23 мая 2024 г. |
Дело N А56-73271/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения спортивная школа олимпийского резерва "Школа высшего спортивного мастерства по зимним видам спорта" Заики Р.А. (доверенность от 11.04.2024), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Мороза Е.Н. (доверенность от 26.5.2023), от общества с ограниченной ответственностью "ВолгаТехстрой" Кокосьян Е.Ю. (доверенность от 04.04.2022),
рассмотрев 22.05.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения спортивная школа олимпийского резерва "Школа высшего спортивного мастерства по зимним видам спорта" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А56-73271/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "ВолгаТехстрой", адрес: 350089, г. Краснодар, Рождественская наб., д. 51, пом. 90, ОГРН 1023402642031, ИНН 3442062231 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС), от 05.07.2023 N РНП-78-904/23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования спортивная школа олимпийского резерва "Школа высшего спортивного мастерства по зимним видам спорта", адрес: 195112, Санкт-Петербург, ул. Коммуны, д. 47, лит. А, ОГРН 1037843011964, ИНН 7803056211 (далее - Учреждение).
Решением суда первой инстанции от 19.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.02.2024, оспариваемое решение признано недействительным, на УФАС возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем исключения из реестра недобросовестных поставщиков (далее - РНП) сведений об ООО "ВолгаТехстрой", а также о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить решение от 19.10.2023, постановление от 07.02.2024 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, в обжалуемых судебных актах отсутствуют мотивы отклонения представленных Учреждением доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении Обществом обязательств по государственный контракту от 06.02.2023 N 0372200170222000030/23 (далее - Контракт).
Также Учреждение не согласно с выводами судов о невыполнении заказчиком обязательства по передаче объекта в установленный Контрактом срок, которые, как считает податель жалобы, сделаны без учета доказательств, подтверждающих иное (письма от 14.02.2023 N 24, от 07.04.2023 N 297, от 15.05.2023 N 431, от 22.05.2023 N 458, от 29.05.2023 N 481).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просило оставить решение от 19.10.2023 и постановление от 07.02.2024 без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Учреждения, УФАС поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ООО "ВолгаТехстрой" возражала против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.12.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru Учреждение разместило извещение N 0372200170222000030 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по демонтажу большого трамплина (Н-70) К-88 металлической конструкции с кирпичным административным зданием и пристройками, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п.г.т. Токсово, Трамплинная ул., д. 5, лит. А (далее - объект).
Согласно протоколу от 16.01.2023 N ИЭОК1 подведения итогов указанного аукциона, его победителем признано ООО "ВолгаТехстрой", с которым был заключен Контракт, по условиям которого Общество обязано выполнить предусмотренные на объекте работы в течение 6 месяцев с даты его подписания (пункт 5.1. Контракта).
Согласно пункту 4.1.1. Контракта Учреждение обязано передать Обществу объект по акту передачи в течение трех рабочих дней с даты заключения Контракта, то есть до 09.02.2023 (включительно).
Однако, Учреждением в указанный срок объект не был передан.
Впоследствии между Учреждением и ООО "ВолгаТехстрой" велась переписка о сроках передачи объекта и начала выполнения работ на объекте, передаче проекта производства работ (далее - ППР), направлении Учреждением проектной документации по демонтажу объекта (Шифр 18/2022-ПОД) для производства работ, устранении выявленных замечаний в представленной организационно-технической документации, замене башенного крана при производстве работ на объекте на кран шасси автомобильного типа с аналогичными или превышающими техническими характеристиками, а также по вопросу недопуска сотрудников ООО "ВолгаТехстрой" на объект для выполнения работ по Контракту.
Письмом от 25.04.2023 N 347 Учреждение приняло решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, поскольку по состоянию на 25.04.2023 Общество не устранило выявленные замечания в ППР для осуществления работ по Контракту.
Общество письмом от 02.05.2023 N 68 обратилось в Учреждение с заявлением об отмене решения от 25.04.2023 N 347 об одностороннем отказе от исполнения Контракта, приложив ППР с учетом выявленных Учреждением замечаний.
Учреждение 05.05.2023 приняло решение N 415 об отмене ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта и письмом от 11.05.2023 N 420 согласовало исправленный ППР за исключением представленного в его составе календарного плана производства работ, в который просило внести подготовительные работы в части демонтажа отдельных существующих конструкций и коммуникаций, а также работы по устройству безопасных зон для прохода персонала Учреждения.
Письмом от 19.05.2023 N 86 Общество представило откорректированный календарный план, а также запрошенные документы на сотрудников, привлеченных к выполнению работ на объекте.
Письмом от 15.06.2023 N 98 Общество повторно представило Учреждению документы на своих сотрудников и обратило внимание на то, что со стороны заказчика продолжаются действия по недопуску работников на объект.
Ссылаясь на наличие со стороны Учреждения препятствий к исполнению Обществом обязательств по Контракту, ООО "ВолгаТехстрой" приняло решение от 16.06.2023 N 100 об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с невозможностью завершения работ в установленный срок и разместило его в Единой информационной системе.
Учреждение письмом от 23.06.2023 N 549 уведомило о заинтересованности в выполнении работ по Контракту, высказав сомнение в достоверности сведений о о недопуске сотрудников Общества на объект.
В ответ на указанное письмо Общество в тот же день сообщило о невозможности приступить к выполнению работ в связи с недопуском его сотрудников на объект (письмо от 23.06.2023 N 105).
Указанные обстоятельства послужили Учреждению основанием для обращения в УФАС с заявлением от 28.06.2023 о включении информации об ООО "ВолгаТехстрой" в РНП.
Управление на основании поступившей от Учреждения информации вынесло решение от 05.07.2023 N РНП-904-482/23 о включении в РНП сведений в отношении Общества и его единоличном исполнительном органе сроком на 2 года.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу об отсутствии в действиях Общества признаков недобросовестности при исполнении Контракта, признали недействительным оспариваемое решение УФАС и обязали Управление исключить сведения о заявителе из РНП.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Учреждения не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В статье 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) закреплен порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку предоставленной заказчиками информации и, в случае подтверждения ее достоверности, включает соответствующие сведения в РНП (части 4 - 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении соответствующих сведений в РНП уполномоченный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения хозяйствующим субъектом установленных требований и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку существенности выявленного нарушения, степени вины участника закупки, ущербу, нанесенному заказчику.
В соответствии правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Основанием для включения в РНП является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия).
Все эти обстоятельства в каждом конкретном случае подлежат выяснению антимонопольным органом при решении вопроса о наличии оснований для включения определенного субъекта в РНП в рамках установленной процедуры.
Приняв во внимание вышеприведенные правовые позиции, суды двух инстанций, оценив фактические обстоятельства дела, пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае принятие Обществом решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта обусловлено невозможностью исполнения обязательств в установленные сроки, в том числе ввиду действий (бездействия) Учреждения.
Суды приняли во внимание, что Общество разработало ППР (принятый Учреждением); за свой счет провело строительно-техническую экспертизу ПД для разрешения возникших спорных вопросов; в целях исполнения Контракта заключило договоры на аренду строительной техники с экипажем, а также на оказание услуг по осуществлению функций строительного контроля (технического надзора) и понесло соответствующие расходы по ним.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии со стороны Общества недобросовестного поведения, направленного на уклонение от исполнения обязательств по Контракту, и, как следствие, оснований для включения сведений о нем в РНП.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А56-73271/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения спортивная школа олимпийского резерва "Школа высшего спортивного мастерства по зимним видам спорта" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку предоставленной заказчиками информации и, в случае подтверждения ее достоверности, включает соответствующие сведения в РНП (части 4 - 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
...
В соответствии правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2024 г. N Ф07-5146/24 по делу N А56-73271/2023