28 августа 2024 г. |
Дело N А56-106994/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от акционерного общества "Невский экологический оператор" Шармановой А.М. (доверенность от 19.08.2024), от товарищества собственников жилья "Ключ" Дорофеевой А.А. (доверенность от 13.08.2024), Минина А.В. (председатель правления, протокол заседания правления от 14.03.2023),
рассмотрев 26.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Ключ" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2024 по делу N А56-106994/2022,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Ключ", адрес: 195276, Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 25, корп. 4, ОГРН 1027802501638, ИНН 7804082567 (далее - Товарищество, ТСЖ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 30.12.2021 N 1261658-2022/ТКО (далее - Договор), и внесении следующих изменений в Договор:
пункт 4.1 Договора изложить в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО" (далее - Правила N 505), следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления";
внести в пункт 2 Приложения N 1 к Договору изменения и изложить в следующей редакции: "Количество контейнеров данного типа 20. Метод учета: по количеству и объему вывезенных контейнеров";
внести изменения в пункт 3.1.1 Договора и изложить его в следующей редакции: "принимать ТКО в объеме и в месте, в соответствии с графиком, которые определены в приложении к настоящему Договору";
дополнительно к Договору заключить Приложение, в котором указать следующий график вывоза ТКО: "Прием, сбор и транспортирование ТКО осуществляется по следующим дням: понедельник, среда, пятница с 7:00 до 10:00";
внести в главу 4 Договора дополнительный пункт 4.2 и изложить его в следующей редакции: "Стороны согласились в установленные день и время вывоза ТКО, в соответствии с Приложением N 2 к настоящему Договору, фиксировать количество и объем и (или) массы ТКО путем подписания акта уполномоченными лицами. Акт должен содержать в себе: дату, место составления, количество контейнеров и общий объем ТКО, а также должность и подписи сторон;
внести в пункт 3.1.5 Договора изменения и изложить его в следующей редакции: "Принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, замену контейнеров производить в течение 5 календарных дней с момента обнаружения повреждения";
внести изменения в Приложение N 1 к Договору в пункт "объем ТКО в год, куб.м" и указать величину "1000 куб. м".
Решением суда первой инстанции от 12.05.2023 разногласия, возникшие при заключении Договора, урегулированы в редакции истца.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.04.2024 решение суда первой инстанции отменено. Пункт 4.1 Договора изложен в редакции регионального оператора, пункт 3.1.1 Договора в редакции: "принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в приложении к настоящему договору", пункт 3.1.5 Договора изложен в редакции: "принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации", пункт 4.2 Приложения, определяющий график вывоза ТКО, приложение N 1 к Договору с указанием примерного объема ТКО в год в Договор не включены.
В кассационной жалобе Товарищество просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая, что для учета объема ТКО не требуется раздельного накопления ТКО. В среднем ежегодно объем ТКО истца составляет 1000 куб.м., следовательно, указанный объем необходимо внести в Договор. Товарищество настаивает, что необходимо внесение изменений в пункт 4.1 Договора в его редакции.
В судебном заседании представители Товарищества поддержали доводы кассационной жалобы. Представитель Общества возразила против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам отзыва.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с 01.01.2022 Общество осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с ТКО на территории города Санкт-Петербурга.
Ответчиком в адрес истца был направлен Договор.
Начиная с февраля 2022 года, после выставления счетов на оплату истец заявлял об условиях, на которых готов был заключить Договор.
Так, в сопроводительном письме от 25.02.2022 исх. N 1 истец просил заключить Договор и избрать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами N 505 следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
28.03.2022 от ответчика поступил на подписание Договор, с условиями которого не согласился истец. В частности, в пункт 4.1 Договора включен способ учета массы и (или) объема ТКО по нормативу накопления.
Истец 27.04.2022 направил ответчику письмом от 27.04.2022 исх. N 5 протокол разногласий к Договору, в котором, в частности, в пункте 4.1 Договора просил установить учет объема и(или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров (по факту).
Ответчик не согласился с протоколом разногласий и 01.07.2022 прислал протокол урегулирования разногласий к Договору, с которым не согласился истец.
Истец 24.08.2022 вновь потребовал заключить Договор на условиях протокола разногласий, однако ответчик данное требование оставил без удовлетворения.
Истец 08.09.2022 направил ответчику претензию в рамках досудебного урегулирования спора об изменении условий Договора, оставление которой без удовлетворения послужило основанием для обращения в суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции урегулировал разногласия по заявленным пунктам в редакции истца.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, урегулировал разногласия, изложив спорные пункты Договора в редакции ответчика, пункт 4.2 Приложения, определяющий график вывоза ТКО, приложение N 1 к Договору с указанием примерного объема ТКО в год в Договор не включил.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ, в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 25 Правил N 505, Правилам обращения с ТКО, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО.
В пункте 6 Правил N 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО также предусмотрено, что учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами N 505 одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
В настоящем случае речь идет о многоквартирном доме.
Разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО" специальных для данного случая Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил).
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, как верно указали региональный оператор и суд апелляционной инстанции, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р на территории Санкт-Петербурга были утверждены нормативы накопления ТКО, в том числе, для многоквартирных домов и нежилых зданий по видам деятельности.
С учетом указанного годовой объем, рассчитанный по нормативу образования, вопреки мнению ТСЖ, в этой ситуации не может быть указан по расчету (данным) самого Товарищества.
Порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга утвержден распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 371-р (далее - Порядок N 371-р).
Для применения раздельного способа накопления необходимо определение места нахождения площадки для раздельного накопления, типа реализуемой системы раздельного накопления, технических характеристик и количества контейнеров.
Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (пункт 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителем разделения ТКО по установленным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования ТКО в отдельных контейнерах для существующих видов ТКО (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Несоблюдение потребителем утвержденного на территории Санкт-Петербурга порядка раздельного накопления ТКО (Порядка N 371-р) исключает возможность включения в договор условия о способе учета ТКО расчетным путем исходя из количества и объема вывезенных контейнеров.
Указанный вывод основан на Обзоре судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2024 N 309-ЭС23-30257, от 20.06.2024 N 301-ЭС24-53, от 20.08.2024 N 301-ЭС24-3666.
Истцом в материалы дела не представлено надлежащих доказательств организации в установленном порядке в месте накопления ТКО раздельного сбора мусора. Представители ТСЖ указали на отсутствие объективной возможности раздельного накопления ТКО ввиду общего сбора мусора через действующие мусоропроводы. При таких обстоятельствах оснований для определения объема накопления ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, на чем настаивает истец, не имеется.
В остальной части требований кассационная жалоба не содержит аргументированных несогласий с постановлением суда апелляционной инстанции и представители истца возражений не привели.
Таким образом, постановление апелляционного суда является по существу правильным, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих его отмену, не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованного судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2024 по делу N А56-106994/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Ключ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции оставил без изменения решение апелляционного суда, который урегулировал разногласия сторон по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в редакции ответчика, отклонив требования истца о внесении изменений, касающихся учета объема ТКО, поскольку не было доказано соблюдение порядка раздельного накопления отходов.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 августа 2024 г. N Ф07-8351/24 по делу N А56-106994/2022