобарыкиной О.А., Жуковой Т.В.,
рассмотрев 04.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2023 по делу N А42-6193/2022,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области", адрес: 183031, город Мурманск, улица Подстаницкого, дом 1, ОГРН 1135100000606, ИНН 5190996259 (далее - Фонд), обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к администрации ЗАТО г. Североморск, адрес: 184604, Мурманская область, город Североморск, улица Ломоносова, дом 4, ОГРН 1025100713098, ИНН 5110120236, о взыскании 1 106 025 руб. 60 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.07.2016 по 06.03.2020 в отношении многоквартирного дома (далее - МКД) по адресу: город Мурманск, Приморская улица, дом 8/1.
Определением суда от 26.09.2022 произведена замена администрации закрытого административно-территориального образования (далее - ЗАТО) г. Североморск на муниципальное образование ЗАТО г. Североморск в лице Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск, адрес: 184604, Мурманская область, город Североморск, улица Ломоносова, дом 4, ОГРН 1025100712845, ИНН 5110120211 (далее - Комитет).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска, администрация города Мурманска (далее - Администрация), Министерство строительства Мурманской области.
Фонд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования и просил взыскать с Комитета 829 201 руб. 80 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.06.2017 по 06.03.2020 в отношении 105 жилых помещений, расположенных в спорном МКД.
Решением от 29.05.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.11.2023, в иске отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит отменить решение от 29.05.2023 и постановление от 03.11.2023, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, вывод судов о том, что в спорный период лицом, обязанным нести расходы по уплате взносов на капитальный ремонт, выступало муниципальное унитарное предприятие "Североморскжилкомхоз" (далее - Предприятие), является ошибочным; суды не дали оценку доводу Фонда о том, что Комитет длительное время не принимал каких-либо мер по постановке на баланс спорного объекта; суды не применили положения пункта 3 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве); обязанность Комитета по принятию имущества на баланс установлена вступившим в законную силу судебным актом по делу N А42-4960/2008, что влечет прекращение права хозяйственного ведения должника; тот факт, что право муниципальной собственности на спорный объект не зарегистрировано в надлежащем порядке, не отменяет факта принятия спорного имущества в муниципальную собственность в силу закона; сведения о недвижимом имуществе, прошедшем государственную регистрацию, включенные в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), являются правоподтверждающими, а не правоустанавливающими.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд создан Правительством Мурманской области на основании постановления Правительства Мурманской области от 30.07.2013 N 423-ПП и является региональным оператором, осуществляющим аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в МКД для формирования фондов капитального ремонта.
На основании постановления Правительства Мурманской области от 31.03.2014 N 168-ПП (в редакции постановления от 30.09.2015 N 425-ПП) в региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Мурманской области, на 2014 - 2043 годы включен МКД N 8/1 по Приморской улице в жилом районе Росляково города Мурманска.
Постановлением администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 24.05.2007 N 389 в муниципальную собственность ЗАТО г. Североморск Мурманской области принят объект недвижимого имущества - здание общежития, назначение жилое, общей площадью 5163,3 кв.м с кадастровым номером 51:06:010101:0053:1239, расположенное по адресу: Мурманская область, поселок Росляково, Приморская улица, дом 8/1.
Постановлением администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 08.06.2007 N 454 "О передаче объекта недвижимости в хозяйственное ведение" указанный объект недвижимости передан в хозяйственное ведение Предприятию. Право хозяйственного ведения Предприятия на спорное здание зарегистрировано 02.10.2007, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.06.2010 серии 51-АВ N 200678.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 21.10.2009 по делу N А42-4960/2008 Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением от 08.11.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 по делу N А42-4960/2008, суд обязал муниципальное образование ЗАТО г. Североморск в лице Комитета в тридцатидневный срок принять без каких-либо дополнительных условий на безвозмездной основе для целей постановки на баланс муниципального образования ЗАТО г. Североморск жилищный фонд социального использования в объекте недвижимого имущества - здание общежития, расположенное по адресу: Мурманская область, жилой район Росляково, Приморская улица, дом 8/1, переданное Предприятию в хозяйственное ведение.
На основании постановления администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 10.02.2020 N 174 "О приеме имущества МУП "Североморскжилкомхоз" по результатам рассмотрения обращения конкурсного управляющего Предприятия в казну муниципального образования ЗАТО г. Североморск принят жилищный фонд социального пользования, расположенный в здании по вышеуказанному адресу согласно приложению. В приложении к данному постановлению содержится перечень передаваемого имущества - 105 квартир с указанием их площадей и кадастровых номеров.
Распоряжением Министерства юстиции Мурманской области от 17.07.2020 N 72-р утвержден перечень муниципального имущества, передаваемого из муниципальной собственности ЗАТО город Североморск в муниципальную собственность города Мурманска, включающий в себя 105 квартир в спорном доме.
На основании указанного распоряжения Комитет передал имущество Комитету по управлению имуществом Администрации по акту приема-передачи объектов нефинансовых активов от 20.07.2020 N 37.
Право собственности муниципального образования город Мурманск на указанные квартиры зарегистрировано в ЕГРН в августе 2020 года.
Фонд, ссылаясь на то, что Комитет в период с 01.06.2017 по 06.03.2020 не уплачивал взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД, обратился к последнему с претензией от 13.05.2022 с требованием уплатить задолженность в добровольном порядке.
В соответствии с уточненным расчетом за указанный период Комитетом не уплачены взносы на капитальный ремонт в сумме 829 201 руб. 80 коп.
Неисполнение Комитетом претензионных требований послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 210 и статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в МКД несут бремя содержания общего имущества.
В соответствии с положениями статьи 216 ГК РФ вещным правом наряду с правом собственности является, в частности, право хозяйственного ведения имуществом (статья 294 ГК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 5 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Исходя из смысла статей 210 и 294 ГК РФ и правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления N 10/22, право хозяйственного ведения имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права хозяйственного ведения с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Как следует из материалов дела и установлено судами, право хозяйственного ведения Предприятия на спорное здание зарегистрировано 02.10.2007, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.06.2010 серии 51-АВ N 200678.
Определением от 08.11.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 по делу N А42-4960/2008, суд обязал муниципальное образование ЗАТО г. Североморск в лице Комитета в тридцатидневный срок принять без каких-либо дополнительных условий на безвозмездной основе для целей постановки на баланс муниципального образования ЗАТО г. Североморск здание общежития, расположенное по адресу: Мурманская область, жилой район Росляково, Приморская улица, дом 8/1, переданное Предприятию в хозяйственное ведение.
В соответствии со статьей 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 названной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (пункт 5); передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 данной статьи, в муниципальную собственность осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением (пункт 6).
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 19.02.2020 разъяснено, что в соответствии с определением суда от 08.11.2018 по обособленному спору N А42-4960/2008 постановке на баланс муниципального образования ЗАТО г. Североморск в составе жилищного фонда социального использования подлежат находящиеся в муниципальной собственности жилые, нежилые помещения, расположенные в здании общежития по адресу: Мурманская область, жилой район Росляково, Приморская улица, дом 8/1, переданном Предприятию в хозяйственное ведение на основании постановления администрации муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 08.06.2007 N 454, которые не приватизированы и не подпадают под режим общего имущества МКД.
Судами установлено, что до принятия определения Арбитражного суда Мурманской области от 19.02.2020 по делу N А42-4960/2008 передача спорных помещений для постановки на баланс муниципального образования ЗАТО г. Североморск конкурсным управляющим Предприятия не осуществлялась; доказательств того, что ответчик уклонялся от принятия спорного имущества не представлено.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.05.2020 N 23-П, в качестве общего принципа имущественной ответственности публично-правовых образований в пункте 3 статьи 126 ГК РФ установлено, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества у государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
В пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, отражен правовой подход, согласно которому муниципальное образование не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности по обязательствам созданного им неказенного предприятия, за исключением случаев банкротства такого предприятия, вызванного действиями муниципального образования как собственника имущества.
Доказательств того, что несостоятельность (банкротство) Предприятия наступила по вине ответчика именно в результате дачи указаний, прямо или косвенно направленных на доведение организации-должника до банкротства, либо несовершения им обязательных действий для предотвращения банкротства, в материалы дела не представлено.
Суды, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и приняв во внимание вышеуказанные нормы права, пришли к правомерному выводу, что в данном случае основания для возложения на ответчика ответственности по уплате взносов на капитальный ремонт отсутствуют.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств спора и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении норм права.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2023 по делу N А42-6193/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.05.2020 N 23-П, в качестве общего принципа имущественной ответственности публично-правовых образований в пункте 3 статьи 126 ГК РФ установлено, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества у государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
...
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2023 по делу N А42-6193/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 апреля 2024 г. N Ф07-22637/23 по делу N А42-6193/2022