25 июля 2024 г. |
Дело N А21-13288/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 24.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственности "Беркут Плюс" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024 по делу N А21-13288/2023,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Калининградской области адрес: 236010, Калининград, пр-кт Победы, д. 61, ОГРН 1163926081516, ИНН 3906999122 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственности "Беркут Плюс", адрес: 236000, г. Калининград, пр-кт Мира, д. 49/51, кв. 38, ОГРН 1023900773720, ИНН 3905037027 (далее - ООО "Беркут Плюс", Общество), к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024, ООО "Беркут Плюс" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде 50 000 руб. административного штрафа.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, суды проигнорировали довод о том, что в книгу приема и выдачи оружия и патронов Обществом внесены сведения о проведении ежеквартальных сверок соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, в связи с чем довод Управления о нарушении пункта 146 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288 (далее - Инструкция N 288) является несостоятельным.
Кроме того, как считает ООО "Беркут Плюс", суды оставили без должного внимания довод о том, что Обществом было организовано хранение специальных средств в опечатываемых, запирающихся на замок металлических шкафах (сейфах) в определенных эксплуатационной документацией условиях, обеспечивающих их сохранность и исключающих доступ к ним посторонних лиц, при этом нахождение специальных средств в сумке охранника Рассохина А.П. в момент исполнения им обязанностей частного охранника, не свидетельствует о нарушении ООО "Беркут Плюс" требований пунктов 7, 9 Правил приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (далее - Правила N 587).
Также податель жалобы указывает, что суды не дали надлежащей оценки иным вменяемым Обществу нарушениям.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу выдана лицензия от 02.11.2018 N 31 на осуществление частной охранной деятельности сроком действия до 13.11.2023.
В соответствии с контрактами от 09.01.2023 N 0335300064822000001001 и от 20.03.2023 N 0335300063823000001 на оказание услуг по охране объекта и имущества, а также по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1), Общество оказывает охранные услуги муниципальному бюджетному учреждению "Ладушкинский городской центр культуры, досуга и спорта", расположенному по адресу: Калининградская обл., г. Ладушкин, ул. Победы, д. 12 (далее - учреждение) и муниципальному бюджетному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе муниципального образования "Ладушкинский городской округ", расположенному по адресу: Калининградская обл., г. Ладушкин, ул. Победы, д. 1А (далее - школа), соответственно.
На основании распоряжения от 28.09.2023 N 208-Р центром лицензионно-разрешительной работы Управления была проведена внеплановая документарная и выездная проверка Общества в рамках государственного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности, по результатам которой был составлен акт проверки от 13.10.2023 N б/н.
В ходе указанной проверки были выявлены следующие нарушения:
- Общество 09.10.2023 в 13 час. 25 мин. допустило к оказанию охранных услуг школе сотрудника Рассохина А.П. с использованием специальных средств (палка резиновая, наручники, газовый баллон), которые находились в спортивной сумке, не имеющей запорного и опечатывающего устройства, чем нарушило пункты 7, 9 приложения 13 Правил N 587, части 1 статьи 16 Закона N 2487-1, пункта 9, подпункта "б" пункта 10 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Положение N 498);
- Общество допустило к оказанию охранных услуг школе сотрудника Рассохина А.П. в смешанной форме одежды (в гражданской спортивной куртке темного цвета, надетой поверх форменного обмундирования, имеющего шевроны ООО "Беркут Плюс"), чем нарушило требования пункта 2 Правил ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг, установленных приложением N 10 Правил N 587, части 8 статьи 12 Закона N 2487-1, подпункта "г" пункта 3, пункта 9 Положения N 498;
- Общество 09.10.2023 в 15 час. 15 мин. допустило к оказанию охранных услуг учреждению сотрудника Беляева Н.Н. в отсутствие личной карточки охранника, выданной федеральным органом исполнительной власти, чем нарушило требования части 7 статьи 12 Закона N 2487-1, подпункта "г" пункта 3, пункта 9 Положения N 498;
- Общество не подвело итоги и не осуществило ежеквартальные сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным в книгах приема и выдачи оружия и патронов и проверки наличия и технического состояния оружия и патронов, чем нарушило требования пункта 146 Инструкции N 288, подпункта "д" пункта 3, пункта 9 Положения N 498;
- Общество допустило к оказанию охранных услуг сотрудников Чупикова В. А. и Орлова С. В. в составе группы быстрого реагирования в отсутствие личных карточек частного охранника, выданной федеральным органом исполнительной власти, чем нарушило требования части 7 статьи 12 Закона N 2487-1, подпункта "г" пункта 3, пункта 9 Положения N 498.
По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол 13.10.2023 N 39ЛРР001131023000074 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены Управлением в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Беркут Плюс" к административной ответственности по указанной квалификации.
Суд первой инстанции, установив наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, удовлетворил заявление Управления и привлек ООО "Беркут Плюс" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде 50 000 руб. административного штрафа.
Суд апелляционной инстанции поддержал решение суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к названной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность отнесена к лизензируемым видам деятельности.
Статьей 3 Закона N 2487-1 установлены виды услуг, составляющих охранную деятельность, в том числе: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Порядок лицензирования частной охранной деятельности, а также перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг регламентированы Положением N 498.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Положения N 498 лицензионными требованиями при осуществлении охранных услуг, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 2487-1, является соблюдение лицензиатом правил оборота оружия и специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации специальных средств и (или) оружия.
Нарушение частной охранной организацией правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации оружия и (или) специальных средств при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона N 2487-1, в силу подпункта "б" пункта 10 Положения N 498 является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности.
Порядок приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, а также порядок приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности, регламентирован Правилами N 587.
Так, в пункте 7 Правил N 587 установлено, что приобретенные частными охранными организациями специальные средства хранятся в опечатываемых, запирающихся на замок металлических шкафах (сейфах) в определенных эксплуатационной документацией условиях, обеспечивающих их сохранность и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Пунктом 9 Правил N 587 указано, что при ношении специальных средств работники частной охранной организации принимают меры, исключающие возможность свободного доступа к специальным средствам посторонних лиц.
В соответствии с пунктом 2 приложения 10 Правил N 587 при оказании охранных услуг работниками частной охранной организации не допускается ношение: а) отдельных предметов специальной форменной одежды совместно с иной одеждой; б) специальной форменной одежды, аналогичной форме одежды сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходной с ними до степени смешения; в) специальной форменной одежды без личной карточки охранника, а также не позволяющей определить принадлежность работников частной охранной организации к конкретной частной охранной организации.
Согласно части 7 статьи 12 Закона N 2487-1 обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
Пунктом 146 Инструкции N 288 установлено, что в организациях проводятся ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах. Сверки оружия проводятся комиссионно лицами, назначенными приказом руководителя юридического лица, а при необходимости - с участием сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы по месту учета оружия. Перед проведением сверок в реестрах, книгах и журналах учета оружия и патронов подводятся итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов. При отсутствии расхождений в результатах проведенных сверок в книгах учета оружия и патронов производятся отметки с указанием даты их проведения "Сверка проведена. Расхождений нет" и заверяются подписями лиц, проводивших проверку.
Осуществление Обществом деятельности с нарушением требований Правил N 587 и Инструкции N 288, является грубым нарушением условий лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности и влечет ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Приняв во внимание установленные обстоятельства, а также отсутствие в деле доказательств невозможности соблюдения Обществом лицензионных требований и условий в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), суды пришли к выводу о наличии в действиях лицензиата состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем удовлетворили заявление Управления.
Вопреки утверждению подателя жалобы, суды исследовали материалы дела полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов по безусловным основаниям (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судами не допущено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2024 по делу N А21-13288/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Беркут Плюс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 146 Инструкции N 288 установлено, что в организациях проводятся ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах. Сверки оружия проводятся комиссионно лицами, назначенными приказом руководителя юридического лица, а при необходимости - с участием сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы по месту учета оружия. Перед проведением сверок в реестрах, книгах и журналах учета оружия и патронов подводятся итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов. При отсутствии расхождений в результатах проведенных сверок в книгах учета оружия и патронов производятся отметки с указанием даты их проведения "Сверка проведена. Расхождений нет" и заверяются подписями лиц, проводивших проверку.
Осуществление Обществом деятельности с нарушением требований Правил N 587 и Инструкции N 288, является грубым нарушением условий лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности и влечет ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Приняв во внимание установленные обстоятельства, а также отсутствие в деле доказательств невозможности соблюдения Обществом лицензионных требований и условий в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), суды пришли к выводу о наличии в действиях лицензиата состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем удовлетворили заявление Управления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июля 2024 г. N Ф07-7678/24 по делу N А21-13288/2023