03 июля 2024 г. |
Дело N А56-124712/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Михайловской Е.А. и Пастуховой М.В.,
при участии от некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Черноштановой Н.И. (доверенность от 29.12.2023), от жилищного кооператива "Гранд" Федорова А.В. (доверенность от 09.01.2024),
рассмотрев 03.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024 по делу N А56-124712/2022,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1137800010413, ИНН 7840290890 (далее - Фонд), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к жилищному кооперативу "Гранд", адрес: 197101, Санкт-Петербург, Большая Монетная ул., д. 5, лит. А, кв. 32, ОГРН 1037828025949, ИНН 7813133610 (далее - Кооператив), и после уточнения требований просила обязать Кооператив в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу передать реестр начисленных и оплаченных взносов на капитальный ремонт, а также все имеющиеся документы и информацию, связанные с формированием фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов (далее - МКД) 5 лит. А и 5 лит. Б по ул. Большой Монетной в Санкт-Петербурге; перечислить все средства фонда капитального ремонта со счета Кооператива на специальный банковский счет Фонда N 40701810600470904887, открытый в филиале "Центральный" Банка ВТБ (ПАО), а так же об обязании прекратить формирование фонда капитального ремонта указанных МКД на специальном счете Кооператива.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга (адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298; далее - Инспекция), администрация Петроградского района Санкт-Петербурга (адрес: 197101, Санкт-Петербург, Большая Монетная ул., д. 17-19, ОГРН 1027806894312, ИНН 7813047833; далее - Администрация), Жилищный комитет (адрес: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199), акционерное общество "Опытно-конструкторское бюро "Электроавтоматика" имени П.А. Ефимова" (адрес: 198095, Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, д. 10, ОГРН 1157847328759, ИНН 7805326230), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400, далее - Управление), Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимого и движимого имущества" (адрес: 191014, Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 19/15, лит. А, пом. 4-Н, ОГРН 1227800025067, ИНН 7841097748), Прокуратура Петроградского района Санкт-Петербурга (адрес: 190000, Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 2/9, ОГРН 1027810243350, ИНН 7826661945).
Решением суда от 22.11.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024, в иске отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты.
Податель жалобы отмечает, что Инспекцией и Фондом в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о нарушении Кооперативом требований жилищного законодательства при формировании фонда капитального ремонта двух МКД на одном специальном счете. Специальный счет Кооператива, на который поступают взносы, не включен в реестр специальных счетов. По мнению истца, длительное бездействие Кооператива при наличии реестровой ошибки в учете спорных МКД свидетельствует о злоупотреблении им своими правами как владельца специального счета.
В отзыве на кассационную жалобу Кооператив просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Кооператива с ними не согласился.
Остальные участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд создан Правительством Санкт-Петербурга на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 N 765 с целью аккумулирования взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в МКД для формирования фондов капитального ремонта.
Кооператив осуществляет управление МКД по адресу: ул. Большая Монетная, д. 5 лит. А.
В соответствии с решением общего собрания собственников помещений в МКД по адресу: ул. Большая Монетная, д. 5, оформленного протоколом от 22.04.2014, собственниками помещений выбран способ формирования фонда капитального ремонта (вопрос N 3) на специальном счете. Владельцем специального счета выбран Кооператив (вопрос N 8). Из протокола видно, что общее количество жилых и нежилых помещений в МКД 7264,4 кв.м, в собрании приняли участие владельцы 5482 кв.м жилых и нежилых помещений.
Указанный протокол, а также уведомление от 22.04.2014 об открытии специального банковского счета были направлены Кооперативом Инспекции.
Согласно распоряжению Администрации от 21.08.2014 N 8364-р "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов на территории Петроградского района" в перечень МКД, фонд капитального ремонта которых подлежал формированию на счете Фонда, включены МКД по адресу: ул. Большая Монетная, д. 5, лит. А и ул. Большая Монетная, д. 5, лит. Б.
Распоряжением Администрации от 14.11.2014 N 11612-р указанные МКД исключены из распоряжения Администрации от 21.08.2014 N 8364-р.
В дальнейшем Инспекция обращалась к Кооперативу с требованием предоставить протоколы общих собраний собственников помещений МКД 5 лит. А и МКД 5 лит. Б, а также доказательства открытия специального банковского счета на каждый МКД.
Ввиду непредставления документов Инспекция исключила открытый Кооперативом специальный банковский счет из Реестра специальных счетов, направила информационные письма в Администрацию и органы прокуратуры.
Администрацией 12.09.2019 издано распоряжение N 3102-р о формировании фонда капитального ремонта в отношении двух названных МКД на счете регионального оператора.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Фонд направил Кооперативу письмо от 08.11.2019 N 2-48542/19 с требованием перечислить со специального счета Кооператива на счет регионального оператора денежные средства, внесенных собственниками двух МКД (5 лит. А и 5 лит. Б) по ул. Большой Монетной, а также предоставить Фонду достоверные данные о начисленных и оплаченных взносах на капитальный ремонт общего имущества в МКД, копию уведомления банка о закрытии специального счета, принадлежащего Кооперативу.
Поскольку Кооператив оставил требования Фонда без удовлетворения, последний, ссылаясь на нарушение ответчиком части 7 статьи 173 и части 4 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Кооператив исковые требования не признал, указав на то, что собственниками помещений в МКД по адресу: ул. Большая Монетная, д. 5, принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете Кооператива, которое в установленном законом порядке не оспорено и является действующим.
Как пояснил кооператив, МКД по адресу: ул. Большая Монетная, д. 5, является единым строением с едиными инженерными сетями и коммуникациями. Кооператив ссылался на реестровую ошибку, которая в настоящее время устранена и в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесены корректные данные о спорных МКД как едином МКД по адресу: ул. Большая Монетная, д. 5, лит. А, площадью 7498,4 кв.м.
Из материалов дела следует и судами установлено, что регистрирующим органом 01.02.2023 по заявлению Кооператива от 21.12.2022 об исправлении реестровой ошибки осуществлен учет МКД N 5 лит. А по ул. Большой Монетной в ЕГРН как единого строения с кадастровым номером 78:07:0003057:2914. С кадастрового учета сняты лит. А площадью 4296,1 кв.м (кадастровый номер 78:07:0003057:2024) и лит. Б площадью 3202,3 кв.м (кадастровый номер 78:07:0003057:2020).
Приняв во внимание отсутствие в материалах дела доказательств включения МКД как единого строения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД, суд отказал в иске Фонду.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет или на счет регионального оператора.
Согласно части 4 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
В части 1 статьи 173 ЖК РФ определено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 4 статьи 175 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, в том числе протокол от 31.08.2018 общего собрания собственником МКД по адресу: ул. Большая Монетная, д. 5 о проведении процедуры объединения двух литер в единое домовладение, обращение Кооператива в регистрирующий орган с заявлением об исправлении реестровой ошибки при учете МКД, положительное решение Управления, на основании которого спорный МКД учтен в ЕГРН как единое строение, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для перечисления Фонду денежных средств фонда капитального ремонта со счета Кооператива на специальный банковский счет Фонда и удовлетворения иска.
Кассационная инстанция оснований для иных выводов не находит.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонены. Эти доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, направлены на иную оценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права, регулирующие спорные отношения, применены судами правильно, процессуальных нарушений не допущено, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024 по делу N А56-124712/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 1 статьи 173 ЖК РФ определено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 4 статьи 175 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июля 2024 г. N Ф07-8199/24 по делу N А56-124712/2022