18 апреля 2024 г. |
Дело N А05-7192/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Соколовой С.В., Трощенко Е.И.,
при участии от Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Федоровой М.А. (доверенность от 18.09.2023), от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" Барболина М.С. (доверенность от 01.01.2024),
рассмотрев 15.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023 по делу N А05-7192/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор", адрес: 163046, г. Архангельск, Поморская ул., д. 45, пом. 1-Н, ОГРН 1187746816608, ИНН 7743274766 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство), выраженного в письме от 16.06.2023 N 204-18/5773 о предоставлении части субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) для населения и потребителей, приравненных к населению, за апрель 2023 года в той части, в которой Обществу фактически отказано в предоставлении средств субсидии в размере 10 550 312,52 руб.; о возложении на Министерство обязанности устранить допущенное нарушение прав Общества путем принятия в срок не позднее пяти рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу решения о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО для населения и потребителей, приравненных к населению, за апрель 2023 года в размере 109 616 633,14 руб.
Делу присвоен номер А05-7192/2023.
Определением суда от 19.07.2023 по делу N А05-8333/2023 принято к производству заявление Общества о признании незаконным решения Министерства, выраженного в письме от 14.07.2023 N 204-18/6909, о предоставлении части субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО для населения и потребителей, приравненных к населению, за май 2023 года в той части, в которой Обществу отказано в предоставлении субсидии в размере 9 066 759,94 руб.; об обязании устранить допущенное нарушение прав общества путем принятия в срок не позднее пяти рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу решения о предоставлении обществу субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО для населения и потребителей, приравненных к населению, за май 2023 года в размере 110 219 876,83 руб.
Определением суда от 22.08.2023 по ходатайству Общества дела N А05-7192/2023 и N А05-8333/2020 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением суда от 04.10.2023, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023, оспариваемые решения Министерства, выраженные в письмах от 16.06.2023 N 204-18/5773 и от 14.07.2023 N 204-18/6909, признаны незаконными в части отказа в предоставлении средств субсидии за апрель 2023 года в размере 1 167 420,47 руб. и за май 2023 года в размере 2 300 152,62 руб. соответственно. На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества в установленном порядке. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения. Также с Министерства в пользу Общества взыскано 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Обществу из федерального бюджета возвращено 144 086 руб. государственной пошлины.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление в части отказа в удовлетворении заявленных требований, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель кассационной жалобы считает, что судами неправильно определен характер субсидии и условия ее получения. Ссылаясь на пункт 12 статьи 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и пункт 5 Порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 11.10.2013 N 476-пп, Общество указывает, что вопреки выводам судов, целью предоставления спорной субсидии является исключительно возмещение региональным операторам по обращению с ТКО недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, а не финансовое обеспечение деятельности Общества по организации сбора, транспортирования, обработки и захоронения ТКО на территории Архангельской области; ограничение размера предоставляемой субсидии объемом ТКО, захороненных на полигонах в субсидируемом периоде, противоречит установленному критерию оказания услуги по обращению с ТКО льготным критериям потребителей в полном объеме - своевременный вывоз ТКО с контейнерных площадок.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Министерства возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Министерство и Общество 29.10.2019 заключили соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области (далее - Соглашение), на основании которого с 01.01.2020 Общество организует на территории Архангельской области деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.
Постановлением Правительства Архангельской области от 11.10.2013 N 476-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области" утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО для населения и потребителей, приравненных к населению (далее - Порядок N 476).
В соответствии с указанным Порядком между Министерством и Обществом 14.02.2023 заключен договор N 1 о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО для населения и потребителей, приравненных к населению, в соответствии порядок предоставления субсидии (далее - Договор).
На основании положений Порядка N 476 и Договора Общество произвело расчет фактической потребности в средствах субсидии на возмещение недополученных доходов за апрель 2023 года на сумму 109 616 633,14 руб. и за май 2023 года на 110 219 876,83 руб.
Проверив представленные Обществом расчеты, Министерство приняло решения о предоставлении Обществу субсидии за апрель 2023 года в размере 99 066 320,62 руб. (распоряжения от 07.06.2023 N 708р, от 14.06.2023 N 723р) и за май 2023 года в размере 101 153 116,89 руб. (распоряжение от 10.07.2023 N 841р).
08.06.2023 и 14.06.2023 Обществу перечислено 99 066 320,62 руб., 13.07.2023 - 101 153 116,89 руб.
Сообщениями от 16.06.2023 N 204-18/5773 и от 14.07.2023 N 204-18/6909 Министерство проинформировало Общество о своих решения предоставить субсидии за апрель и май 2023 года в указанных размерах.
Не согласившись с решениями Министерства о предоставлении субсидии в той части, в которой региональному оператору ТКО отказано (не учтены объемы ТКО, вывезенные на пункты временного накопления (далее ПВН)), Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь положениями Закона N 89-ФЗ, Порядка N 476, условиями Соглашения и Договора, признал законными оспариваемые решения Министерства в той части, в которой Обществу фактически отказано в предоставлении субсидии за апрель 2023 года в сумме 9 382 892,05 руб. и за май 2023 года в сумме 6 766 607,32 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с абзацем пятым статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий, в том числе юридическим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из положений статьи 24.9 Закона N 89-ФЗ следует, что в области обращения с ТКО органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственное регулирование тарифов. Тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО инвестированного капитала.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ регулированию подлежат единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО; тариф на обработку ТКО; тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов; тариф на захоронение ТКО; тариф на энергетическую утилизацию.
На основании статьи 6 Областного закона Архангельской области от 16.12.2019 N 205-13-0З "Об установлении лиц, имеющих право на льготы в области обращения с ТКО, оснований для предоставления таких льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО" компенсация выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, возникающих в результате установления льготных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, осуществляется путем предоставления указанным организациям субсидий из областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Субсидии предоставляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Субсидии предоставляются в соответствии с договорами на компенсацию выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, заключенными между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО.
Согласно пунктам 4, 5 Порядка N 476 субсидии предоставляются региональным операторам по обращению с ТКО, которым установлены на текущий календарный год постановлениями агентства по тарифам и ценам Архангельской области льготные тарифы на услуги региональных операторов по обращению с ТКО для населения и потребителей, приравненных к населению, ниже уровня экономически обоснованных тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО (льготные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО) и экономически обоснованные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО.
Целью предоставления субсидий является возмещение региональным операторам по обращению с ТКО недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО.
Из материалов дела следует, что в спорный период Общество оказывало услуги в области обращения с ТКО для населения и потребителей, приравненных к населению, и применяло при этом тарифы ниже экономически обоснованных, в связи с чем вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов за этот период.
Вместе с тем, суды установили, что в расчет фактической потребности в средствах субсидии за апрель и май 2023 года Общество включило объемы ТКО, в отношении которых не оказаны услуги в области обращения с ТКО в полном объеме - спорные объемы ТКО направлены на ПВН; доказательства вывоза ТКО с ПВН на объекты захоронения не представлены.
При разрешении спора суды исходили из того, что в соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, вывоз ТКО - транспортирование ТКО от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения.
Согласно условиям Соглашения от 29.10.2019, Общество, являясь региональным оператором ТКО, организует деятельность по обращению с ТКО, а именно: сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Архангельской области, являющейся зоной деятельности регионального оператора.
В пункте 15 Порядка N 476 также указано, что для расчета размера субсидии используются, в том числе объемы ТКО, в отношении которых осуществлены транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению.
Довод Общества о том, что в числе документов, подтверждающих объемы ТКО, в отношении которых оказана услуга, не предусмотрено предоставление сведений об объемах захоронения ТКО, был исследован судами, получил надлежащую правовую оценку и отклонен с учетом положений части 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ, пункта 3.2, предусматривающих обязанность регионального оператора ежемесячно представлять в Министерство, в том числе отчет, содержащий сведения об объеме и (или) массе ТКО, в отношении которых были осуществлены сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что региональный оператор вправе получить субсидию на покрытие разницы в льготном и экономически обоснованном тарифе только на объемы, доставленные с контейнерных площадок на объекты размещения отходов, а не на ПВН.
Установив, что часть образованного в апреле и мае 2023 года объема ТКО направлена не на обработку, утилизацию, обезвреживание и (или) захоронение, а на ПВН, суды пришли к выводу об отсутствии в данном случае оснований для субсидирования недополученных Обществом доходов, возникших в результате государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО.
Суды также исходили из того, что Общество не утратило право обратиться за предоставлением субсидии в отношении тех объемов ТКО, которые были направлены на ПВН, при предоставлении сведений, подтверждающих их транспортировку на легитимный полигон.
Приведенные Обществом доводы не опровергают выводы судов. Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства само по себе не свидетельствует о наличии судебной ошибки и не является основанием для удовлетворения кассационной жалобы.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2023 по делу N А05-7192/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При разрешении спора суды исходили из того, что в соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, вывоз ТКО - транспортирование ТКО от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения.
...
Довод Общества о том, что в числе документов, подтверждающих объемы ТКО, в отношении которых оказана услуга, не предусмотрено предоставление сведений об объемах захоронения ТКО, был исследован судами, получил надлежащую правовую оценку и отклонен с учетом положений части 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ, пункта 3.2, предусматривающих обязанность регионального оператора ежемесячно представлять в Министерство, в том числе отчет, содержащий сведения об объеме и (или) массе ТКО, в отношении которых были осуществлены сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2024 г. N Ф07-2488/24 по делу N А05-7192/2023