29 мая 2024 г. |
Дело N А56-52214/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Мериновой Н.В. (доверенность от 09.01.2024), от общества с ограниченной ответственностью "СКС Секьюрити" генерального директора Березняковой В.В. (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 по делу N А56-52214/2023,
УСТАНОВИЛ:
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СКС Секьюрити", адрес: 198412, Санкт-Петербург, г. Ломоносов, наб. Сидоровского канала, д. 2А, лит. А, пом. 7, ОГРН 1089847333531, ИНН 7841393698 (далее - Общество), о взыскании 2 471 104 руб. 72 коп. задолженности по договору от 10.11.2014 N 23/ЗД-000618 аренды земельного участка за период с 01.07.2022 по 31.12.2022.
Решением от 22.08.2023 иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 данное решение изменено; с Общества в пользу Комитета взыскано 373 665 руб. 40 коп. задолженности за период с 01.07.2022 по 31.12.2022; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Комитет в кассационной жалобе просит отменить постановление от 22.01.2024, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм права, несоответствие выводов этого суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и оставить в силе решение от 22.08.2023. По мнению подателя жалобы, расчет арендной платы и задолженности Общества произведен верно, исходя из действующих в Санкт-Петербурге нормативных актов; распоряжение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет по природопользованию) от 21.05.2021 N 151-р об утверждении местоположения береговой полосы не является тем нормативным правовым актом, который влечет необходимость перерасчета арендной платы; применение принципа N 7 основных принципов определения арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (в редакции постановления от 05.05.2017 N 531), в данном случае допустимо только с момента подтверждения Комитетом по природопользованию письмом от 20.09.2023 нахождения части участка в береговой полосе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что при расчете арендной платы по договору принцип N 7 необходимо применять с 12.08.2017, поскольку береговая полоса существует вне зависимости от проведения работ по установлению ее местоположения, от внесения сведений о ней в договор, кадастровый паспорт и Единый государственный реестр недвижимости.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.05.2024 рассмотрение кассационной жалобы было отложено. После отложения рассмотрение жалобы продолжено тем же составом суда.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (правопредшественник Комитета) (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 10.11.2014 N 23/ЗД-000618 аренды земельного участка общей площадью 18 190 кв. м с кадастровым номером 78:40:2054002:3198, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, наб. Сидоровского канала, д. 2а, лит. А, для эксплуатации нежилых зданий (коды - 3.2, 5.0, 6.2, 7.2, 10.1) сроком до 21.08.2063.
Согласно пункту 2.2 договора на участке расположены одиннадцать зданий; участок полностью расположен в переделах водоохранной зоны водного объекта; часть участка площадью 10 578 кв. м расположена в прибрежной защитной полосе водного объекта.
Порядок расчетов определен сторонами в разделе 3 договора.
В соответствии с пунктом 3.6. договора в случае изменения нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) Санкт-Петербурга, регулирующих исчисление размера арендной платы за земельные участки, а также вида деятельности арендатора (в рамках целей использования участка в соответствии с пунктом 1.2 договора) размер арендной платы за участок подлежит изменению соответственно с даты вступления в силу такого нормативного правового акта/с даты изменения вида функционального использования участка, о чем арендатор может быть дополнительно уведомлен арендодателем.
Согласно пункту 3.7 договора арендатор перечисляет арендную плату не позднее 10-го числа первого месяца оплачиваемого квартала.
По акту приема-передачи от 14.11.2014 участок передан арендатору.
Комитет, ссылаясь на образование у Общества задолженности по арендной плате за период с 01.07.2022 по 31.12.2022, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исходя из статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, имеет регулируемый характер, ее размер определяется в порядке, установленном уполномоченным органом.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно принципу N 7 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Положения принципа N 7 предусматривают дополнительные гарантии при установлении размера арендной платы для лиц, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, отнесенных законодательством к землям, ограниченным в обороте.
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" с 01.01.2022 налоговая ставка земельного налога в отношении земельных участков, не указанных в предыдущих пунктах этой статьи, установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ запрещена приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Распоряжением Комитета по природопользованию от 21.05.2021 N 151-р утверждены местоположение береговой линии (границы водного объекта) Сидоровского канала (ИД 767) на территории Санкт-Петербурга, описание береговой линии, ее координаты и опорные точки, отображение береговой линии на картографических материалах согласно приложению N 1 к приложению.
Как установлено апелляционным судом и не оспаривается сторонами, арендуемый ответчиком земельный участок частично находится в 5-метровой береговой полосе общего пользования Сидоровского канала. Данное обстоятельство подтверждается также письмом Комитета по природопользованию от 20.09.2023.
Апелляционный суд, установив, что в границы арендуемого Обществом земельного участка частично попадает береговая полоса водного объекта, в связи с чем участок в силу пункта 8 статьи 27 ЗК РФ не подлежит приватизации, правомерно в соответствии с приведенными выше положениями законодательства пришел к выводу, что размер арендной платы за такой участок не может превышать размер земельного налога, рассчитанный в установленном порядке, и удовлетворил требования Комитета частично.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку материалами дела подтверждается существование в спорный период обстоятельств, влекущих ограничение оборотоспособности арендуемого земельного участка, в связи с чем арендная плата за такой участок должна рассчитываться в льготном порядке вне зависимости от внесения изменений в договор. При этом Комитет не оспаривает наличие оснований для признания участка ограниченным в обороте и не ссылается на возможность иного формирования земельного участка, с исключением из его границ береговой полосы, не соглашаясь только с датой, начиная с которой арендная плата может быть рассчитана в льготном размере. Однако применительно к спорному периоду не имеется оснований не учитывать частичное наложение границ участка на береговую полосу.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемое постановление законным и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данного судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 по делу N А56-52214/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно принципу N 7 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
...
Пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ запрещена приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
...
Апелляционный суд, установив, что в границы арендуемого Обществом земельного участка частично попадает береговая полоса водного объекта, в связи с чем участок в силу пункта 8 статьи 27 ЗК РФ не подлежит приватизации, правомерно в соответствии с приведенными выше положениями законодательства пришел к выводу, что размер арендной платы за такой участок не может превышать размер земельного налога, рассчитанный в установленном порядке, и удовлетворил требования Комитета частично."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 мая 2024 г. N Ф07-5349/24 по делу N А56-52214/2023