08 июля 2024 г. |
Дело N |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Жуковой Т.В., судей Кустова А.А., Михайловской Е.А.,
рассмотрев 08.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения Постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 09.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2024 по делу N А05П-730/2022,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. имени В.И. Ленина, д. 12, ОГРН 1028301646779, ИНН 8301020090 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения Постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ), к Печорскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, адрес: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, Советская ул., д. 67, ОГРН 1021100813799, ИНН 1103001093, в лице Нарьян-Марского территориального отдела (далее - Отдел), о признании недействительным акта от 15.11.2022 N 59 проверки готовности к отопительному периоду 2022/2023 годов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Нарьян-Марское муниципальное унитарное предприятие объединенных котельных и тепловых сетей, адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, Рабочая ул., д. 18, корп. А, ОГРН 1028301648473, ИНН 8301020069 (далее - Предприятие).
Решением суда первой инстанции от 09.10.2023 заявление удовлетворено, на Отдел возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации.
Постановлением от 13.03.2024 апелляционный суд оставил решение от 09.10.2023 без изменения.
В кассационной жалобе Отдел, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 09.10.2023 и постановление от 13.03.2024, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Администрации.
Как указал податель жалобы, оспариваемый Администрацией акт составлен правомерно в соответствии с требованиями пунктов 5, 6, 8 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 (далее - Правила N 103) и пунктов 9, 13, 24 Методических рекомендаций по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду, утвержденных приказом Ростехнадзора от 17.07.2013 N 314 (далее - Методические рекомендации); законность нормативного акта, регламентирующего проведение проверки, в результате исполнения которого был оставлен акт N 59, в судах не оспорена; Программа Управления в судах не оспаривалась; Администрация подала заявление в нарушение правил территориальной подсудности.
В возражениях на кассационную жалобу Администрация просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Администрация также направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии ее представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Отдел по результатам проверки, проведенной на основании приказа Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.09.2022 N ПР-250-589-о, составил акт проверки готовности к отопительному периоду 2022/2023 годов от 27.10.2022 N 22.
Согласно акту N 22 муниципальное образование в полном объеме не выполнило требования готовности к отопительному периоду.
По результатам рассмотрения выявленных замечаний Администрацией представлены дополнительные сведения и документы об их устранении.
По результатам повторной проверки, проведенной на основании приказа от 11.11.2022 N ПР-250-738-о, Отделом составлен акт проверки готовности к отопительному периоду 2022/2023 годов от 15.11.2022 N 59, в котором также сделан вывод о неготовности муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" к отопительному сезону.
В приложении к акту приведен перечень замечаний с указанием срока их устранения - 01.09.2023. В частности, в акте указано на наличие задолженности потребителей тепловой энергии по состоянию на 06.10.2022 перед ресурсоснабжающими организациями; на то, что не на всех объектах тепловой энергии установлены приборы учета тепловой энергии; на непредоставление администрацией всех необходимых документов в связи с передачей газопровода государственному унитарному предприятию Ненецкого автономного округа "Ненецкая коммунальная компания" в безвозмездное пользование сроком на 2 месяца; отмечена выдача паспортов готовности организациям в отсутствие протоколов проверок знаний ответственных лиц за безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и (или) за безопасную эксплуатацию электроустановок, либо в отсутствие актуализированных приказов о назначении ответственных лиц за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и (или) электроустановок потребителей тепловой энергии на территории муниципального образования, справок об укомплектованности штата, информация по подготовке персонала привлеченных ремонтных бригад; указано на непредставление перечень оборудования тепловых энергоустановок, подлежащего планово-предупредительному ремонту потребителя тепловой энергии на территории муниципального образования ГБУЗ НАО "Ненецкая окружная больница"; изложены замечания относительно предъявленных администрацией ее локальных актов и отмечено, что МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" не полностью выполнило требование подпункта 4 пункта 18 Правил N 103, а именно не обеспечило контроль над теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также потребителями тепловой энергии по выполнению требований указанных правил.
Не согласившись с актом от 15.11.2022 N 59, Администрация обратилась в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции признал требование Администрации обоснованным по праву.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Проверив законность принятых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на орган, который его принял.
Исходя из пунктов 1 - 3 части 1, частей 2 и 3 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) проверке готовности к отопительному периоду подлежат муниципальные образования, теплоснабжающие и теплосетевые организации, а также потребителей тепловой энергии.
Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора.
Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 4, 6 статьи 20 Закона N 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.
Следовательно, Законом N 190-ФЗ определены категории лиц, чья готовность к отопительному сезону подлежит обязательной проверке, а также для каждого установлен перечень обязательств, подлежащих исполнению в целях готовности к отопительному сезону.
Правила N 103 также определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду, порядок проведения проверки, а также требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований (глава 5), теплоснабжающих и теплосетевых организаций (глава 3), требования по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии (глава 4), критерии надежности теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий, а также содержат рекомендуемые формы документов, составляемых в ходе проведения проверки.
При этом требования по готовности объектов к отопительному сезону для муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии определены различными главами рассматриваемых Правил.
Отдел, ссылаясь на пункт 6 Правил N 103, указал, что при проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III - V настоящих Правил, в связи с этим Администрации правомерно указано на устранение выявленных нарушений, в том числе и требований пункта 24 Методических рекомендаций.
Судами установлено, что в соответствии с разделом VI Методических рекомендаций при оценке готовности муниципальных образований к отопительному периоду проверяются следующие вопросы: наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций (пункт 23.1); наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения (пункт 23.2); наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения (пункт 23.3); выполнение требований Правил N 103 по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии (разделы VII и VIII Методических рекомендаций); наличие актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности всех теплоснабжающих организаций к работе в отопительный период; наличие актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности всех теплосетевых организаций к работе в отопительный период; наличие актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период (пункт 23.4).
В пункте 24 Методических рекомендаций приведены мероприятия, выполнение которых подлежат проверке, в частности, наличие распорядительного документа о назначении в установленном порядке комиссии по проверке готовности теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период (пункт 24.1); наличие программ проведения проверки готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии, утвержденной руководителем (заместителем руководителя) администрации муниципального образования (пункт 24.2); наличие бесхозяйных тепловых сетей, источников тепловой энергии, предпринятые органами местного самоуправления поселений или городских округов для определения эксплуатирующей теплосетевой организации (пункт 24.3); наличие графиков аварийного ограничения режимов потребления тепловой энергии потребителей, согласованных с органом местного самоуправления поселения, городского округа, органом исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии при возникновении (угрозе возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения определен пунктами 104 - 109 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (пункт 24.4); наличие подтверждающих документов о соответствии фактического запаса топлива на всех теплоисточниках муниципального образования утвержденным нормативам (пункт 24.5); наличия перечня теплоснабжающих, теплосетевых организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования (пункт 24.6); наличие перечня потребителей тепловой энергии, в отношении которых проводится проверка готовности к отопительному периоду (пункт 24.7); наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электротопливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления (пункт 24.8); наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом N 190-ФЗ (часть 5 и часть 6 статьи 18) (пункт 24.9).
Вместе с тем, требования готовности к отопительному сезону для муниципальных образований установлен главой 5 Правил N 103, пунктом 18 которых в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены: наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций; наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения; наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения; выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
Судами также установлено, что в период проведения проверок и составления акта от 15.11.2022 N 59 перечень обстоятельств, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составлялся акт с приложением перечня с указанием сроков устранения замечаний, был определен в пункте 19 Правил N 103 и к ним было отнесено несоблюдение требований по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанного в подпункте 1 пункта 18 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 18 Методических рекомендаций к обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с обязательствами по срокам устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанных пункте 18 Правил N 103 (пункт 23.1 Методических рекомендаций).
Таким образом, суды правомерно признали, что при проверке готовности к отопительному сезону именно муниципального образования вменение ему с составлением акта несоблюдения требований пункта 24 Методических рекомендаций не соответствует требованиям, приведенным выше Правил N 103 и самих Методических рекомендаций.
В рассматриваемом случае несоблюдение муниципальным образованием требований по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанного в подпункте 1 пункта 18 Правил оценки, при проведении проверки Администрации, судами не установлено.
Кроме того, суды верно указали, что Отдел, проводя оценку соблюдения хозяйствующими субъектами требований пунктов 13 и 16 Правил N 103 фактически подменил собой полномочия органа местного самоуправления.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные Администрацией требования.
Довод Отдела о нарушении правил территориальной подсудности подлежит отклонению.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по общему правилу административные исковые заявления (заявления) рассматриваются судами по месту нахождения органа, лица, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие, допустивших оспариваемое бездействие, в том числе по месту нахождения территориального органа федерального органа исполнительной власти (часть 1 статьи 22 и часть 2 статьи 24 КАС РФ, статья 35 АПК РФ).
Кроме того, в силу пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" такой довод может быть заявлен лишь при рассмотрении дела в суде первой инстанции (абзац второй). Кроме того, нарушение правил подсудности, допущенное при рассмотрении дела, вытекающего из административных и иных публичных правоотношений, само по себе не может являться основанием для отмены правильного по существу судебного акта вынесенного в пользу лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (абзац третий).
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, между тем, возражения Отдела, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, а равно и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального или процессуального права, а лишь указывают на несогласие кассатора с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела и доказательств, на основании которых они установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения Постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 09.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2024 по делу N А05П-730/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по общему правилу административные исковые заявления (заявления) рассматриваются судами по месту нахождения органа, лица, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие, допустивших оспариваемое бездействие, в том числе по месту нахождения территориального органа федерального органа исполнительной власти (часть 1 статьи 22 и часть 2 статьи 24 КАС РФ, статья 35 АПК РФ).
Кроме того, в силу пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" такой довод может быть заявлен лишь при рассмотрении дела в суде первой инстанции (абзац второй). Кроме того, нарушение правил подсудности, допущенное при рассмотрении дела, вытекающего из административных и иных публичных правоотношений, само по себе не может являться основанием для отмены правильного по существу судебного акта вынесенного в пользу лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (абзац третий)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июля 2024 г. N Ф07-8520/24 по делу N А05П-730/2022
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8520/2024
08.07.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9530/2023
13.03.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9530/2023
09.10.2023 Решение ПСП Арбитражного судов Архангельской области в г.Нарьян-Маре N А05П-730/2022