24 апреля 2024 г. |
Дело N А56-134095/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бобарыкиной О.А. и Жуковой Т.В.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Кирдеевой Н.А. (доверенность от 28.12.2023), от Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга Жуковой А.В. (доверенность от 20.12.2023),
рассмотрев 24.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2023 по делу N А56-134095/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190031, Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, адрес: 198329, Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, д. 3, ОГРН 1037819002605, ИНН 7807018464 (далее - Администрация), и Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга", адрес: 198329, Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 131, ОГРН 1037819001384, ИНН 7807025800 (далее - Агентство), о взыскании 389 485 руб. 87 коп. задолженности за потребленную тепловую энергию в жилых помещениях за период с ноября 2019 по август 2022 года и 91 219 руб. 08 коп. неустойки.
До принятия решения по делу Предприятие в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило исковые требования и просило взыскать с ответчиков 389 485 руб. 87 коп. задолженности за период с ноября 2019 по август 2022 года и 146 020 руб. 68 коп. неустойки, начисленной за период с 15.01.2020 по 10.07.2023 (за исключением периода моратория, действовавшего в 2020 году), с дальнейшим ее начислением до дня фактической оплаты долга.
Решением суда от 01.08.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.12.2023, иск Предприятия удовлетворен за счет Администрации. В иске к Агентству отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в иске к Администрации.
Податель жалобы ссылается на злоупотребление Предприятием правом взыскания задолженности за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению одновременно с Администрации и с граждан-нанимателей в судах общей юрисдикции. Полагает, что обязанность по содержанию пустующих жилых помещений государственного жилищного фонда возложена на Агентство как получателя соответствующих бюджетных ассигнований.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против её удовлетворения.
Агентство уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, однако представителя в судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в зоне теплоснабжения Предприятия, оказывающего услуги горячего водоснабжения и отопления, находятся многоквартирные дома (далее - МКД) по следующим адресам:
- Санкт-Петербург, пр. Героев, д. 24, корп. 2;
- Санкт-Петербург, пр. Героев, д. 26, корп. 1;
- Санкт-Петербург, пр. Героев, д. 26, корп. 2;
- Санкт-Петербург, Красносельское (Горелово) шоссе, д. 46, корп. 4;
- Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 53, корп. 4;
- Санкт-Петербург, г. Красное Село, Октябрьская ул., д. 17, лит. А;
- Санкт-Петербург, г. Красное Село, ул. Освобождения, д. 21, лит. А;
- Санкт-Петербург, г. Красное Село, ул. Спирина, д. 3, корп. 3.
В указанных МКД имеются жилые помещения, собственником которых является Санкт-Петербург, в подтверждение чего в дело представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
С 01.10.2018 Предприятие перешло на прямые договоры ресурсоснабжения с собственниками помещений указанных МКД.
В период с ноября 2019 по август 2022 года Предприятие оказало коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в отношении квартир 456 по пр. Героев, д. 26, корп. 1 (лицевой счет N 237978), 197 по пр. Героев, д. 24, корп. 2 (лицевой счет N 237149), 513 по пр. Героев, д. 26, корп. 2 (лицевой счет N 1010191), 22 по Красносельскому шоссе, д. 46, корп. 4 (лицевой счет N 11009370), 206 по Ленинскому пр., д. 53, корп. 4 (лицевой счет N 240571), 52 по Октябрьской ул., д. 17, лит. А (лицевой счет N 241822), 122 по ул. Освобождения, д. 21, лит. А (лицевой счет N 241971) и 39 по ул. Спирина, д. 3, корп. 3 (лицевой счет N 246791) общей стоимостью 389 485 руб. 87 коп.
Ссылаясь на то, что по указанным жилым помещениям имеется задолженность по оплате коммунальных услуг, Предприятие направило Администрации и Агентству как представителям собственника претензии с требованием оплатить тепловую энергию.
Оставление претензий без удовлетворения послужило основанием для начисления Предприятием законной неустойки и обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования за счет Администрации, признав ее надлежащим ответчиком, а требования истца - обоснованными как по праву, так и по размеру.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В данном случае услуги по отоплению и горячему водоснабжению оказывались в отношении жилых помещений, в связи с чем к спорным правоотношениям помимо норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Из положений статьи 210 ГК РФ и статьи 158 ЖК РФ следует, что собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
Из материалов дела видно, что жилые помещения по адресам: Санкт-Петербург, Красносельское (Горелово) шоссе, д. 46, корп. 4, кв. 22; г. Красное Село, Октябрьская ул., д. 17, лит. А, кв. 52; г. Красное Село, ул. Спирина, д. 3, корп. 3, кв. 39 в заявленный в иске период не были заселены. Следовательно, представитель собственника этих помещений должен нести расходы по оплате коммунальных услуг. Долг по указанным помещениям составил 64 064 руб. 30 коп.
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что в отношении незаселенных жилых помещений Администрация является уполномоченным представителем собственника - Санкт-Петербурга, на котором лежит обязанность по оплате оказанных коммунальных услуг.
Руководствуясь статьей 210 ГК РФ, пунктами 3.13.18, 4.2.3 и 4.8 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098, подпунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды правомерно отклонили довод Администрации о том, что она не является надлежащим ответчиком в отношении пустующих жилых помещений.
Таким образом, 64 064 руб. 30 коп. задолженности с Администрации взыскано обоснованно.
Согласно пункту 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма, нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
Из материалов дела следует, что до начала заявленного периода жилые помещения по адресам: Санкт-Петербург, пр. Героев, д. 24, корп. 2, кв. 197 и Ленинский пр., д. 53, корп. 4, кв. 206 были переданы гражданам на основании договоров найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга. Долг по этим помещениям составил 131 597 руб. 07 коп.
Удовлетворяя требование истца о взыскании с Администрации 131 597 руб. 07 коп. по этим помещениям, суды не учли следующее.
Согласно части 7.5 статьи 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как указывалось выше, Предприятие предоставляет коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения собственникам и пользователям помещений в спорных многоквартирных домах на основании части 1 статьи 157.2 ЖК РФ по прямым договорам.
В части 9 статьи 157.2 ЖК РФ определено, что положения названной статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6 и 7 части 2 статьи 153 названного Кодекса, то есть на нанимателей жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
Договоры найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга относятся к договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда, а на нанимателей жилых помещений по этим договорам распространяются нормы пункта 3 части 2 статьи 153 и части 7.5 статьи 155 ЖК РФ.
Следовательно, суды необоснованно взыскали с Администрации 131 597 руб. 07 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в помещения, в которых имеются наниматели, обязанные оплачивать спорный объем ресурса. В этой части судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Суды взыскали с Администрации как с представителя собственника жилых помещений 45 618 руб. 80 коп. стоимости тепловой энергии, поставленной в жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, пр. Героев, д. 26, корп. 2, кв. 513, переданное гр. Масловской Д.Р. на 5 лет на основании договора найма от 15.01.2014 N 142 жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (подпункт 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции, приведенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2020 N 606-О, норма части 9 статьи 157.2 ЖК РФ, распространяющая действие положений статьи 157.2 ЖК РФ на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 данного Кодекса, и регулирующая, в частности, порядок предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме и в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, направлена на обеспечение предоставления коммунальных услуг указанным в ней лицам, не регулирует предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Коль скоро в статье 157.2 ЖК РФ идет речь об отношениях с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ, следует признать, что наниматели жилых помещений специализированного жилищного фонда не относятся ни к одной категории из перечисленных. С такими нанимателями не могут быть заключены прямые договоры ресурсоснабжения. Прямые договоры ресурсоснабжения в такой ситуации должны быть заключены между ресурсоснабжающей организацией и наймодателем, а наниматели жилых помещений специализированного жилищного фонда сохраняют обязанность по оплате коммунальных услуг наймодателю, договоры с которым не утрачивают силы (статья 100 ЖК РФ).
Из договора найма от 15.01.2014 N 142 жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представленного в дело, следует, что наймодателем жилого помещения является Агентство.
Следовательно, именно Агентство является лицом, обязанным оплатить ресурсоснабжающей организации 45 618 руб. 80 коп. стоимости тепловой энергии, поставленной в поименованное жилое помещение.
Судебные акты в этой части также следует отменить и принять новый судебный акт о взыскании 45 618 руб. 80 коп. задолженности с Агентства.
Как следует из материалов дела, жилые помещения по адресу: Санкт-Петербург, по пр. Героев, д. 26, корп. 1, кв. 456, г. Красное Село, ул. Освобождения, д. 21, лит. А, кв. 122 переданы физическим лицам на основании договоров соответственно от 27.01.2014 N 26К1Г/456н и от 16.11.2012 N 21О/122н купли-продажи жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга с рассрочкой платежа участникам целевой программы Санкт-Петербурга "Жилье работникам бюджетной сферы". Долг по этим помещениям составляет 148 205 руб. 70 коп.
В указанных помещениях зарегистрированы и проживают лица, которые пользуются ими на законных основаниях, что подтверждается справками о регистрации формы 9. К тому же, в силу пункта 3.2.1 названных договоров покупатель обязан заключить с уполномоченной организацией договор на предоставление коммунальных услуг и оплачивать их за счет собственных средств.
При таких обстоятельствах нельзя признать обоснованным взыскание по этим помещениям с Администрации 148 205 руб. 70 коп.; в иске Предприятию в этой части следует отказать.
Таким образом, суды законно и обоснованно удовлетворили иск Предприятия лишь в части взыскания с Администрации 64 064 руб. 30 коп. долга. В остальной части судебные акты следует отменить с принятием нового решения о взыскании с Агентства 45 618 руб. 80 коп. и с отказом в иске о взыскании задолженности в остальной части. Требование Предприятия о взыскании законной неустойки с Администрации и Агентства следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении Предприятию следует представить расчет неустойки, при определении размера которой учесть не только мораторий, действовавший в 2020 году, но и мораторий, введенный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами". Этот мораторий распространяется на всех юридических лиц, граждан, индивидуальных предпринимателей независимо от того, обладают ли такие лица признаками неплатежеспособности и может ли быть в их отношении введена процедура банкротства. Такая позиция приведена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 06.02.2024 N 306-ЭС23-18539.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2023 по делу N А56-134095/2022 оставить без изменения в части взыскания с Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга в пользу Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" 64 064 руб. 30 коп. задолженности.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2023 по настоящему делу отменить.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга" в пользу Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" 45 618 руб. 80 коп. задолженности.
В остальной части в иске о взыскании задолженности отказать.
Требование о взыскании законной неустойки и распределении судебных расходов направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Коль скоро в статье 157.2 ЖК РФ идет речь об отношениях с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ, следует признать, что наниматели жилых помещений специализированного жилищного фонда не относятся ни к одной категории из перечисленных. С такими нанимателями не могут быть заключены прямые договоры ресурсоснабжения. Прямые договоры ресурсоснабжения в такой ситуации должны быть заключены между ресурсоснабжающей организацией и наймодателем, а наниматели жилых помещений специализированного жилищного фонда сохраняют обязанность по оплате коммунальных услуг наймодателю, договоры с которым не утрачивают силы (статья 100 ЖК РФ).
...
При новом рассмотрении Предприятию следует представить расчет неустойки, при определении размера которой учесть не только мораторий, действовавший в 2020 году, но и мораторий, введенный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами". Этот мораторий распространяется на всех юридических лиц, граждан, индивидуальных предпринимателей независимо от того, обладают ли такие лица признаками неплатежеспособности и может ли быть в их отношении введена процедура банкротства. Такая позиция приведена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 06.02.2024 N 306-ЭС23-18539."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 апреля 2024 г. N Ф07-2591/24 по делу N А56-134095/2022