13 августа 2024 г. |
Дело N А21-9323/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 13.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2024 по делу N А21-9323/2022,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Прокошин Артем Юрьевич (ОГРНИП 312392608600183) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском к государственному предприятию Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (236006, Калининград, ул. Коперника, д. 2-4; пом. лит. XI; ОГРН 1023900588920; ИНН 3904036510; далее - Предприятие) об урегулировании разногласий при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в редакции истца.
Определением от 20.11.2023 для совместного рассмотрения с указанным иском принят встречный иск Предприятия к Прокошину А.Ю. об урегулировании разногласий при заключении договора в редакции ответчика.
Решением суда первой инстанции от 22.12.2023 отказано в удовлетворении первоначальных исковых требований, а встречный иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.03.2024 решение суда первой инстанции в части условия договора о дате его заключения отменено и в этой части удовлетворен первоначальный иск Прокошина А.Ю. о дате заключения договора с даты вступления в законную силу решения суда; в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда в указанной части. По мнению подателя жалобы, датой заключения договора следует считать 01.01.2019.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Предприятие с 01.01.2019 на основании соглашения с Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области от 20.06.2018 является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Калининградской области.
Прокошин А.Ю. 28.01.2022 обратился к Предприятию с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении нежилого здания общей площадью 262,2 кв.м., расположенное по адресу: Калининградская обл., г. Гвардейск, ул. Мира, д. 8, принадлежащего ему на праве собственности.
Предприятие направило Прокошину А.Ю. проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 231017435, составленный на основании типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В письмах от 17.05.2022, от 08.06.2022 Прокошин А.Ю. оспорил дату начала оказания услуг и порядок осуществления учета объема и массы ТКО, выразил несогласие с размером неустойки, предусмотренной договором, а также направил Предприятию протокол разногласий к договору.
Предприятие письмами от 25.05.2022, от 24.06.2022 протокол разногласий к договору отклонило.
Прокошин А.Ю., сославшись на возникновение между сторонами разногласий при заключении договора, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Предприятие обратилось в суд со встречным иском об урегулировании спорных условий договора в своей редакции.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении первоначального иска и удовлетворил встречный иск, изложив спорные условия договора в редакции Предприятия.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части условия договора о дате его заключения и изложил это условие в редакции Прокошина А.Ю., исходя из того, что при передаче разногласий при заключении договора на рассмотрение суда договор не может считаться заключенным ранее вступления решения суда в законную силу.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Как предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В силу пункта 8(10) Правил N 1156 проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО составляется в соответствии с типовым договором и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8(14) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) названных Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В соответствии с пунктом 8(15) Правил N 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
Как предусмотрено пунктом 2 части 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (пункт 4 части 445 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" разъяснено, что при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ). При этом дополнительных действий сторон (подписание двустороннего документа, обмен документами, содержащими оферту и ее акцепт, и т.п.) не требуется.
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что 28.01.2022 Прокошин А.Ю. обратился к Предприятию с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО; Предприятие направило Прокошину А.Ю. проект договора N 231017435, составленный на основании типового договора; письмами от 17.05.2022, от 08.06.2022 Прокошин А.Ю. направил Предприятию протокол разногласий к договору; Предприятие отклонило протокол разногласий к договору письмами от 25.05.2022, от 24.06.2022.
Поскольку между сторонами возникли разногласия при заключении договора, которые переданы на рассмотрение суда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что договор не может считаться заключенным ранее вступления решения суда в законную силу.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что наличие у собственника ТКО (потребителя) обязанности заключить с региональным оператором договор, равно как и невозможность осуществлять обращение с ТКО иным образом, нежели через услуги регионального оператора, не означает оформление договорных отношений на условиях, согласованных в судебном порядке, с даты начала деятельности регионального оператора.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также исходя из нетождественности даты возникновения фактических отношений сторон и даты их юридического оформления путем судебной легитимации договорных условий, апелляционный суд урегулировал условия договора в части даты его заключения в указанной редакции, отменив решение суда первой инстанции в этой части.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2024 по делу N А21-9323/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд апелляционной инстанции изменил условия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, установив дату его заключения с момента вступления решения суда в законную силу. Кассационная инстанция оставила решение апелляционного суда без изменения, признав правильным применение норм материального и процессуального права.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 августа 2024 г. N Ф07-8189/24 по делу N А21-9323/2022