18 июня 2024 г. |
Дело N А66-11880/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 18.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МКДбюро" на решение Арбитражного суда Тверской области от 16.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 по делу N А66-11880/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МКДбюро" (170030, г. Тверь, ул. Можайского, д. 75, кв. 64; ОГРН 1166952073903; ИНН 6952009978; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным представления прокуратуры Московского района города Твери (170100, г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 7; далее - Прокуратура) от 17.07.2023 N 875ж-2023.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Тверской области (170100, г. Тверь, ул. Симеоновская, д. 27; ОГРН 1026900569662; ИНН 6905000777).
Решением суда первой инстанции от 16.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.02.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое представление является неправомерным.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, контейнерной площадкой накопления твердых коммунальных отходов, расположенной на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: г. Тверь, ул. Левитана, д. 38, пользовались граждане, проживающие в указанном многоквартирном доме, а также в многоквартирных домах 34, 36/75 по ул. Левитана и многоквартирного дома 75 по ул. Можайского.
Общим собранием собственников многоквартирного дома 38 по ул. Левитана, оформленным протоколом от 31.03.2023, принято решение о демонтаже контейнерной площадки, расположенной на придомовой территории указанного дома, с дальнейшим исключением этой площадки из реестра мест накопления твердых коммунальных отходов.
Управляющей организацией многоквартирного дома 38 по ул. Левитана (ООО "Вектор 21") 06.04.2023 направлено уведомление об указанном решении общего собрания собственников иным управляющим организациям, осуществляющим управление многоквартирным домом 34 по ул. Левитана (ООО "УК Старт"), многоквартирным домом 36/75 по ул. Левитана (ООО "УК Престиж"), многоквартирным домом 75 по ул. Можайского (Общество), о необходимости в срок до 30.06.2023 организовать собственные контейнерные площадки.
Прокуратура, установив, что Обществом не организовано место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов многоквартирного дома по адресу: г. Тверь, ул. Можайского, д. 75, внесла ему представление от 17.07.2023 N 875ж-2023 об устранении нарушений действующего законодательства.
Общество не согласилось с представлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности представления, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно пункту 26(1) которого в этот перечень включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В пункте 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, указано, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями (подпункт "д(2)").
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по организации уборки придомовой территории, сбору мусора и вторичных материалов (раздел III).
Согласно подпункту 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечить установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Из системного толкования указанных норм права следует, что организация мест (площадок) по накоплению твердых коммунальных отходов, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома; на управляющую организацию возложена обязанность по организации (созданию) и содержанию площадки накопления твердых коммунальных отходов для нужд собственников помещений многоквартирного дома, управление которым она осуществляет.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Одним из случаев, когда такая обязанность возлагается на иных лиц, является исполнение обязанностей, связанных с содержанием общего имущества многоквартирного дома. Лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, отвечающее за содержание общего имущества многоквартирного дома, обязано обеспечить возможность накопления твердых коммунальных отходов на обустроенной площадке.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание таких мест (площадок) с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
В данном случае суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что на Общество как на управляющую организацию многоквартирного дома 75 по ул. Можайского, осуществляющую содержание общего имущества этого дома, возложена обязанность оборудовать и содержать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов данного многоквартирного дома.
При этом согласно письму администрации Московского района города Твери от 20.09.2023 N 33/2111-и от Общества в орган местного самоуправления не поступало уведомление о невозможности размещения контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов на придомовой территории дома 75 по ул. Можайского г. Твери.
Как указали суды, доказательств отсутствия реальной возможности исполнить свою обязанность по оборудованию места сбора твердых коммунальных отходов Обществом в материалы дела не представлено.
Довод Общества о возникновении у него в силу приобретательной давности вещных прав на контейнерную площадку, расположенную на придомовой территории дома 38 по ул. Левитана, отклонен судами двух инстанций.
Руководствуясь положениями статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) с учетом разъяснений, приведенных в постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суды пришли к выводу о недоказанности Обществом открытого непрерывного добросовестного владения спорным объектом как своим собственным в течение установленного законом срока.
Суды также отклонили довод Общества о ничтожности в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 181.5 ГК РФ решения общего собрания собственников помещений дома 38 по ул. Левитана, которым принято решение о демонтаже существующей у этого дома контейнерной площадки, указав на отсутствие конкретной нормы права, позволяющей Обществу заявлять в рамках оспаривания представления Прокуратуры требование о ничтожности указанного решения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокуратура Российской Федерации, в частности, осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина руководителями коммерческих организаций.
Прокурор, реализуя указанные полномочия, вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона (пункт 1 статьи 22 Закона N 2202-1).
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого представления Прокуратуры нормам действующего законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 по делу N А66-11880/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МКДбюро" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность представления прокуратуры о необходимости организации контейнерной площадки для твердых коммунальных отходов, отметив, что управляющая организация обязана обеспечить содержание общего имущества многоквартирного дома. Жалоба управляющей компании отклонена, так как не представлено доказательств невозможности выполнения обязательств по организации площадки. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июня 2024 г. N Ф07-4613/24 по делу N А66-11880/2023