10 июля 2024 г. |
Дело N А56-132390/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Корабухиной Л.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Фрегат" Ибадуллаевой Л.С. (доверенность от 01.12.2022), Лизогуб Ю.И. (протокол от 14.06.2022),
рассмотрев 10.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2024 по делу N А56-132390/2022,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство по туризму, ОГРН 1057746091369, адрес: 125039, Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, (далее - Ростуризм) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Фрегат", ОГРН 1079847134014, адрес: 191025, Санкт-Петербург, Владимирский пр-кт, 9, лит. А, (далее - ООО "Фрегат", Общество) субсидии в размере 1 927 200 руб.
На основании Указа Президента РФ от 20.10.2022 N 759 Ростуризм упразднен, функции Ростуризма переданы Министерству экономического развития Российской Федерации, ОГРН 1027700575385, адрес: 123112, Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, (далее - Министерство).
К участию в дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казначейство, ОГРН 1047797019830, адрес: 101000, Москва, Большой Златоустинский пер., д. 6, стр. 1, (далее - Казначейство).
Решением суда первой инстанции от 21.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.03.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить.
По мнению подателя жалобы, при наличии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, то есть злоупотребляя правом, ООО "Фрегат" подало заявку от 28.11.2019 и получило субсидию при отсутствии для этого правовых оснований.
В судебном заседании представители Общества возражали против удовлетворения жалобы по основанием, изложенным в отзыве.
Министерство и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 N 534 (далее - Правила) между Ростуризмом и ООО "Фрегат" заключено соглашение о предоставлении субсидии юридическому лицу от 24.12.2019 N 174-11-2019-105 (т. 1 л.д. 7-10).
В силу пункта 3.1.2 Соглашения субсидия предоставляется в соответствии с Правилами N 534 при представлении получателем документов, указанных в приложении N 1 к Соглашению.
Согласно пункту 3.4 Соглашения условием предоставления Субсидии является согласие Получателя на проведение Агентством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения Получателем условий, целей, и порядка предоставления Субсидии. Выражение согласия Получателя на осуществление указанных проверок осуществляется путем подписания Соглашения.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 1 к Соглашению для предоставления субсидии Общество должно было предоставить справку налогового органа, подтверждавшую отсутствие у туроператора неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежавших уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 4.1.2 Ростуризм в течение 15 рабочих дней после окончания срока приема заявок обязан осуществлять проверку предоставленных получателем документов, указанных в пункте 3.1.2 Соглашения, в том числе на предмет их соответствия Правилам N 534.
Как указано в пункте 4.1.5 Соглашения, в случае установления Ростуризмом или получения им от органа государственного финансового контроля информации о факте/фактах нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами N 534 и Соглашением, в том числе указания в представленных получателем документах недостоверных сведений, Ростуризм обязан направить получателю требование о возврате субсидии в федеральный бюджет, в котором установлены размер возвращаемой субсидии и срок ее возврата.
В силу пункта 4.3.3.2 Соглашения Общество обязалось возвратить в федеральный бюджет субсидию в размере и в срок, определенные в указанном в пункте 4.1.5 требовании.
Ростуризмом во исполнение пункта 3.3 Соглашения была перечислена 28.12.2019 субсидия ООО "Фрегат" в размере 1 927 200 руб. (платежное поручение от 28.12.2019 N 405376 - т. 1 л.д. 12).
В рамках плановой выездной проверки 04.08.2021 Казначейством установлено нарушение ООО "Фрегат" аодпункта "г" пункта 7 и подпункта "г" пункта 8 Правил (представление Казначейства от 12.10.2021 N 07-04-04/17-24788). Так, у ООО "Фрегат" отсутствовало подтверждение (справка) задолженности по налогам и сборам по состоянию на 1 число месяца, предшествующего дате подачи заявки на предоставление Субсидии. Отсутствие у Получателя задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации, является одним из условий выдачи Субсидии. В случае выявления у получателя субсидии задолженности, он обязуется вернуть Субсидию в федеральный бюджет (пункт 4.3.3.2. Соглашения).
В дополнение к этому Казначейство направило в Ростуризм информацию о наличии у ООО "Фрегат" задолженности по налогам и сборам по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего дате подачи заявки на предоставление Субсидии (письмо Федерального казначейства от 29.06.2022 N 07-04-04/17-16049).
На основании указанной проверки Ростуризм направил Обществу требование о возврате в доход федерального бюджета субсидии в размере 1 927 200 руб. (письмо Ростуризма от 03.11.2022 N 19250/ГП).
Указанное требование Обществом не исполнено, денежные средства в бюджет не возвращены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Общества в доход федерального бюджета суммы предоставленной субсидии.
Суд первой инстанции, установив, Общество не имело задолженности по уплате обязательных платежей, в связи с чем получило субсидии при наличии для этого правовых оснований, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных указанной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно подпункту "г" пункта 7 Правил N 534 получателем субсидии может быть туроператор, у которого на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется подача заявки, отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 8 Правил N 534 для получения субсидии туроператор представляет в Ростуризм справку налогового органа, подтверждающую отсутствие у туроператора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется подача заявки, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, заявка Общества направлена в Ростуризм 28.11.2019 и зарегистрирована 02.12.2019 (т. 1 л.д. 69).
В материалы дела представлена справка N 2633895 об отсутствии у Общества неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 22.11.2019 (т. 1 л.д. 70).
По мнению Министерства и Казначейства, Обществом в составе заявки не была представлена справка об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов по состоянию на 01.10.2019, что является нарушением условий предоставления субсидии.
Вместе с тем судами установлено, что прием заявок осуществлялся Ростуризмом до 02.12.2019, заявка Общества поступила и зарегистрирована 02.12.2019, на дату заключения сторонами Соглашения (24.12.2019) и на дату фактического получения бюджетных денежных средств (п/п N 405376 от 28.12.2019) Общество не имело задолженности по уплате обязательных платежей, в связи с чем получило субсидии при наличии для этого правовых оснований.
Кроме того, согласно пункту 4.1.2 Соглашения Ростуризм в течение 15 рабочих дней после окончания срока приема заявок обязан осуществлять проверку предоставленных получателем документов, указанных в пункте 3.1.2 Соглашения, в том числе на предмет их соответствия Правилам N 534.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что заявка Общества о предоставлении субсидии зарегистрирована 02.12.2019, доказательств, подтверждающих подачу заявки ранее указанного срока, Ростуризмом в материалы дела не представлено, суды обеих инстанций правомерно отклонили ссылки подателя жалобы на наличие у Общества неисполненной обязанности по уплате налогов по состоянию на 01.10.2019.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о получении Обществом субсидии при наличии для этого правовых оснований, в связи с чем отказали в удовлетворении исковых требований.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2024 по делу N А56-132390/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства экономического развития Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных указанной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно подпункту "г" пункта 7 Правил N 534 получателем субсидии может быть туроператор, у которого на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется подача заявки, отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 8 Правил N 534 для получения субсидии туроператор представляет в Ростуризм справку налогового органа, подтверждающую отсутствие у туроператора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется подача заявки, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июля 2024 г. N Ф07-8502/24 по делу N А56-132390/2022