30 июля 2024 г. |
Дело N А26-9287/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 24.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фрегат" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2024 по делу N А26-9287/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фрегат", адрес: 186930, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Мира, д.22, кв.29, ОГРН 1021000880515, ИНН 1004007827, (далее - ООО "Фрегат", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство) о признании договора аренды лесного участка от 15.03.2010 N 138-з расторгнутым с 04.08.2023 и обязании Министерства произвести государственную регистрацию соглашения о расторжении договора.
Министерство также обратилось с иском в суд к ООО "Фрегат" о расторжении этого же договора аренды лесного участка и об освобождении лесного участка.
Поскольку оба иска имели один и тот же предмет, субъектный состав, и находились в производстве одного судьи, суд на стадии принятия исковых заявлений к производству объединил дела и рассмотрел их совместно.
Решением суда первой инстанции от 20.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.04.2024, иск Министерства удовлетворил, в удовлетворении иска Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество просит судебные акты отменить и не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт, которым признать расторгнутым с 04.08.2023 спорный договор аренды лесного участка, а также уменьшить сумму задолженности по арендной плате за 2023 год на 531 733 руб. 08 коп. Податель жалобы настаивает на факте расторжения договора своих условиях, несмотря на отклонение Министерством протокола разногласий, приложенного к соглашению арендодателя о расторжении договора аренды лесного участка. В обоснование своих доводов ссылается на положения статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Общество обращает внимание, что требование истца о взыскании с ответчика арендной платы по четырем срокам оплаты за 2023 год (февраль, апрель, июнь, август) ничем не обосновано в виду расторжения договора с 04.08.2023.
Общество и Министерство, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
От Министерства поступил отзыв на жалобу и ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителей.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании протокола о результатах лесного конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда от 20.08.2004 N 65 с ООО "Фрегат" заключен договор аренды участков лесного фонда сроком действия до 31.12.2024 (далее - Договор).
Предметом Договора является передача в аренду участков лесного фонда общей площадью 15003 га для использования в целях заготовки древесины.
В соответствии со статьями 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ, Лесной кодекс), статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договор аренды в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом переоформлен на договор аренды лесного участка N 138-з от 15.03.2010 (зарегистрирован в едином государственном реестре прав за N 10-10-04/001/2010-258 от 26.03.2010).
Предмет Договора, срок его действия не изменились, арендодатель - Министерство лесного комплекса Республики Карелия (на основании Постановления Правительства Республики Карелия от 04.09.2010 N 177-П правопреемником стало Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 N 326-П преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия).
В соответствии с условиями Договора аренды (пункт 4.4.4) арендатор обязан осуществить заготовку древесины в объеме, установленном Договором аренды (приложением N 3 к Договору), вносить арендную плату в порядке и сроки, установленные Договором, приложением N 4 (пункт 4.4.6.).
Размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного договором годового объема заготовки древесины на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и повышающего конкурсного коэффициента 2.64 (пункт 2.1 Договора).
Согласно дополнительному соглашению к Договору от 24.04.2019 и проекту освоения лесов по Договору аренды от 15.03.2010 N 138-э годовой объем лесопользования (расчетная лесосека) на 2022 год составляет 12,5 тысяч кубометров (пункт 6.3 Таблица 6.2, страница 55 Проекта освоения лесов для заготовки древесины).
Пунктом 2.2. Договора установлено, что арендатор вносит арендную плату в размерах и сроки, установленные приложением N 4 к Договору.
Согласно дополнительному соглашению от 28.08.2013 к Договору аренды пункт 2.2. Договора изложен в следующей редакции.
Арендатор вносит арендную плату в следующих размерах и в следующие сроки: на 15 февраля - 20%, на 15 апреля - 15%, на 15 июня - 15%, на 15 августа - 1 на 15 октября - 15%, на 15 декабря - 20%.
Арендодатель ежегодно направляет арендатору уведомление (извещение о начислении арендной платы на текущий год). Форма уведомления извещения аналогична форме, указанной в приложении N 4 к настоящему договору, но не требует подписания со стороны арендатора.
Согласно указанному извещению на 2023 год арендатор должен внести арендную плату в следующих размерах:
- по сроку оплаты на 15.02.2023 в размере 622 407 руб. в части минимальных ставок платы за древесину (в бюджет РФ) и 1 020 748 руб. в части превышающие минимальные ставки за древесину (в бюджет Республики Карелия);
- по сроку оплаты на 15.04.2023 в размере 466 806 руб. в части минимальных ставок платы за древесину (в бюджет РФ) и 765 562 руб. в части превышающих минимальные ставки за древесину (в бюджет Республики Карелия);
- по сроку оплаты на 15.06.2023 в размере 466 806 руб. в части минимальных ставок платы за древесину (в бюджет РФ) и 765 562 руб. в части превышающие минимальные ставки за древесину (в бюджет Республики Карелия);
- по сроку оплаты на 15.08.2023 в размере 466 806 руб. в части минимальных ставок платы за древесину (в бюджет РФ) и 765 562 руб. в части превышающие минимальные ставки за древесину (в бюджет Республики Карелия).
Общество 27.07.2023 направило в Министерство письмо с предложением о подготовке соглашения о расторжении Договора с 01.08.2023.
Министерство 04.08.2023 на основании пунктов 2.2, 5.2 Договора (устанавливающими размеры и сроки внесения арендной платы и пени за просрочку платежей по арендной плате) подготовило и направило арендатору Соглашение о расторжении Договора аренды, пунктом 2.1 которого установлено, что арендатор обязан оплатить задолженность по арендной плате по Договору в сумме 4 056 676 руб. (сумма неисполненных обязательств арендатора по состоянию на 27.07.2023 по срокам оплаты на 15.02.2023, 15.04.2023, 15.06.2023), в том числе в доход федерального бюджета в размере 1 504 804 руб. в доход бюджета Республики Карелия - 2 551 872 руб.
В пункте 3 этого Соглашения также отражено, что арендатор по состоянию на 27.07.2023 имеет задолженность по пеням за невнесение арендных платежей в размере 90 154 руб., а пункте 5 - об обязанности арендатора незамедлительно оплатить задолженность, указанную в пунктах 2 и 3 настоящего Соглашения.
Арендатор, тем же числом подписал и скрепил печатью указанное Соглашение, но приложил к нему протокол разногласий от 25.08.2023 в котором отказался от исполнения условий Договора аренды в части внесения арендной платы и пеней, указанных в Соглашении. Кроме того, со стороны арендатора был составлен в одностороннем порядке и направлен в Министерство акт приема-передачи от 12.09.2023.
Направленные Министерством Обществу письма от 04.10.2023 N 17566/20-23/МПРиЭ и от 12.09.2023 N 16150/20-23/КШРиЭ свидетельствуют о недостижении сторонами соглашения о расторжении Договора на интересующих каждую из сторон условиях, что послужило основанием для обращения Министерства и Общества в арбитражный суд для урегулирования спорного вопроса.
Суды двух инстанций, установив фактические обстоятельства, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, удовлетворили исковые требования Министерства и отказали в удовлетворении исковых требований Общества.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового производства.
Удовлетворяя исковые требования Министерства, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 74.1 Лесного кодекса изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с ГК РФ, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ).
При этом, требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (статья 452 ГК РФ).
Из смысла статьи 619 ГК РФ следует, что по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.
Однако, обстоятельства, указанные в статье 619 ГК РФ, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка. Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок (пункт 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Данное разъяснение применимо и к договорам аренды лесных участков; оценка нарушения в качестве существенного относится к компетенции суда, рассматривающего дело.
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ.
В нашем случае, согласно пункту 6.4 Договора, договор аренды лесного участка может быть досрочно расторгнут судом по инициативе арендодателя в случая как однократного существенного нарушения арендатором условий договора, неоднократного его нарушения (пункт 6.4.2), так и невнесения арендатором арендной платы более двух раз подряд, с установленных договором сроков оплаты и сумм платежей (пункт 6.4.3).
Следовательно, невнесение арендатором арендной платы (в нарушение установленных сроков внесения платежей) на чем основывает Министерство требования о расторжении Договора на своих условиях, в силу пункта 3 статьи 619 ГК РФ, с учетом разъяснении содержащихся в пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 25.01.2013 N 13, является основанием для расторжения договора аренды.
Наличие на стороне Общества задолженности подтверждается решениями Арбитражного суда Республики Карелия по делам N А26-5111/2023, А26-7515/2023, которыми исковые требования Министерства удовлетворены полностью и с ООО "Фрегат" взыскана задолженность по арендной плате и пени за просрочку платежей по срокам оплаты на 15.02.2023, 15.04.2023, 15.06.2023.
Доводы Общества, ставящие под сомнение выводы судов в упомянутых делах судом округа не принимаются, поскольку являются попыткой пересмотреть итоги уже состоявших судебных разбирательств.
При этом в указанных делах наряду с правомерностью начисленной задолженности, рассматривался также вопрос о наличии обстоятельств непреодолимой силы со ссылкой Общества на пункт 8.4 Договора аренды. Таких обстоятельств относительно особенностей осуществления в 2023 году предпринимательской деятельности суды не усмотрели.
При этом суды обратили внимание на то, что Договор аренды не содержит особых (специальных) условий, предусматривающих освобождение Общества от принятых на себя обязательств в случае ухудшения его финансового положения и Министерство не принимало на себя обязательств по обеспечению нормального осуществления Обществом хозяйственной деятельности (ведению бизнеса).
Суд округа отмечает, что наличие риска - один из признаков предпринимательской деятельности (пункт 1 статьи 2 ГК РФ), при устойчивом спросе на внутреннем рынке на лесоматериалы, в отсутствие ограничительных цен, экспортоориентированность Общества на вывоз леса не является обстоятельством, освобождающим его от исполнения надлежащим образом условий Договора.
С учетом изложенного, доказательства наличия обстоятельств, определенных пунктом 3 статьи 401 ГК РФ, в качестве оснований для освобождения истца от принятых на себя обязательств, в материалы дела не представлены и исковые требования Министерства удовлетворены обоснованно.
Утверждение Общества о невозможности удовлетворения иска Министерства и фактическом расторжении Договора Соглашением о расторжении договора, апелляционный суд проверил и отклонил.
Как было указано ранее, Соглашение о расторжении договора аренды содержало условия об оплате Обществом задолженности по арендной плате в соответствии с пунктом 2.2. Договора аренды по срокам оплаты на 15.02.2023, 15.04.2023, 15.06.2023, а также пеней за просрочку платежей начисленных в соответствии с пунктом 5.2 Договора аренды лесного участка.
Однако, это Соглашение Общество подписало, приложив протокол разногласий от 25.08.2023 N 1, в котором фактически отказалось оплачивать указанную в Соглашении задолженность по арендной плате ссылаясь при этом на обстоятельства непреодолимой силы.
Министерство письмом от 12.09.2023 N 16150/20-23/МПРиЭ-и выразило не согласие с протоколом разногласий и его отклонило не усмотрев таких обстоятельств и этим же письмом повторно направило для подписания Соглашения о расторжении Договора (согласно почтовому уведомлению письмо получено 21.09.2023)
В адрес Министерства 05.10.2010 Общество направило протокол разногласий, датированный 04.08.2023 с содержанием аналогичным первому.
Министерство письмом от 19.10.2023 N 18617/20-23/МПРиЭ-и отклонило этот протокол со ссылкой на письмо от 12.09.2023 N 16150/20-23/МПРиЭ-и, в котором Обществу уже был разъяснен вопрос об обстоятельствах непреодолимой силы, освобождающий арендаторов лесных участков от ответственности за неисполнение договорных условий.
Акт сдачи-приемки лесного участка, составленный Обществом в одностороннем порядке направленный с заявлением от 12.09.2023 исх. N 361 (получен Министерством 27.09.2023 за N 11100) и не подписанный арендодателем не может свидетельствовать о заключении Соглашения о расторжении договора аренды и правовых последствий не влечет.
Таким образом, в силу части 1 статьи 432 ГК РФ разногласия при заключении Соглашения не устранены и Соглашение о расторжении договора сторонами не заключено.
Все доводы участников спора получили правильную судебную оценку; обжалуемые выводы судов являются законными и обоснованными.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2024 по делу N А26-9287/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фрегат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд округа отмечает, что наличие риска - один из признаков предпринимательской деятельности (пункт 1 статьи 2 ГК РФ), при устойчивом спросе на внутреннем рынке на лесоматериалы, в отсутствие ограничительных цен, экспортоориентированность Общества на вывоз леса не является обстоятельством, освобождающим его от исполнения надлежащим образом условий Договора.
С учетом изложенного, доказательства наличия обстоятельств, определенных пунктом 3 статьи 401 ГК РФ, в качестве оснований для освобождения истца от принятых на себя обязательств, в материалы дела не представлены и исковые требования Министерства удовлетворены обоснованно.
...
Акт сдачи-приемки лесного участка, составленный Обществом в одностороннем порядке направленный с заявлением от 12.09.2023 исх. N 361 (получен Министерством 27.09.2023 за N 11100) и не подписанный арендодателем не может свидетельствовать о заключении Соглашения о расторжении договора аренды и правовых последствий не влечет.
Таким образом, в силу части 1 статьи 432 ГК РФ разногласия при заключении Соглашения не устранены и Соглашение о расторжении договора сторонами не заключено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июля 2024 г. N Ф07-7724/24 по делу N А26-9287/2023
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7724/2024
10.04.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2921/2024
22.01.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-41692/2023
20.12.2023 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-9287/2023