03 июля 2024 г. |
Дело N А66-4859/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Филиппова А.Е., судей Власовой М.Г. и Чуватиной Е.В.,
рассмотрев 27.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 05.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024 по делу N А66-4859/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, пл. Святого Благоверного князя Михаила Тверского, д. 2, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Атлас Энтерпрайз", адрес: 171255, Тверская обл., Конаковский р-н, г. Конаково, наб. Волги, д. 38а, пом. 26, ОГРН 1166952055588, ИНН 6949107855 (далее - Общество), об изъятии у Общества земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:15:0000020:293 площадью 140 693 кв. м, с кадастровым номером 69:15:0000020:294 площадью 60 160 кв. м, с кадастровым номером 69:15:0000020:2007 площадью 14 714 кв. м, с кадастровым номером 69:15:0000020:2006 площадью 39 000 кв. м, их реализации путем продажи с публичных торгов и установлении способа определения начальной цены изъятых земельных участков в виде кадастровой стоимости, определенной в соответствии с приказом Министерства от 20.11.2019 N 11-нп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Управление Россельхознадзора) по Тверской и Ярославской областям, администрация муниципального образования "Конаковский район" Тверской области, Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30.08.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 решение от 30.08.2022 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.03.2023 решение от 30.08.2022 и постановление от 21.11.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
После нового рассмотрения решением суда от 05.12.2023 в части требований Министерства об изъятии у Общества земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:15:0000020:2007 площадью 14 714 кв. м производство по делу прекращено. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024 решение от 05.12.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит решение от 05.12.2023 и постановление от 15.02.2024 отменить в части отказа в удовлетворения требований и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что им не соблюден порядок обращения в суд с исковым заявлением к Обществу об изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения путем их продажи с публичных торгов, установленный статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу Общество, ссылаясь на необоснованность ее доводов, просит решение от 05.12.2023 и постановление от 15.02.2024 оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 69:15:0000020:293, 69:15:0000020:294, 69:15:0000020:2007, 69:15:0000020:2006, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.
В период с 2017 по 2021 годы на основании приказов Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям в отношении Общества государственным инспектором отдела земельного надзора проводились плановый (рейдовый) осмотр и внеплановые выездные проверки на предмет соблюдения требований земельного законодательства в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 69:15:0000020:293, 69:15:0000020:294, 69:15:0000020:2007, 69:15:0000020:2006, расположенных в районе деревни Рябинки Конаковского района Тверской области. По результатам проверок Обществу выданы предписания об устранении выявленных нарушений и проведении мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью, а также восстановлении земельных участков с кадастровыми номерами 69:15:0000020:2006, 69:15:0000020:2007 на основании проектов рекультивации. В указанный период в отношении Общества были составлены протоколы об административном правонарушении, и оно было привлечено к административной ответственности.
В последующем Обществу выдано предписание от 11.01.2022 N 06-20/1 об устранении выявленных нарушений в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 25.05.2022 и рекомендовано осуществить мероприятия по защите сельхозугодий от зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью; а также составлен протокол от 03.03.2022 N 06-20/40 об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением мирового судьи судебного участка N 128 района Кузьминки города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи участка N 30 Тверской области, от 24.02.2022 по делу N 5-33/2022 (вступило в законную силу 10.03.2022) Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа.
В Министерство 28.03.2022 поступило информационное письмо Управления Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям от 23.03.2022 N 06-08-РМ/3677 о том, что Общество в нарушение статьи 42, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 6 Закона N 101-ФЗ не использовало земельные участки с кадастровым номерами 69:15:0000020:294, 69:15:0000020:293, 69:15:0000020:2006, 69:15:0000020:2007 в соответствии с их целевым назначением - для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности - в течение трех лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с постановлением администрации Тверской области от 06.05.2006 N 93-па "О реализации отдельных полномочий в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения" Министерство осуществляет полномочия субъекта Российской Федерации, предусмотренные Законом N 101-ФЗ.
Министерство, ссылаясь на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 69:15:0000020:294, 69:15:0000020:293, 69:15:0000020:2006, 69:15:0000020:2007 не используются в соответствии с их целевым назначением - для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной сельскохозяйственным производством деятельности - начиная с 2017 года, в связи с чем подлежат принудительному изъятию у Общества путем их продажи с публичных торгов на основании пункта 3 статьи 6 Закона N 101-ФЗ, обратилось в арбитражный суд с иском.
Решением суда первой инстанции от 05.12.2023, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024, в части требований Министерства об изъятии у Общества земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:15:0000020:2007 площадью 14 714 кв. м производство по делу прекращено; в остальной части в удовлетворении требований отказано.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Согласно пункту 5 статьи 6 Закона N 101-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным названной статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 статьи 6 Закона N 101-ФЗ нарушений после назначения административного наказания.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона N 101-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, в случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 этой статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного надзора, вынесший предписание: 1) направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 данной статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 2) подает в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 названной статьи.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в предписании от 11.01.2022 N 06-20/1 об устранении выявленных нарушений с рекомендацией осуществить мероприятия по защите сельхозугодий от зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью был определен срок его исполнения - до 25.05.2022.
Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском 06.04.2022, то есть до истечения срока исполнения предписания.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что установленный статьей 6 Закона N 101-ФЗ порядок обращения в суд Министерством не соблюден.
Согласно пункту 3 статьи 6 закона N 101-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках федерального государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, осуществление собственником действий, направленных на использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением, является препятствием для их изъятия.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, сделали обоснованный вывод о том, что Общество осуществляет действия, направленные на использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений сторон, а выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены решения от 05.12.2023 и постановления от 15.02.2024 на основании доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024 по делу N А66-4859/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Е. Филиппов |
Судьи |
А.Е. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 6 закона N 101-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках федерального государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июля 2024 г. N Ф07-6658/24 по делу N А66-4859/2022
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6658/2024
19.02.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-508/2024
05.12.2023 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-4859/2022
15.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-23339/2022
21.11.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8919/2022
30.08.2022 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-4859/2022
06.07.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4153/2022