27 апреля 2024 г. |
Дело N А56-129811/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Сергеевой И.В., Филиппова А.Е.,
при участии от Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Ситакова П.В. (доверенность от 14.04.2023), от федерального казенного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский университет федеральной службы исполнения наказаний" Разгуляевой Т.В., Косьянковской А.О. (доверенности от 28.09.2023, от 12.01.2022),
рассмотрев 10.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2023 по делу N А56-129811/2022,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1-3, лит. А, ОГРН 1037843025527, ИНН 7832000069 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский университет федеральной службы исполнения наказаний", адрес: 196602, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Сапёрная ул., д. 34, лит. А, ОГРН 1207800053130, ИНН 7820073721 (далее - Университет), в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить ремонт выявленного объекта культурного наследия "Здание 2", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Саперная ул., д. 34, лит. И, входящего в состав выявленного объекта культурного наследия "Царскосельская уездная тюрьма (2 здания)".
Комитет также просил установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с Университета в случае неисполнения решения в установленный в нем срок, в размере 100 000 руб., в случае дальнейшего неисполнения - 150 000 руб. в месяц до месяца фактического исполнения решения суда.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2023 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 12.07.2023 и постановление от 15.12.2023, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель жалобы не согласен с выводом об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по причине отсутствии утвержденного предмета охраны в отношении объекта.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Университета возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений на нее.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с приказом Комитета от 20.02.2001 N 15 "Об утверждении списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Сапёрная ул., д. 34, лит. И, (далее - Объект) является выявленным объектом культурного наследия "Здание 2", входящим в состав выявленного объекта культурного наследия "Царскосельская уездная тюрьма (2 здания)".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Объект находится в собственности Российской Федерации и передан в оперативное управление Университета, право оперативного управления которого зарегистрировано 23.06.2020.
В силу Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 651, Комитет является органом, уполномоченным на осуществление государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Университет обратился в Комитет с заявлением от 15.12.2020 N исх-85-1340 о выдаче задания на проведение работ по сохранению Объекта, заявление получено Комитетом 17.12.2020.
Кроме того, в письме от 25.11.2022 N исх-85-2879 Университет просил Комитет организовать проведение мероприятий, направленных на определение предмета охраны Объекта.
Указанные обращения оставлены Комитетом без ответа.
В рамках проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия Комитетом проведен осмотр Объекта с фотофиксацией, по результатам которого составлен акт от 13.04.2021 N 01-59-148/21-0-0.
Согласно данному акту по фасадам Объекта в целом наблюдаются участки загрязнения, в том числе цементным раствором серого цвета, отсыревания, местами с деструкцией кирпичной кладки, на крыше Объекта произрастает самосевная растительность, на всех окнах установлены металлические решетки, в оконных заполнениях двух этажей здания Объекта частично отсутствуют стекла.
Комитет, ссылаясь на неисполнение Университетом обязанностей по обеспечению сохранности и надлежащего содержания Объекта, обратился в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций по результатам исследования и оценки доказательств пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
В соответствии со статьей 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно пункту 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ определены обязанности собственника объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия при их содержании и использовании в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта. В частности, на собственника объекта возлагается обязанность не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия (подпункт 2), а также работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (подпункт 3); обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия (подпункт 4).
Как усматривается из материалов дела, Университет в целях решения вопроса о сохранении Объекта неоднократно обращался в Комитет за получением задания на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и о проведении ГИКЭ, однако ответов Университет так и не получил.
Пунктом 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Комитет, являющийся органом охраны объектов культурного наследия, определяет перечень конкретных работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности представленные в материалы дела доказательства, установив, что Комитет в ответ на обращения Университета не выдал последнему задание на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, в отношении которого не проведена историко-культурная экспертиза и не определен предмет охраны, суды двух инстанций пришли к выводу о невыполнении ответчиком ремонтных работ по причине обстоятельств, за которые отвечает истец, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними.
При рассмотрении дела суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2023 по делу N А56-129811/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ определены обязанности собственника объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия при их содержании и использовании в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта. В частности, на собственника объекта возлагается обязанность не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия (подпункт 2), а также работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (подпункт 3); обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия (подпункт 4).
...
Пунктом 1 статьи 45 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 апреля 2024 г. N Ф07-2597/24 по делу N А56-129811/2022