20 июня 2024 г. |
Дело N А52-2747/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Елагиной О.К., Пряхиной Ю.В.,
рассмотрев 20.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу регионального оператора - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 18.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2024 по делу N А52-2747/2023,
УСТАНОВИЛ:
Региональный оператор - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области, адрес: 180007, г. Псков, Петровская ул., д. 51, ОГРН 1146000000035, ИНН 6027999260 (далее - Фонд), обратился в Арбитражный суд Псковской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Обслуживание жилого фонда Стройсоюз", адрес: 198261, Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 114, к. 1, ОГРН 1067847116864, ИНН 7805388477 (далее - Общество), о взыскании 1 141 908 руб. 22 коп. излишне уплаченных денежных средств по договору от 20.08.2021 N 86/КР.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Псковской области.
Решением суда от 18.10.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.03.2024, в иске отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, Фонд (заказчик) и Общество (подрядчик) 20.08.2021 заключили договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области N 86/КР (далее - Договор), согласно которому подрядчик обязался выполнить и сдать работы по капитальному ремонту общего имущества домов указанных в перечне объектов капитального ремонта согласно приложению 1 к Договору, в порядке, объеме и сроки, предусмотренные Договором, а заказчик принять и оплатить.
Согласно пункту 2.1 Договора, стоимость выполнения работ, определенная по результатам проведения электронного аукциона, составляет 15 291 132 руб. 48 коп. (в редакции дополнительного соглашения от 27.12.2021).
Пунктом 2.2 Договора стороны предусмотрели, что цена Договора может быть увеличена по соглашению сторон в ходе исполнения, но не более чем на 15% в связи с пропорциональным увеличением объемов работ.
Окончательная стоимость работ по объекту определяется на основании актов о приемке выполненных работ формы КС-2 и справок о стоимости выполненных объемов и видов работ в соответствии с проектной документацией по объекту (пункт 2.4 Договора).
Пунктом 5.1 Договора предусмотрено, что выполнение работ подрядчиком по Договору осуществляется в соответствии с действующим законодательством, проектной документацией, строительными нормами и правилами, строительными регламентами, федеральными законами и другими действующими нормативными документами в области строительства.
Пунктом 9.1.14 Договора предусмотрено, что ответчик обязан обеспечить при производстве работ на объекте применение материалов, изделий, конструкций и оборудования, соответствующих требованиям технического задания, проектной документации, стандартам и техническим условиям.
Пунктом 9.1.19 Договора предусмотрено, что подрядчик обязан обеспечить производство работ в полном соответствии с проектной документацией, стандартами, строительными нормами и правилами, и иными действующими на территории Российской Федерации нормативными правовыми актами; качество выполнения всех работ в соответствии с проектной документацией, действующими нормами и техническими условиями.
Согласно пункту 7.9 Договора заказчик с участием лиц, осуществляющих строительный контроль и лиц, указанных в пункте 8.1.5 Договора, совместно с подрядчиком при приемке работ по объекту осуществляет проверку всей исполнительной, технической и проектной документации (далее - ПД) по капитальному ремонту объекта, проверку достоверности сведений, полноты и качества имеющейся в представленной подрядчиком документации, в том числе, в журнале РД 11-05-2007, актах формы КС-2 и справках формы КС-3, заказчик вправе потребовать от подрядчика представления дополнительных документов, подтверждающих объем выполненных работ, передав подрядчику перечень дополнительной документации и согласовав порядок и сроки ее предоставления.
Согласно пункту 7.12. Договора приемка работ производится по акту приемки работ по объекту после выполнения всех работ в полном соответствии с договором, нормативно-технической и проектной документацией, а также после устранения всех дефектов и недостатков в соответствии с пунктами 7.5 и 7.9 Договора и подписания акта приемки работ по объекту.
Пунктом 7.15 Договора установлено, что работы по договору считаются выполненными с даты подписания последнего акта приемки работ по объекту, который являлся основанием для оплаты ответчику стоимости работ.
Во исполнение условий Договора ответчиком выполнены работы на сумму 15 291 132 руб. 48 коп., что подтверждается актами о приемке выполненных работ и справками о стоимости выполненных работ от 21.12.2021 N 1 на сумму 13 141 467 руб. 44 коп., от 21.12.2021 N 2 на сумму 244 384 руб. 27 коп., от 21.12.2021 N 3 на сумму 1 905 280 руб. 77 коп.
Акт приемочной комиссии о приемке оказанных услуг, выполненных работ при проведении капитального ремонта в многоквартирном доме, подписан сторонами 21.12.2021 без возражений и замечаний.
Фондом, согласно пункту 2.9 Договора, перечислен аванс Обществу на сумму 2 007 877 руб. 75 коп., что подтверждается платежным поручением от 20.08.2021 N 3732. Окончательный расчет за выполненные работы по Договору произведен истцом в сумме 13 283 254 руб. 73 коп., что подтверждается платежным поручением от 28.12.2021 N 4183.
По итогам проведенной Управлением Федерального казначейства по Псковской области выездной проверки составлен акт от 30.09.2022 N 21-05/14, согласно которому установлено, что в пункте 133 локальной сметы 5 (после уточнения объемов работ) и в пункте 133 акта выполненных работ формы КС-2 N 1 к сметной норме ФССЦпг-01-01-041 - "Погрузо-разгрузочные работы при автомобильных перевозках: погрузка мусора строительного с погрузкой вручную" необоснованно применен индекс изменения сметной стоимости по строке "Оплата труда" в размере 23,37 к величине затрат на эксплуатацию машин и механизмов.
В соответствии с примечанием 2 к приложению 2 "Индексы изменения сметной стоимости по элементами прямых затрат по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на III квартал 2021 года" к письму Минстроя России от 02.08.2021 N 31891-ИФ/09 "Об индексах изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2021 года" индексы изменения сметной стоимости по строке "Оплата труда" применяются к соответствующей величине затрат на оплату труда рабочих-строителей, на оплату труда пусконаладочного персонала и на оплату труда рабочих, занятых на управлении машинами и механизмами.
В нарушение статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта а пункта 11 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Минстроя России от 04.08.2020 421/пр, пунктов 7.9 и 7.12 договора
89/КР, в результате применения индекса изменения сметной стоимости по строке
Оплата труда
в размере 23,37 к величине затрат на эксплуатацию машин и механизмов к сметной норме ФССЦпг-01-01-01-041 -
Погрузо-разгрузочные работы при автомобильных перевозках: погрузка мусора строительного с погрузкой вручную
излишне оплачено денежных средств на сумму 144 586 руб. 52 коп. (платежное поручение от 28.12.2021
4183, акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 21.12.2021
1). Сметная стоимость работ по капитальному ремонту фасада дома
15, пр. Октябрьский, г. Псков, составила 15 291 132 руб. 48 коп., НДС не облагается. Для пересчета в текущие индексы применен индекс изменения сметной стоимости по элементам прямых затрат на 3 квартал 2021 года. К
зп = 23,37; Кэмм = 7,62 руб.; Кзпм - 23,37; Кмат = 6,29 (многоквартирные жилые дома - кирпичные) согласно письму Минстроя России от 02.08.2021
31891-ИФ/09.
В результате проведения выездной выборочной проверки Управлением Федерального казначейства по Псковской области локального сметного расчета N 5 "Работы по уточненным объемам. Капитальный ремонт фасада многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Псковская обл., г. Псков, Октябрьский пр., д. 15", локально сметного расчета N 3 "Непредвиденные затраты по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: Псковская обл., г. Псков, Октябрьский пр., д. 15 (в счет непредвиденных затрат)", локально сметного расчета N 3 "Дополнительные расходы по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: Псковская обл., г. Псков, Октябрьский пр., д. 15 (в счет дополнительных затрат)" выявлены следующие нарушения:
- ПД ОП8-2-2021-АР, листы 13, 16 (пункт 3 таблицы N 6.1 приложения N 7) предусмотрены работы по ремонту балконных плит раствором "Скрепа 500" толщиной слоя 4-40 мм и ремонт ограждений балконов раствором "Скрепа финишная" толщиной слоя 5-15 мм.
- локально-сметный расчет N 5 "Работы по уточненным объемам. Капитальный ремонт фасада многоквартирного дома" позиции 87, 88, 89, 90 (пункт 4 таблицы N 6.1 Приложения N 7) данные работы учтены расценками: ФЕРр 61-17-9 "Ремонт штукатурки наружных столбов, прямоугольных колонн и пилястр с земли и лесов по камню и бетону; декоративным раствором с каннелюрами толщиной слоя до 40 мм", в составе работ которых учтено оштукатуривание поверхности и нанесение дополнительного слоя декоративным раствором.
Управлением Федерального казначейства по Псковской области при проверке были проанализированы технические характеристики предусмотренных ПД смесей "Скрепа М500 ремонтная" и "Скрепа финишная", и в акте проверки N 21-05/14 на странице 102 был сделан вывод о применении сухих смесей "Скрепа" для гидроизоляции и ремонта бетонных и кирпичных поверхностей и не применения указанных смесей в качестве декоративного раствора (страница 102 акта проверки N 21-05/14).
Кроме того, в составе расценок учтена стоимость ресурса по коду ФССЦ - 04.3.01.120111 Раствор готовый отделочный тяжелый, цементно-известковый, состав 1:1:6
общим количеством 21, 696 м
, применение которого ПД не обосновано.
В нарушение требований, установленных частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 35 Методики N 421/пр, пункта 6.7 Методических рекомендаций N 519/пр, локальный сметный расчет выполнен с содержанием видов работ, не предусмотренных ПД, а именно: в локальном сметном расчете N 5 "Работы по уточненным объемам. Капитальный ремонт фасада многоквартирного дома", расположенного по адресу: г. Псков, Октябрьский пр., д. 15, стоимость работ по ремонту балконных плит и ограждений определена с применением единичных расценок, по составу работ и учтенных ресурсов, не соответствующих работам, предусмотренным в ПД. Завышение сметной стоимости работ по ремонту балконных плит и ограждений, ввиду включения в локально сметный расчет единичных расценок по составу работ и затрат не соответствующих ПД составляет 224 738 руб. 03 коп., НДС не облагается (платежные поручения от 20.08.2021 N 3732, от 28.12.2021 N 4183) (страницы 159-161 акта проверки N 21-05/14).
Актом формы КС-2 от 21.12.2021 N 1 позиции 36, 37 46, 47, 55, 56, 70, 71 (пункт 26 таблицы N 6.1 Приложения N 7 Отчета) приняты к оплате работы по ремонту поверхности наружных карнизных тяг, сандриков, ремонту декоративных элементов штукатуркой мелкозернистой "Рунит для карнизов и тяг накрывочная" толщиной слоя 3 мм.
Работа в акте формы КС-2 учтена расценками ФЕРр 61-22ЛЗ Ремонт штукатурки наружных прямолинейных, горизонтальных и вертикальных тяг по камню и бетону декоративным раствором площадью в одном месте свыше 1 до 5 м
с земли и лесов
, ФЕРр 61-23-09
Ремонт штукатурки наружных криволинейных, горизонтальных и вертикальных тяг по камню и бетону декоративным раствором площадью в одном месте до 1 м
: с земли и лесов
. Составом работ данных расценок учтено оштукатуривание поверхности цементно-известковым раствором и нанесение слоя декоративным раствором. При этом в составе ресурсной части расценок учтен ресурс по коду ФССЦ-04.3.01.12-0111
Раствор готовый отделочный тяжелый, цементно-известковый, состав 1:1:6
общим количеством 5,903х5,1 + 1,023х5,1 + 3,4686х5,1 + 0,012х5,1 = 53,07 м
.
Выполнение работ по ремонту поверхности наружных карнизных тяг, сандриков, ремонту декоративных элементов освидетельствовано актами освидетельствования скрытых работ (далее - АОСР) без даты 16,
25 (пункты 41-42 таблицы
6.1 приложения 7 настоящего отчета). В актах указаны освидетельствованные работы: выравнивающая штукатурка наружных кирпичных тяг на площади 590,3 м
, выравнивающая штукатурка декоративных элементов (крупных и малых), сандриков на площади 451,79 м
. АОСР освидетельствовано, что работы выполнены в соответствии с проектной документацией ОП8-2-2021-АР и подтверждено применение при выполнении работ штукатурной смеси
Рунит для карнизов и тяг накрывочная
.
В представленном в составе ПД ОП8-2-2021-АР, лист 11 предусмотрен ремонт поверхности с применением штукатурки мелкозернистой "Рунит для карнизов и тяг накрывочная" с предварительным грунтованием поверхности и последующей окраской. Применение при выполнении данных работ раствора отделочного тяжелого цементно-известкового ПД не предусмотрено.
Таким образом, актом формы КС-2 приняты к оплате стоимость фактически не уложенного в дело раствора отделочного тяжелого цементно-известкового в количестве 53,07 м, что подтверждается исполнительной документацией.
Фондом оплачены первичные учетные документы, содержащие объемы материалов, не предусмотренные ПД и не подтвержденные исполнительной документацией, а именно: актом формы КС-2 от 21.12.2021 1 в составе работ по ремонту поверхности наружных карнизных тяг, сандриков, ремонту декоративных элементов принята к оплате стоимость раствора отделочного тяжелого цементно-известкового в количестве 53,07 м
, применение которого не предусмотрено ПД (альбом ПД ОП8-2-2021-АР, лист 11) и не подтверждено исполнительной документацией. Сумма завышения стоимости принятых к оплате работ составляет 164 447 руб. 88 коп., НДС не облагается (платежные поручения от 20.08.2021
3732, от 28.12.2021
4183).
Актом формы КС-2 от 21.12.2021 позиции 23,102 (пункт 26 таблицы 6.1 приложения 7 Отчета) приняты к оплате работы по очистке поверхностей металлических элементов фасада и металлических ограждений балконов.
Работы в первичном учетном документе учтены расценкой ФЕРр 62-46-01 "Очистка поверхностей от стойких химических загрязнений". Расценкой учтены следующие работы: очистка поверхности от загрязнения; предварительная обработка очищаемой поверхности специальным составом от сажистых загрязнений, грибка, плесени, для удаления пятен ржавчины и ржавых потеков, нефтемасляных загрязнений; промывка обработанной поверхности водой; приготовление многокомпонентного состава; очистка поверхностей от лакокрасочных материалов различной природы, удаление масложировых пятен, удаление следов (ореолов, теней), оставшихся на поверхности после удаления граффити, за 2 раза; окончательная очистка и промывка поверхности водой.
Ресурсной частью расценки учтены ресурсы по кодам: ФССЦ-14,2.05.06-0002 "Состав для очистки поверхностей от стойких химических загрязнений"; ФССЦ-14.2.05.06-003 "Средство для удаления граффити на основе щелочно-водной композиции".
Таким образом, составом работ и ресурсной частью расценки ФЕРр 62-46-01 учтен комплекс работ по очистке поверхности многократной обработкой чистящими составами, включая применение приготовляемого на месте производства работ многокомпонентного состава для удаления граффити.
Фондом оплачены первичные учетные документы, содержащие виды материалов, не подтвержденные исполнительной документацией, а именно: актом формы КС-2 от 21.12.2021 N 1 в составе работ по очистке поверхностей металлических элементов фасада и металлических балконных ограждений принята к оплате стоимость средства для удаления граффити на основе щелочно-водной композиции в количестве 411,7 кг, применение которого не подтверждено исполнительной документацией. Сумма завышения стоимости принятых к оплате работ составляет 553 639 руб. 57 коп., НДС не облагается (платежные поручения от 20.08.2021 N 3732, от 28.12.2021 N 4183).
Управлением Федерального казначейства по Псковской области 18.08.2022 проведен контрольный обмер и визуальный осмотр по объекту "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Псковская обл., г. Псков, пр. Октябрьский, д. 15", по результатам которого составлена ведомость N 9 пересчета выявленных несоответствий к акту контрольного обмера и визуального осмотра (далее - Ведомость).
Согласно пункту 1.1 Ведомости - актом формы КС-2 от 21.12.2021 1 оплачены работы по окраске масляными составами металлических поверхностей в количестве 55,8 м
. В ходе контрольного обмера и осмотра произведены замеры окрашенных металлических поверхностей (общедомовые входные блоки), установлено количество 34,34 м
. В ходе проведения контрольного обмера и осмотра установлено, что все металлические двери входов в подъезд окрашены фасадной краской, непригодной для окрашивания металлических поверхностей.
Как указал истец, им оплачены первичные учетные документы, содержащие фактически невыполненные работы по окраске масляными составами металлических поверхностей; ремонту (восстановлению) буквы "Я"; установке вентиляционных решеток для цокольных окон, места для установки которых не подготовлены; окраске части металлических решеток ограждения балконов со стороны внутреннего двора; устройству покрытия козырьков, фактическая площадь выполненной работы по которым меньше, чем принято к оплате; установке части решеток для чистки обуви, места для установки которых подготовлены. Общая сумма оплаченных, но фактически не выполненных работ, составила 54 496 руб. 22 коп., НДС не облагается.
Общая сумма излишне оплаченных денежных средств по расчету Управления Федерального казначейства по Псковской области составила 1 141 908 руб. 22 коп. (144 586 руб. 52 коп. + 224 738 руб. 03 коп. + 164 447 руб. 88 коп. + 553 639 руб. 57 коп. + 54 496 руб. 22 коп.).
Согласно выданному представлению об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации от 24.11.2022 N 57-21-07/3078 - Управление Федерального казначейства по Псковской области обязало Фонд в срок до 01.07.2023 устранить выявленные нарушения и обеспечить возврат денежных средств.
Фонд 17.01.2023 направил в адрес Общества претензию N 04-09/74, с требование о возврате излишне уплаченных денежных средств, оставленную без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Фонда в суд с иском.
Суды не нашли правовых оснований для удовлетворения иска.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
В силу статьи 1102 ГК РФ обязанность возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) возникает у лица, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (потерпевшего), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При обращении в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения истец должен доказать, что имел место факт обогащения одного лица за счет другого, такое обогащение произошло при отсутствии к тому законных оснований, а также размер неосновательного обогащения.
В силу пункта 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (пункт 1 статьи 711 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, ответчиком работы были сданы и приняты истцом в полном объеме. Из материалов дела не следует, что заказчик в ходе приемки работ заявлял о каких-либо недостатках.
Суды также обоснованно указали, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о направлении ответчику претензий по недостаткам выполненных работ в порядке статей 720, 723 ГК РФ, в том числе не усматривается, что выявленные недостатки носили скрытый характер и не моги быть обнаружены Фондом при непосредственной приемке выполненных работ.
Таким образом, выполненные подрядчиком работы были приняты заказчиком без каких-либо претензий, в том числе по объему, качеству и цене работ, и полностью оплачены заказчиком, что само по себе свидетельствует о потребительской ценности результатов работ для последнего.
Доводы истца относительно произведенных обследований объектов и его ссылки на выданное предписание, обоснованно отклонены судами, поскольку кроме акта выездной проверки от 30.09.2022 N 21-05/14 и произведенного на его основании предписания контролирующего органа, не представлено ни одного доказательства невыполнения подрядчиком работ или выполнения их в меньшем объеме.
Как правильно отметила апелляционная инстанция, доводы истца не связаны с некачественным выполнением работ или их выполнением в меньшем объеме. Позиция истца касается лишь правильности составления сметы.
Вместе с тем, при согласовании локальной сметы и приемке работ заказчик имел возможность проверить использованные расценки.
Поскольку смета была согласована, а акты подписаны без замечаний, истец согласился с указанной в актах ценой выполненных работ, тем самым признав объемы, качество работ и расценки обоснованными.
Как правильно указали суды, в соответствии со статьей 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Дополнительные соглашения, изменяющие объем либо стоимость работ, сторонами не заключались.
Основания для снижения цены Договора судами не установлены.
Также обоснованно отмечено судами то, что поскольку подрядчик подписал Договор и прилагаемые к нему сметы в том виде, в котором они входили в документацию, и следовал указанной смете при выполнении работ и составлении акта приемки их результатов, постольку акт контрольного органа не может повлиять на его права и обязанности в частноправовых отношениях.
Суды пришли к правильному выводу о том, что акт контрольного обмера выполненных работ, составленный по результатам обследования, не является безусловным доказательством нарушения подрядчиком обязательств по Договору и не может служить основанием для взыскания с него обоснованно полученных денежных средств.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов. По существу, эти доводы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права, которые являются безусловными основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 18.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2024 по делу N А52-2747/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу регионального оператора - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении иска о взыскании излишне уплаченных денежных средств по договору подряда на капитальный ремонт, указав, что работы были выполнены и приняты без претензий. Суд установил, что истец не доказал наличие оснований для возврата средств, а также не представил доказательства неисполнения обязательств подрядчиком.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июня 2024 г. N Ф07-5488/24 по делу N А52-2747/2023