07 августа 2024 г. |
Дело N А21-353/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Трощенко Е.И.,
рассмотрев 06.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Россети Янтарь" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А21-353/2023,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Россети Янтарь", адрес: 236022, Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - Управление), от 28.12.2022 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 039/04/19.5-1089/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания 500 000 руб. штрафа.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением от 18.04.2023 Арбитражный суд Калининградской области приостановил производство по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А21-9070/2022. Протокольным определением от 04.12.2023 производство по делу возобновлено.
Решением суда первой инстанции от 07.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.02.2024, в удовлетворении заявления Общества отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 07.12.2023 и постановление от 07.02.2024, принять по делу новый судебный акт - о признании незаконным и отмене постановления от 28.12.2022 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 039/04/19.5-1089/2022 в части размера штрафа, превышающего 300 000 руб.
Как указывает податель кассационной жалобы, определением от 09.08.2022 по делу N А21-9070/2022 Арбитражный суд Калининградской области принял обеспечительную меру в виде приостановления действия предписания Управления от 20.07.2022 N 30-Т/2022 до вступления в законную силу судебного акта по названному делу, при этом запрет на заключение Обществом договора по результатам закупки не был указан в качестве принятой судом обеспечительной меры; Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не предусматривает запрета на заключение заказчиком договора при наличии предписания антимонопольного органа; Общество заключило договор с целью предотвращения причинения ему ущерба; назначенный Обществу штраф несоразмерен тяжести совершенного административного правонарушения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Общество и Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (заказчик) 02.06.2022 разместило на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru извещение N 32211441613 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ, поставку материально-технических ресурсов и оборудования в рамках первого подэтапа второго этапа работ по реконструкции в Калининграде распределительных сетей напряжением 6 кВ с заменой кабельных линий электропередачи напряжением 6 кВ и протяженностью 27,675 км, напряжением 10 кВ и протяженностью 27,672 км, переводом воздушной линии электропередачи напряжением 6 - 10 кВ и протяженностью 6,82 км в кабельное исполнение, модернизацией трехсот трансформаторных подстанций, распределительных подстанций с установкой пунктов учета электроэнергии, устройств телемеханики и закупочную документацию.
Закупка проводилась в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СБ "Регион" на действия Общества при проведении конкурса в электронной форме (извещение N 32211441613), Управление 20.07.2022 вынесло решение N 039/07/3-599/2022, которым действия Общества при проведении закупки, выразившиеся в: несоблюдении принципов равноправия, справедливости, недискриминации; необоснованном ограничении конкуренции; предъявлении требований, не соответствующих документации; оценке и сопоставлении заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в закупочной документации, квалифицированы как нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Согласно выданному Управлением 20.07.2022 предписанию N 30-Т/2022 Обществу и его закупочной комиссии надлежало не позднее 09.08.2022 отменить протоколы рассмотрения заявок участников и проведения переторжки от 30.06.2022 N 2/32211441613, подведения итогов от 01.07.2022 N 3/32211441613, вернуться к рассмотрению общих частей заявок участников на участие в конкурсе в электронной форме по извещению N 32211441613 и рассмотреть их с учетом выводов, приведенных в мотивировочной части решения от 20.07.2022 N 039/07/3-599/2022, сообщить в антимонопольный орган о выполнении данного предписания.
Общество обжаловало решение от 20.07.2022 N 039/07/3-599/2022 и предписание от 20.07.2022 N 30-Т/2022 в Арбитражный суд Калининградской области (дело N А21-9070/2022).
Определением от 09.08.2022 по делу N А21-9070/2022 суд первой инстанции по ходатайству Общества принял обеспечительную меру в виде приостановления действия предписания от 20.07.2022 N 30-Т/2022.
Определением от 05.12.2022 по делу N А21-9070/2022 обеспечительная мера была отменена, поскольку по результатам аукциона Общество 24.08.2022 заключило договор с обществом с ограниченной ответственностью "Параметр" (участник аукциона, чьей заявке присвоен второй номер) и принятая ранее судом обеспечительная мера утратила свое предназначение.
Управление, выявив неисполнение Обществом предписания к установленному в нем сроку и после отмены судом обеспечительной меры по делу N А21-9070/2022, неисполнимость предписания ввиду заключения Обществом 24.08.2022 договора по итогам аукциона, 21.12.2022 составило в отношении Общества протокол по делу об административном правонарушении N 039/04/19.5-1089/2022 по части 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 28.12.2022 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 039/04/19.5-1089/2022 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде взыскания 500 000 руб. административного штрафа.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, придя к выводам о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, об отсутствии существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным, снижения размера назначенного административного штрафа, отказал в удовлетворении заявления Общества.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Совершение данного административного правонарушения влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 300 000 руб. до 500 000 руб.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ, образует бездействие, выразившееся в невыполнении в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В силу части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 названного Закона.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 51 Закона N 135-ФЗ предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.
В соответствии с частью 4 указанной статьи под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства.
Суды установили и Обществом не оспорено, что до 09.08.2022 и после отмены арбитражным судом обеспечительной меры, принятой определением от 09.08.2022 по делу N А21-9070/2022, Общество не совершало действий, свидетельствующих об исполнении предписания от 20.07.2023 N 30-Т/2022.
В рассматриваемом случае принятая в деле N А21-9070/2022 обеспечительная мера в виде приостановления действия оспариваемого ненормативного акта, способная сохранить отношения между сторонами в существующем состоянии (status quo), позволяла Обществу не исполнять лишь те мероприятия, которые приведены в предписании от 20.07.2023 N 30-Т/2022.
Общество после приостановления судом действия оспоренного предписания заключило по результатам закупки договор с одним из ее участников при наличии не признанных незаконными как решения, так и предписания Управления; такие действия Общества привели к невозможности исполнения предписания после отмены обеспечительных мер по делу N А21-9070/2022.
Неисполнение Обществом предписания Управления суды правомерно расценили в качестве события административного правонарушения, предусмотренного частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учтя, что доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, наличие объективной невозможности исполнения предписания Управления в установленный срок, в материалы дела не представлено, суды признали Общество виновным в совершении вменяемого административного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности Управление не допустило. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, позволяющих признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным либо заменить назначенный ему штраф на предупреждение, не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Общество считает назначенный Управлением административный штраф в размере 500 000 руб. несоразмерным тяжести совершенного административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Применительно к обстоятельствам настоящего дела с учетом намеренного заключения Обществом договора по итогам закупки в отсутствие признанного недействительным предписания антимонопольного органа назначенное Обществу административное наказание соответствует требованиям соразмерности, индивидуализации и справедливости.
В кассационной жалобе Общество не опровергло отсутствия у судов оснований для снижения назначенного Обществу административного штрафа.
Вывод суда о наличии или отсутствии оснований для снижения назначенного юридическому лицу административного штрафа связан с оценкой доказательств по делу.
Сами по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А21-353/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Россети Янтарь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
...
Сами по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 августа 2024 г. N Ф07-6783/24 по делу N А21-353/2023