19 июля 2024 г. |
Дело N А56-60741/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Филиппова А.Е.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "С.Пресса" Тарасовой В.А. (доверенность от 01.05.2024),
рассмотрев 17.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2024 по делу N А56-60741/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "С.Пресса", адрес: 190020, Санкт-Петербург, Лифляндская ул., д.6, корп. 6, лит. С, ч.п/оф. 161/401 Д, ОГРН 1187847011175, ИНН 7811678826 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), оформленного уведомлением от 07.06.2023 N 05-26-22248/23-0-0, в заключении с Обществом договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) в месте, определенном пунктом 2 раздела VI "Объекты, используемые для реализации периодической печатной продукции. Павильоны, киоски" (Петроградский район, заявление в РГИС N 29070) части 2 "Прочие торговые объекты" схемы размещения НТО, на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рюхина, участок 30 (юго-западнее дома 8, литера А); об обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия в течение 30-ти дней с даты вступления в законную силу решения суда решения о заключении с Обществом договора на размещение НТО на указанном земельном участке сроком на 5 лет.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2023 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2024 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 19.10.2023 и постановление от 07.03.2024, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
Комитет полагает, что у него отсутствовали основания для принятия положительного решения по заявлению Общества, а уведомление соответствует положениям Закона Санкт-Петербурга 08.04.2015 N 165-27 "О размещении нестационарных торговых объектов" (далее - Закон N 165-27) и не нарушает права и законные интересы Общества.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось в Комитет с заявкой от 16.05.2023 N 54731149 о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона, в месте, определенном пунктом 2 раздела VI "Объекты, используемые для реализации периодической печатной продукции. Павильоны, киоски" (Петроградский район, заявление в РГИС N 29070) части 2 "Прочие торговые объекты" схемы размещения НТО, на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, ул. Рюхина, участок 30 (юго-западнее дома 8, литера А), площадью 11,5 кв.м.
Уведомлением от 07.06.2023 N 05-26-22248/23-0-0 Комитет отказал в заключении договора на размещение НТО со ссылкой на наличие оснований, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 6 Закона N 165-27, а именно то, что место размещения НТО, указанное в заявке, не соответствует положениям статьи 1 Закона N 165-27, цель использования НТО, указанная в заявке Общества, не соответствует цели, указанных в схеме размещения НТО.
Полагая, что оспариваемый отказ Комитета не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, а также нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Общества обоснованными и удовлетворили заявление.
Кассационная инстанция, исследовав материала дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов (подпункт 6 пункта 1).
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на землях и земельных участках, находящихся на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, регулируются Законом N 165-27.
В силу статьи 2 названного Закона предоставление хозяйствующим субъектам права на размещение НТО в местах, определенных схемой размещения НТО, осуществляется на основании договора, заключаемого по результатам аукциона либо в случаях, предусмотренных данным Законом, без проведения аукциона, за исключением отдельных случаев.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 6 названного Закона без проведения аукциона договор на размещение НТО в местах, определенных схемой, заключается в случае размещения НТО, предназначенного для реализации периодической печатной продукции.
Основания для отказа в заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона установлены пунктом 3 той же статьи. Таким основанием, в частности, является несоответствие места размещения НТО, указанного в заявке хозяйствующего субъекта о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона, положениям статьи 1 Закона N 165-27 (подпункт 1 пункта 3 статьи 6).
В свою очередь, статьей 1 Закона N 165-27 предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, не соответствующим положениям статьи 1 Закона N 165-27 может быть признано указанное в заявке место, не включенное в схему.
Как установлено судами, место размещения НТО, указанное в заявке Общества, на момент подачи заявки и принятия оспариваемого решения Комитета не было исключено из схемы.
По пояснениям Комитета, указанное в заявке Общества место предназначено для размещения объекта, используемого для реализации периодической печатной продукции, в рамках специальной программы.
Вместе с тем, такого основания для отказа в заключении договора на размещение НТО Законом N 165-27 не предусмотрено.
Сведения о заключении с иным хозяйствующим субъектом договора на размещение НТО в спорном месте Комитет не представил.
При таком положении суды правомерно пришли к выводу о несоответствии оспариваемого решения Комитета Закону N 165-27 и обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.05.2024 по ходатайству Комитета исполнение решения от 19.10.2023 было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы и оставлением обжалуемых судебных актов в силе приостановление исполнения следует отменить.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2024 по делу N А56-60741/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2023 по делу N А56-60741/2023, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.05.2024.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 19.10.2023 и постановление от 07.03.2024, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов (подпункт 6 пункта 1).
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июля 2024 г. N Ф07-8707/24 по делу N А56-60741/2023