03 июля 2024 г. |
Дело N А26-9862/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Трощенко Е.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Кааламский нерудный комбинат" представителя Бадаева М.В. (доверенность от 05.04.2021 N 2), генерального директора Романовой С.Б. (решение от 15.11.2021 N 1),
рассмотрев 02.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024 по делу N А26-9862/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кааламский нерудный комбинат", адрес: 195176, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 15, лит. А, пом. 3Н, ОГРН 1089847124212, ИНН 7806383760 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным изложенного в протоколе заседания комиссии Министерства по вопросам пользования участками недр местного значения от 02.08.2022 (далее - Протокол от 02.08.2022) решения Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), об отказе в продлении на 4 года и 3 месяца срока действия лицензии на право пользования недрами от 04.12.2008 серии ПТЗ N 80029 вида ТЭ (далее - Лицензия), об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем восстановления Лицензии и продления срока ее действия на 4 года и 3 месяца.
Решением суда первой инстанции от 06.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.01.2024, требования Общества удовлетворены, решение Министерства признано недействительным; суд обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем восстановления Лицензии и продления срока ее действия на четыре года и три месяца.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 06.10.2023 и постановление от 30.01.2024.
Как указывает податель кассационной жалобы, суды не учли, что установленные в пунктах 4.5, 4.7, 6.2 условия пользования недрами, являющиеся приложением к Лицензии, Общество не выполнило, с 2015 года и до момента подачи кассационной жалобы не приступило к промышленной разработке месторождения габбро-норитов "Кейносет" в объемах, предусмотренных для месторождения техническим проектом (120 000 куб. м горной массы в год); в силу пункта 10 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) пользователь недр обязан выполнить условия, установленные лицензией на пользование недрами; вопреки выводу судов, из обстоятельств дела не следует, что Министерство должно внести изменения в Государственный лесной реестр в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:07:0030813:361 для приведения сведений в таком реестре в соответствие со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости; суд первой инстанции неправомерно не принял мер по объединению производств по судебным делам N А26-9862/2022 и А26-5970/2022, в рамках которых рассматривались требования Общества о признании незаконными отказов Министерства в продлении действия Лицензии на разные сроки (75 лет; 4 года и 3 месяца); с 2008 года Общество имело возможность оформить необходимую разрешительную документацию для промышленной разработки месторождения габбро-норитов "Кейносет".
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения.
Определением суда кассационной инстанции от 04.06.2024 рассмотрение кассационной жалобы в соответствии со статьей 158 АПК РФ отложено на 02.07.2024.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.07.2024 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ ввиду нахождения в отпуске судьи Савицкой И.Г., ранее участвовавшей в рассмотрении кассационной жалобы Министерства, произведена ее замена на судью Трощенко Е.И.
В силу пункта 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство в кассационной инстанции произведено с самого начала.
В судебном заседании представители Общества возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу выдана Лицензия для добычи на месторождении "Кейносет", расположенном в Сортавальском районе Республики Карелия, габбро-норитов с целью производства щебня, действовавшая по 08.10.2022 (приказ Министерства от 15.07.2021 N 1518).
Лицензия была выдана в связи с переоформлением лицензии серии ПТЗ N 00625 вида ТЭ, ранее выданной прежнему недропользователю - обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "БИГ".
Общество 29.06.2022 обратилось к Министерству с заявкой N 3 на продление на основании статьи 12.1 Закона N 2395-1 на 4 года и 3 месяца (до 10.01.2027) срока действия Лицензии.
В пояснительном письме от 29.06.2022 к заявке Общество указало, что в связи с ошибочными действиями Министерства при выдаче Обществу горноотводного акта Общество с 20.02.2013 по 29.07.2016 было лишено возможности оформить документы на право пользования земельным участком в границах месторождения "Кейносет".
Согласно Протоколу от 02.08.2022 на основании части четвертой статьи 10 Закона N 2395-1 Министерство, учтя нарушение Обществом условий пользования недрами (приложение к Лицензии), отказало в продлении срока действия Лицензии до 10.01.2027 по заявке от 29.06.2022 N 3.
Не согласившись с решением Министерства, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, считает решение от 06.10.2023 и постановление от 30.01.2024 подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных Законом N 2395-1 (статья 11 Закона N 2395-1).
Исходя из статьи 12 Закона N 2395-1 условия пользования участком недр, предусмотренные лицензией на пользование недрами, сохраняют свою силу в течение определенных данной лицензией сроков либо в течение срока пользования участком недр. Изменение этих условий допускается в случаях и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12.1 указанного Закона.
В силу пунктов 2, 10 статьи 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 2395-1 в случае добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется в пользование на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.
Как указано в статье 10 Закона N 2395-1, срок пользования участком недр в случаях, указанных в пунктах 1 - 3 и 6 части второй указанной статьи, продлевается по инициативе пользователя недр при необходимости завершения им геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых и подземных вод, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или необходимости ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, при условии отсутствия нарушений условий лицензии на пользование недрами данным пользователем недр.
Как следует из Протокола от 02.08.2022, в удовлетворении заявления Общества о продлении срока действия Лицензии отказано ввиду отсутствия предусмотренных статьей 10 Закона N 2395-1 оснований для такого продления и нарушений Обществом условий пользования недрами, являющимися неотъемлемой частью Лицензии.
Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на невнесение Министерством изменений в Государственный лесной реестр после вынесения судебных актов по делам N А26-5153/2016, А26-4475/2020, удовлетворили требования Общества.
Суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление по настоящему делу приняты без установления и оценки обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора.
Как установлено судами и следует из протоколов заседания комиссии Министерства по вопросам пользования участками недр местного значения от 10.03.2016, 09.06.2022, в период действия лицензии серии ПТЗ N 00625 вида ТЭ ООО "БИГ" разработало и согласовало в 2002 году проект строительства карьера с временной дробильно-сортировочной установкой на месторождении габбро-норитов "Кейносет" в Республике Карелия, подготовило технический проект разработки месторождения "Кейносет", получило горноотводный акт, на основании акта от 28.09.2004 ООО "БИГ" ввело месторождение в эксплуатацию.
В 2008 году лицензия на право пользования недрами была переоформлена на Общество.
Договор аренды участка в целях недропользования не заключался.
С 2004 по 2012 год добыча полезных ископаемых на месторождении "Кейносет" не велась.
Приказом Министерства от 13.02.2013 в пункт 4.7 условий пользования недрами (приложение к Лицензии) были внесены изменения, согласно которым начало промышленной добычи на месторождении - 2004 год, год выхода на проектную мощность - 2014.
С 04.12.2008 (даты оформления Лицензии) Общество согласовало план развития горных работ на 2014 год, застраховало карьер как опасный производственный объект (свидетельство о регистрации от 06.02.2014 N А19-09673-0001), переоформило документы, удостоверяющие границы горного отвода (горноотводный акт от 22.02.2013 N 2-2013).
При этом в соответствии с пунктом 35 ранее действовавшей Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (шифр РД 07-192-98), утвержденной постановлениями Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 07.02.1998 N 56 и Федерального горного и промышленного надзора России от 31.12.1997 N 58, в случае перехода права пользования недрами в соответствии со статьей 17-1 Закона N 2395-1 или изменения названия предприятия - пользователя недр документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, подлежат переоформлению в трехмесячный срок после переоформления соответствующей лицензии на пользование недрами. Переоформление осуществляется органом Ростехнадзора по заявлению пользователя недр, при этом изменения проекта горного отвода, за исключением топографического плана, не требуется.
Переоформление Обществом горноотводного акта с нарушением указанного срока оценки судов двух инстанций не получило.
В связи с выявлением технической ошибки, допущенной при оформлении горноотводного акта, взамен горноотводного акта от 22.02.2013 N 2-2013 выдан горноотводный акт от 29.07.2016 N 3.
Приказом от 25.03.2020 N 519 Министерство досрочно прекратило права Общества на пользование недрами по Лицензии в силу пунктов 2, 3, 5 статьи 20, статьи 21 Закона N 2395-1.
Приказ Министерства от 25.03.2020 N 519 признан недействительным решением Арбитражного суда Республики Карелия от 29.07.2020 по делу N А26-4475/2020, вступившим в законную силу 30.12.2020.
Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Карелия от 10.06.2021 по делу N А26-3005/2021 приказом от 15.07.2021 N 1518 Министерство продлило срок действия Лицензии до 08.10.2022.
Суды не устанавливали обстоятельства, связанные с выполнением Обществом условий пользования недрами по Лицензии в период с 29.07.2016 (даты переоформления горноотводного акта) по 25.03.2020 (дату издания Министерством приказа о досрочном прекращении действия Лицензии).
В соответствии с пунктами 4.7 и 6.2 условий пользования недрами (приложение к Лицензии) в редакции приказа Министерства от 13.02.2013 N 218 выход на проектную мощность запланирован на май 2014 года при минимальном согласованном уровне добычи минерального сырья не менее 120 тыс. куб. м в год.
Суды установили и Общество не оспаривало факта невыполнения требований пунктов 4.7 и 6.2 условий пользования недрами, отсутствия на момент принятия Министерством оспоренного решения промышленной разработки месторождения в объеме, предусмотренном согласованным техническим проектом (120 тыс. куб. м горной массы в год).
При этом исходя из статьи 10 Закона N 2395-1 срок пользования участком недр в случаях, указанных в пунктах 1 - 3 и 6 части второй указанной статьи, продлевается по инициативе пользователя недр при необходимости завершения им добычи полезных ископаемых.
В настоящем деле суды надлежаще не исследовали обстоятельства, связанные с наличием предусмотренных статьей 10 Закона N 2395-1 оснований для продления срока действия Лицензии.
Поскольку суды, вопреки требованиям статьи 71 АПК РФ, не исследовали в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения заявления, не дали надлежащую правовую оценку доводам сторон и представленным в дело доказательствам, допустили нарушения норм материального и процессуального права, решение от 06.10.2023 и постановление от 30.01.2024 в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Кроме того, суду при новом рассмотрении дела необходимо учесть, что в рамках дела N А26-5970/2022 Общество заявило требование о признании недействительным изложенного в протоколе заседания комиссии Министерства по вопросам пользования участками недр местного значения от 09.06.2022 решения Министерства об отказе в продлении срока действия Лицензии на 75 лет (до 09.10.2097).
Суду необходимо определить процессуальные последствия заявленных Обществом в рамках разных дел требований о признании незаконными решений Министерства об отказе в продлении срока действия Лицензии на разные сроки (4 года и 3 месяца в настоящем деле и 75 лет в деле N А26-5970/2022).
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, оценить доводы сторон с учетом конкретных обстоятельств дела, полно и всесторонне исследовать все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, дать им надлежащую правовую оценку, после чего вынести законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024 по делу N А26-9862/2022 отменить.
Дело N А26-9862/2022 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение решения Арбитражного суда Республики Карелия от 10.06.2021 по делу N А26-3005/2021 приказом от 15.07.2021 N 1518 Министерство продлило срок действия Лицензии до 08.10.2022.
...
Суды установили и Общество не оспаривало факта невыполнения требований пунктов 4.7 и 6.2 условий пользования недрами, отсутствия на момент принятия Министерством оспоренного решения промышленной разработки месторождения в объеме, предусмотренном согласованным техническим проектом (120 тыс. куб. м горной массы в год).
При этом исходя из статьи 10 Закона N 2395-1 срок пользования участком недр в случаях, указанных в пунктах 1 - 3 и 6 части второй указанной статьи, продлевается по инициативе пользователя недр при необходимости завершения им добычи полезных ископаемых.
В настоящем деле суды надлежаще не исследовали обстоятельства, связанные с наличием предусмотренных статьей 10 Закона N 2395-1 оснований для продления срока действия Лицензии."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июля 2024 г. N Ф07-5626/24 по делу N А26-9862/2022