17 июня 2024 г. |
Дело N А56-75475/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Трощенко Е.И.,
при участии от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области "Кировская клиническая межрайонная больница" Иванова М.В. (доверенность от 01.04.2024), от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области Рябовой Л.В. (доверенность от 28.12.2023 N 01-09/9810), от государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга" Урвиловой Н.Е. (доверенность от 07.11.2023 N 20),
рассмотрев 17.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024 по делу N А56-75475/2023,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохраненияЛенинградской области "Кировская клиническая межрайонная больница", адрес: 187342, Ленинградская обл., г. Кировск, Советская ул., д. 3, ОГРН 1024701336879, ИНН 4706014482 (далее - Больница), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным заключения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области, адрес: 188640, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское ш., д. 20, каб. 526, ОГРН 1034700558265, ИНН 7815000132 (далее - ТФОМС ЛО), от 02.05.2023 N 58/99.01/044/111/1/11830 и об обязании осуществить выплату в размере 3 428 618 руб. 06 коп. по счету от 06.10.2022 N 1СМ04499-41860с.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга" (далее - ТФОМС СПб).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2023 в удовлетворении заявленных требований Больнице отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2023 отменено, заявленные Больницей требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ТФОМС ЛО, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит обжалуемое постановление отменить.
По мнению подателя жалобы, Методические указания по предоставлению информации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденные председателем Федерального фонда ОМС 30.12.2021 (далее - Методические указания), на которые ссылается суд, не являются нормативным правовым актом и не могут служить основанием для выводов, положенных в обоснование судебного акта. Медико-экономическая экспертиза проводилась ТФОМС ЛО по случаям оказания медицинской помощи в Больнице гражданам, застрахованным в Санкт-Петербурге (межтерриториальные расчеты), и следовательно, ссылка суда на приложение N 12 Методических указаний не обоснована. Податель жалобы указывает, что судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам ТФОМС ЛО о том, что нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере обязательного медицинского страхования, и имеющими высшую юридическую силу по сравнению с Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС), также предусмотрено наличие реестров счетов в электронном виде при информационном взаимодействии участников системы обязательного медицинского страхования. Так, Правилами функционирования государственной информационной системы обязательного медицинского страхования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2021 N 901, установлено, что состав сведений, подлежащих включению в реестр счетов в электронном виде, определяет Федеральный фонд ОМС. При этом положения нормативно-правовых и подзаконных актов полностью опровергают вывод апелляционного суда о том, что "под реестром счетов понимается документ, выполненный на бумажном носителе и содержащий исчерпывающий перечень сведений, распределенных по 19 графам". ТФОМС ЛО полагает, что из перечня, приведенного в приложении N 71 к Тарифному соглашению по обязательному медицинскому страхованию в Ленинградской области на 2022 от 30.12.2022 следует, что не все формулировки нарушений содержат указание на сроки оказания медицинской помощи, однако, относятся к таким нарушениям, и при установлении указанных нарушений к медицинским организациям должны применяться меры, предусмотренные статьей 41 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), в связи с чем медико-экономическая экспертиза по счету от 06.10.2022 N 1СМ04499-41860с проведена ТФОМС ЛО в соответствии с порядком контроля, и проверяющие не вышли за ее пределы. Также податель жалобы отмечает, что недостоверная информация о дате направления внесена именно в реестр счета (файл реестра счетов), а не в учетно-отчетную документацию, и внося в государственную информационную систему обязательного медицинского страхования сведения об оказанной медицинской помощи, не соответствующие первичной медицинской документации, учтено-отчетной документации медицинской организации, Больница нарушила условия заключенного договора и применяя к Больнице санкцию, предусмотренную нормативным правовым актом, ТФОМС ЛО не нарушил ее права и законные интересы.
В отзыве на кассационную жалобу Больница просит оставить ее без удовлетворения, полагая постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ТФОМС ЛО поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Больницы возражал против ее удовлетворения.
Третье лицо в судебном заседании поддержало позицию подателя кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Больница в соответствии со своей уставной деятельностью занимается оказанием медицинской помощи населению, в том числе и по направлениям, выданным медицинскими организациями города Санкт-Петербурга.
На основании оказанной медицинской помощи Больница направила в ТФОМС ЛО счет на оплату от 06.10.2022 N 1СМ04499-41860с.
ТФОМС ЛО на основании представленного Больницей счета была проведена медико-экономическая экспертиза (далее - МЭЭ) с участием ТФОМС СПб.
По результатам проведенной МЭЭ ТФОМС ЛО было выдано заключение от 02.05.2023 N 58/99.01/044/111/1/11830, исходя из которого Больнице было отказано в возмещении затрат на оказание медицинской помощи по следующим основаниям: в результате МЭЭ выявлено нарушение по пункту 2.16.3: несоответствие данных медицинской документации данным реестра счетов, в том числе: некорректное (неполное) отражение в реестре счета сведений медицинской документации (пункт 2.16.3 введен Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.02.2022 N 100н). Данные направления (форма 057/у-04 Приказа Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг") - не соответствуют данным реестра счета.
Полагая заключение ТФОМС ЛО от 02.05.2023 N 58/99.01/044/111/1/11830 незаконным и нарушающим ее права и законные интересы, Больница обратилась в арбитражный суд настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал Больнице в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, отменил решение суда и удовлетворил заявленные Больницей требования.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
Согласно части 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным правилами обязательного медицинского страхования (часть 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Частью 8 статьи 34 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС, в объеме, установленном базовой программой ОМС, не позднее 25 дней с даты представления счета (реестра счетов) медицинской организацией с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Территориальный фонд субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС, осуществляет возмещение средств территориальному фонду по месту оказания медицинской помощи не позднее 25 дней с даты получения счета (реестра счетов), предъявленного территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи, в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи, установленными для медицинской организации, оказавшей медицинскую помощь, с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Порядок осуществления расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС, определяется правилами ОМС.
В соответствии с пунктом 169 Правил ОМС, территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи в течение 10 рабочих дней со дня представления медицинской организацией счета и реестра счета на оплату медицинской помощи проводит медико-экономический контроль предъявленного медицинской организацией счета и реестра счета и при отсутствии дефектов и нарушений, предусмотренных порядком организации и проведения контроля, требующих отклонения счета и реестра счета на оплату медицинской помощи, осуществляет включение счета и реестра счета на оплату медицинской помощи в счет по межтерриториальным расчетам, формируемый в соответствии с пунктом 174 Правил ОМС, и направление его с приложением счета и реестра счета на оплату медицинской помощи в территориальный фонд по месту страхования.
На территории Ленинградской области 30.12.2022 заключено "Тарифное соглашение по обязательному медицинскому страхованию в Ленинградской области на 2022" (далее - Тарифное соглашение).
В случае обнаружения после проведения медико-экономического контроля причин, требующих дополнительного рассмотрения реестра счета на оплату медицинской помощи посредством проведения медико-экономической экспертизы и/или экспертизы качества медицинской помощи, ее (их) проведение осуществляется в соответствии с порядком организации и проведения контроля.
Согласно части 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены программами обязательного медицинского страхования, договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, устанавливающим в том числе формы его проведения, его продолжительность, периодичность, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (часть 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
В силу части 3 статьи 40 Закона N 326-ФЗ медико-экономический контроль - это установление соответствия сведений об объемах и стоимости оказанной застрахованным лицам медицинской помощи на основании представленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию или договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, программам обязательного медицинского страхования, объемам предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи.
Медико-экономическая экспертиза - это установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объемов медицинской помощи, предъявленных к оплате, записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации (часть 4 статьи 40 Закона N 326-ФЗ, пункт 14 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2021 N 231н (далее - Порядок N 231н).
Пункт 17 Порядка N 231н раскрывает те действия, которые совершаются при проведении экспертизы, на предмет такой экспертизы, то есть установления соответствия фактических сроков и объемов медицинской помощи, и не может применяться или толковаться вне взаимосвязи с целями медико-экономической экспертизы, установленными законом.
Таким образом, значение имеет, установлено ли в результате оценки по критериям, предусмотренным пунктом 17 Порядка N 231н, нарушение объема или сроков медицинской помощи.
Предметом медико-экономической экспертизы является проверка соответствия сроков и объемов оказания медицинской помощи.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ, пунктом 45 Порядка N 231н, территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном ФОМС, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Согласно части 1 статьи 41 Закона N 326-ФЗ сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию, Федеральный фонд в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Взаимные обязательства медицинских организаций, страховых медицинских организаций и Федерального фонда, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, включающим в себя методику исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным правилами обязательного медицинского страхования. Размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и штрафов, исчисленных и установленных в соответствии с настоящей частью, указываются в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии с частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 41 Федерального закона N 326-ФЗ).
Из приведенных положений Закона N 326-ФЗ следует, что допущенные медицинской организацией нарушения, за которые предусмотрена возможность применения к медицинской организации штрафа, не могут носить формальный характер, а должны быть связаны с неоказанием, несвоевременным оказанием либо оказанием медицинской помощи ненадлежащего качества.
Данный правовой подход изложен в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2022 N 309-ЭС22-11221.
В приложении N 1 к Порядку N 231н приведен перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), который содержит раздел 2.16 "несоответствие данных медицинской документации данным реестра счетов" и нарушения, выявляемые при проведении медико-экономической экспертизы: код нарушения/дефекта 2.16.3 "некорректное (неполное) отражение в реестре счета сведений медицинской документации".
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Реестр счетов должен содержать следующие сведения: наименование медицинской организации; ОГРН в соответствии с ЕГРЮЛ; период, за который выставлен счет; номер позиции реестра; сведения о застрахованном лице (фамилия, имя, отчество (при наличии), пол, дата и место рождения, данные документа, удостоверяющего личность номер полиса); сведения об оказанной застрахованному лицу медицинской помощи (вид оказанной медицинской помощи (код), диагноз в соответствии с МКБ-10, дату начала и дату окончания лечения, объемы оказанной медицинской помощи, профиль оказанной медицинской помощи (код), специальность медицинского работника, оказавшего медицинскую помощь (код), тариф на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, стоимость оказанной медицинской помощи, результат обращения за медицинской помощью (код)).
В приложении N 12 к Методическим указаниям приведена форма реестра счетов, реестр счетов на оплату медицинской помощи формируется медицинской организацией ежемесячно, представляется в страховую медицинскую организацию (филиал) в течение пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным, и является основанием для оплаты страховой медицинской организацией (филиалом) медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в отчетном месяце.
В реестр счетов медицинской организацией вносятся персонифицированные сведения о пролеченном больном и персонифицированные сведения об оказанной ему медицинской помощи на основе данных медицинской документации. Реестр счетов подписывается руководителем и главным бухгалтером медицинской организации с расшифровкой подписей, с указанием даты подписания. Подписи скрепляются печатью организации.
Таким образом, под реестром счетов понимается документ, выполненный на бумажном носителе и содержащий исчерпывающий перечень сведений, распределенных по 19 графам. При этом данные, отраженные в реестре счетов, позволяют достичь цели медико-экономической экспертизы, установить фактические сроки оказания медицинской помощи и объем предъявленных к оплате медицинских услуг.
В силу пункта 13 части 8 статьи 33 Закона N 326-ФЗ Федеральный фонд обязательного медицинского страхования вправе обрабатывать данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под персонифицированным учетом в сфере обязательного медицинского страхования понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования (статья 43 Закона N 326-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что на основании оказанной медицинской помощи Больница направила в ТФОМС ЛО счет на оплату.
ТФОМС ЛО на основании представленного Больницей счета была проведена МЭЭ с участием ГУ ТФОМС СПб и выдано заключение от 02.05.2023 N 58/99.01/044/111/1/11830, согласно которому Больнице было отказано в возмещении затрат на оказание медицинской помощи по следующим основаниям: в результате МЭЭ выявлено нарушение по пункту 2.16.3: несоответствие данных медицинской документации данным реестра счетов, в том числе: некорректное (неполное) отражение в реестре счета сведений медицинской документации (пункт 2.16.3 введен Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.02.2022 N 100н). Данные направления (форма 057/у-04 Приказа Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг") - не соответствуют данным реестра счета.
Форма реестра счетов, утвержденная Методическими указаниями, не содержит графы, в которых могла бы отражаться информация об учреждениях, выдавших направления на госпитализацию пациента. Включение в реестр счетов данной информации не предусмотрено и пунктом 147 Правил ОМС, утвержденных приказом N 108-Н, так как пункт 147 Правил ОМС содержит закрытый перечень сведений, подлежащих включению в реестр счетов и включает в себя сведения о дате начала и дате окончания оказания медицинской помощи.
Действительно, Приказом ФФОМС от 31.03.2021 N 34н утвержден порядок информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования и определены форматы файлов для информационного взаимодействия, предусмотрено введение дополнительной информации в соответствующие поля, но указанное не изменяет содержание положений пункта 147 Правил ОМС, в связи с чем только указанная в этом пункте информация подлежит проверке в ходе медико-экономической экспертизы и сопоставлению с фактическими сведениями, содержащимися в первичной медицинской документации на предмет соответствия сроков и объемом медицинской помощи.
Как установлено в судебном заседании судом апелляционной инстанции и не оспаривалось ТФОМС ЛО, при проведении медико-экономической экспертизы нарушений сроков и объема оказания Больницей медицинской помощи не выявлено.
При этом, как установил апелляционный суд, сведения по вмененному Больнице нарушению по пункту 2.16.3, содержатся в файле со сведениями в разделе "сведения о законченном случае", о номере медицинской карты стационарного больного - в разделе "сведения о случае", но не в разделе "счет".
С учетом вышеприведенных норм права и подзаконных нормативно-правовых актов, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что раздел 2 приложения к Порядку N 231н, как и пункт 2.16.3 этого раздела, могут применяться ТФОМС исключительно во взаимосвязи с положениями пунктов 14 и 17 Порядка N 231н, предполагающими проверку медицинской документации на предмет установления соответствия фактических объемов медицинской помощи.
Положения раздела 2 приложения к Порядку N 231н раскрываются в Тарифном соглашение по ОМС в Ленинградской области на 2023 год (далее - Тарифное соглашение), размещенном на сайте Фонда по адресу: www.loforms.spb.ru, а именно в приложении N 51 - перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшения оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, по ТП ОМС в ЛО (в рамках базовой) на 2023 год.
В частности, по пункту 2.16.3 приложения N 51 к Тарифному соглашению, содержащемуся в разделе 2 "нарушения, выявляемые при проведении медико-экономической экспертизы" (то есть аналогично по наименованию и нумерации в соответствии с приложением к Порядку N 231н) установлено, что за некорректное (неполное) отражение в реестре счета сведений медицинской документации значение коэффициента для определения размера неоплаты или неполной оплаты затрат медицинской организации на оказание медицинской помощи составляет 1 (100% неоплата), значение коэффициента для определения размера штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества - не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что ТФОМС ЛО при проведении медико-экономической экспертизы, не установив факта расхождения объема оказанной Больницей медицинской помощи согласно первичной медицинской документации сведениям, указанным в счете на оплату, вопреки требованиям Порядка N 231н, вышел за пределы проведения медико-экономической экспертизы и необоснованно применил санкцию в виде 100% неоплаты счетов, и отказал Больнице в возмещении понесенных расходов за надлежащим образом оказанную медицинскую помощь.
Принимая во внимание отсутствие доказательств неоказания Больницей медицинских услуг по проверенным случаям медицинской помощи, нарушения сроков и объема, оказанной медицинской помощи, суд апелляционной инстанции также пришел к правомерному выводу о том, что Больница допустила нарушения в результате ненадлежащего ведения учетно-отчетной документации, то есть в процессе хозяйственной (экономической), а не медицинской деятельности.
Некорректное внесение в медицинскую информационную систему даты направления на госпитализацию в отсутствие установленного факта нарушения Больницей сроков и объема оказания медицинских услуг, не может являться основанием для применения финансовых санкций (неоплаты) по подпункту 2.16.3 Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи): "некорректное (неполное) отражение в реестре счета сведений медицинской документации", поскольку подпункт 2.16.3 входит в пункт 2.16 "несоответствие данных медицинской документации данным реестра счетов", и является излишне формальной позицией, которая влечет нарушение прав и законных интересов Больницы, оказавшей надлежащую медицинскую помощь в установленные сроки и в необходимом объеме (цель обращения за медицинской помощью была достигнута).
При таких обстоятельствах, вывод апелляционного суда об отсутствии со стороны Больницы нарушений, подлежащих квалификации по коду нарушения/дефекта 2.16.3 и являющихся основанием для отказа в оплате оказанной медицинской помощи, является обоснованным.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции суд кассационной инстанции не усматривает.
Доводы подателя жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, которые были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку.
Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы ТФОМС ЛО не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024 по делу N А56-75475/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции оставил без изменения решение апелляционного суда, удовлетворившего требования медицинской организации о возмещении затрат на оказанную медицинскую помощь. Суд установил, что нарушения, указанные фондом обязательного медицинского страхования, не являются основанием для отказа в оплате, так как фактические объемы и сроки оказания помощи соответствовали требованиям законодательства.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июня 2024 г. N Ф07-5962/24 по делу N А56-75475/2023