01 ноября 2024 г. |
Дело N А56-79088/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участи от товарищества собственников жилья "Согласие" Дорофеевой А.А. (доверенность от 18.04.2023), от акционерного общества "Невский экологический оператор" Нестеренко А.А. (доверенность от 19.08.2024),
рассмотрев 30.10.2024 в открытом судебном заседании кассационные жалобы товарищества собственников жилья "Согласие" и акционерного общества "Невский экологический оператор" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2024 по делу N А56-79088/2022,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Согласие", адрес: 197374, Санкт-Петербург, Стародеревенская ул., д.6, ОГРН 50678747025000, ИНН 7814344814, (далее - ТСЖ, Товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество, Региональный оператор, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 N 1185956-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Договор, ТКО) в отношении его пунктов 1.1, 1.3, первого абзаца пункта 2.1, пунктов 2.2, 3.1.6, 3.1.7, 3.2.3, 3.3.5, 3.3.7, 3.3.8, 3.3.9, первого абзаца пункта 4.1, пунктов 5.1, 6.4, 6.5 (с учетом уточнения иска и отказа о включении в Договор пункта 3.2.4 в редакции истца, принятого судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 20, лит. В, ОГРН 1037828007030; ИНН 7815015523 (далее - Комитет).
Решением суда первой инстанции от 03.08.2023 исковые требования удовлетворены, разногласия урегулированы в редакции, предложенной Товариществом. Суд решил изложить спорные пункты Договора следующим образом:
- пункт 1.1 Договора: "По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать: транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора";
- пункт 1.3 Договора: "Способ складирования твердых коммунальных отходов: в контейнеры, в том числе в собственные, расположенные на контейнерных площадках; через мусоропроводы и мусороприемные камеры в собственные контейнеры, без контейнерной площадки; в том числе крупногабаритных отходов - на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов";
- абзац 1 пункта 2.1 Договора: "Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: 969,70 руб./куб.м., тариф для населения, с учетом НДС (Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 08.12.2021 N 174-р)";
- пункт 2.2 Договора: "Региональный оператор до 5 (пятого) числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, выставляет потребителю счет на оплату, исходя из фактического объема оказанных услуг и акт выполненных работ. Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, на основании выставленного региональным оператором счета путем банковского перевода безналичных денежных средств на расчетный счет регионального оператора. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора.
В случае отсутствия со стороны потребителя возражений относительно объема и качества оказанных региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по настоящему договору, услуги считаются оказанными и подлежат оплате исполнителем коммунальных услуг в полном объеме.
В случае возражения потребителя относительно объема и качества, оказанных региональным оператором услуг по настоящему договору потребитель производит частичную оплату счета (пропорционально объему оказанных услуг). В дальнейшем стороны путем переговоров определяю необходимость доплаты по счету или ее отсутствие.
Стороны согласны признавать данные, полученные в порядке электронного документооборота, установленного договором, информацию в электронном виде и/или на бумаге, в качестве доказательств для разрешении споров и разногласий":
- пункт 3.3.5 Договора: "Принимать меры по недопущению повреждения контейнеров, сжигания твердых коммунальных отходов в контейнерах, а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов";
- пункт 3.3.7 Договора: "Уведомить регионального оператора любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить его - получение адресатом, об изменении способа управления объектами потребителя";
- абзац 1 пункта 4.1 Договора: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505) следующим способом:
- расчетным путем, исходя из фактического количества и объема контейнеров для накопления складирования твердых коммунальных отходов, установленных в местах их накопления, и вывезенных региональным оператором. Учет фактического количества и объема вывезенных контейнеров с твердыми коммунальными отходами производится представителями сторон в момент оказания услуги".
- пункт 5.1 Договора: "В случае нарушения региональным оператором условий договора потребитель незамедлительно ставит в известность регионального оператора любым доступным способом. Срок устранения нарушений составляет 3 (три) рабочих дня.
В случае не устранения допущенных нарушений в срок, не более 3 (трех) дней, потребитель уведомляет регионального оператора о дате и месте фиксации нарушений и составлении акта о нарушении. Потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении и вручает его представителю регионального оператора.
При неявке представителя регионального оператора, потребитель составляет акт в присутствии не менее чем 2 (двух) лиц или с использованием фото - и (или) видеофиксации, и в течение 3 (трех) рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранит выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю.
В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 5 рабочих дней со дня получения акта. В случае невозможности устранения нарушений в сроки предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений";
Суд также решил включить в Договор предложенные истцом следующие пункты:
- пункт 3.1.6: "Отвечать за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах их накопления";
- пункт 3.1.7: "Осуществлять уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, то есть действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) твердых коммунальных отходов при погрузке и перемещению их в мусоровоз";
- пункт 3.2.3: "В целях исполнение обязательств по настоящему договору привлекать третьих лиц, при этой ответственность перед потребителем за действия третьих лиц несет региональный оператор";
- пункт 6.4: "В случае нарушения сроков вывоза твердых коммунальных отходов региональный оператор выплачивает потребителю неустойку в размере 1/30 от цены договора в месяц за каждый день просрочки";
- пункт 6.5: "В случае переполнения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов вследствие несвоевременного вывоза региональным оператором или недостаточное количества предоставленных им контейнеров и высыпания и/или складирования излишних отходов на контейнерной площадке или иных местах (мусороприемная камера и т.п.) потребитель уведомляет об указанном нарушении регионального оператора по телефону или иным доступным способом. Региональный оператор обязан обеспечить вывоз заполненных контейнеров не позднее следующего дня после получение информации.
Факт переполнения контейнеров, высыпания и (или) складирования излишних отходов на контейнерной площадке фиксируется потребителем самостоятельно в акте согласно пункту 5.1 договора. Региональный оператор вправе направить своего представителя для оформления акта. В акте кроме прочего фиксируется объем твердых коммунальных отходов, подлежащих уборке с контейнерной площадки или иных мест.
В этом случае региональный оператор возмещает потребителю расходы, связанные с уборкой твердых коммунальных отходов и очисткой контейнерной площадки или иных мест путем уменьшения стоимости услуг по договору, исходя из следующего расчета: до 0.5 куб. метра отходов - 500 руб., от 0,5 до 1,0 куб. метра отходов - 1000 руб., более 1,0 куб. метра отходов - 1500 руб. за каждый куб м. отходов".
При этом, суд исключил из Договора следующие пункты, предложенные Региональным оператором:
- пункт 3.3.8 Договора: "Обеспечить беспрепятственный доступ транспорта регионального оператора к месту (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, указанному в настоящем договоре. Беспрепятственный доступ подразумевает под собой: - отсутствие ограничений проезда и прохода в связи с аварийными работами и оставленными без присмотра автомобилями; - отсутствие любых препятствий для свободного осуществления процесса погрузки твердых коммунальных отходов на транспорт регионального оператора, в том числе обеспечить отсутствие нагромождений и обледенении твердых коммунальных отходов";
- пункт 3.3.9 Договора: "Не допускать складирования в контейнерах не твердых коммунальных отходов, а также уплотнения отходов, препятствующего выгрузке. Контейнер может заполняться только до объема, пока может закрываться его крышка (не выше верхней кромки контейнера). Потребителю запрещается прессовать или уплотнять отходы в контейнере".
Постановлением апелляционной инстанции от 30.05.2024, решение суда первой инстанции от 03.08.2023 частично изменено, с урегулированием следующих пунктов Договора в редакции АО "НЭО":
- пункта 1.1 Договора: "1.1. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении N 1 к настоящему договору, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора";
- пункта 1.3 Договора: "1.3. Способ складирования твердых коммунальных отходов в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках/на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов";
- пункта 2.2 Договора: "Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленного счета. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора";
- пункта 3.3.5 Договора: "Не допускать повреждения контейнеров, сжигания твердых коммунальных отходов в контейнерах, а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов";
- пункта 3.3.7 Договора: "Уведомить регионального оператора любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить его получение адресатом, о переходе прав на объекты потребителя, указанные в настоящем договоре, к новому собственнику";
- пункта 3.3.8 Договора: "Обеспечить беспрепятственный доступ транспорта регионального оператора к месту (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, указанному в настоящем договоре. Беспрепятственный доступ подразумевает под собой:
- отсутствие ограничений проезда и прохода в связи с аварийными работами и оставленными без присмотра автомобилями; - отсутствие любых препятствий для свободного осуществления процесса погрузки твердых коммунальных отходов на транспорт регионального оператора, в том числе обеспечить отсутствие загромождений и обледенений твердых коммунальных отходов";
- пункта 3.3.9 Договора: "Не допускать складирования в контейнерах не твердых коммунальных отходов, а также уплотнения отходов, препятствующего выгрузке; Контейнер может заполняться только до объема, пока может закрываться его крышка (не выше верхней кромки контейнера). Потребителю запрещается прессовать или уплотнять отходы в контейнере";
- первого абзаца пункта 4.1 Договора: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 нюня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов";
- пункта 5.1 Договора: "В случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора, составляет указанный акт в одностороннем порядке, в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксаини и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю.
В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 5 рабочих дней со дня получения акта. В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений";
В пользу Товарищества, суд изложил абзац 1 пункта 2.1 Договора: "Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: 969,70 руб./куб. м, тариф для населения, с учетом НДС (Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 08.12.2021 N 174-р)";
Апелляционный суд также включил в Договор пункт 6.4 в следующей редакции: "В случае нарушения сроков вывоза твердых коммунальных отходов региональный оператор выплачивает потребителю неустойку в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от ежемесячной стоимости услуг за каждый день просрочки", но решил пункт 6.5 в Договор не включать.
Товарищество в своей кассационной жалобы просит отменить постановление апелляционного суда полностью и оставить в силе решение суда первой инстанции, последовательно излагая свою позицию по всем спорным пунктам (1.1, 1.3, 2.2, 3.3.5, 3.3.7, 3.3.8, 3.3.9, 5.1, 6.4, 6.5 и первого абзаца пункта 4.1), указав на неправильный вывод суда о зависимости оплаты услуг от раздельного накопления ТКО, неправильное применение норм материального права в части условий Типового Договора и ссылаясь на то, что принятая судом редакция ухудшает положение истца.
Региональный оператор выразил несогласие с той частью постановления апелляционного суда в которой ему отказано в принятии его редакции (пункт 2.1), возражал против включения в Договор пунктов 3.1.6, 3.1.7, 3.2.3, 6.4, сочтя их положения избыточными и не соответствующими тексту Типового Договора. Кроме того, указал на необоснованное взыскание с него государственной пошлины, поскольку судебный акт не принят полностью в пользу какой либо стороны.
В судебном заседании представители ТСЖ и Общества доводы своих жалоб поддержали, изложили свою позицию и представили отзывы на жалобы оппонентов.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационных жалоб.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "НЭО" присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории города федерального значения Санкт-Петербурга. С 01.01.2022 Региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО.
Типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами размещен Региональным оператором в свободном доступе 08.12.2021 на своем официальном сайте https:spb-neo.ru; дата начала действия договора с 30.12.2021.
ТСЖ осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: Санкт-Петербург, Стародеревенская ул., дом 6, корпуса 2 и 3 (далее - МКД).
При заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО в ответ на заявку, направленную Товариществом Региональному оператору с приложенными документами, в том числе протоколом разногласий от 28.12.2021, от Регионального оператора в ТСЖ поступил проект Договора в двух экземплярах, подписанный со стороны Регионального оператора.
Не согласившись с предложенными Региональным оператором условиями Договора и оставлением ранее направленного протокола разногласий без рассмотрения, Товарищество направило региональному оператору мотивированный отказ в форме протокола разногласий от 28.02.2022 с предложением о внесении в договор изменений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
В связи с оставлением протокола разногласий от 28.02.2022 без рассмотрения Товарищество направило Региональному оператору претензию, оставленную без удовлетворения.
Поскольку преддоговорной спор сторонами не был урегулирован, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принял все доводы Товарищества и урегулировал разногласия в предложенной им редакции. При этом суд, в том числе не принял основной довод Регионального оператора о необходимости определения объема ТКО по нормативу в силу пункта 148(30) Правил N 354 и части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и то, что коммерческий учет ТКО (исходя из количества и объема контейнеров) может быть применен Товариществом только при осуществлении раздельного накопления ТКО, сочтя их необоснованными. Суд указал, что Товарищество, заявляя иск об урегулировании разногласий при заключении Договора относительно абзаца 1 пункта 4.1 и определяя способ коммерческого учета - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО в установленных в местах их накопления, реализует право на выбор одного из альтернативных способов учета объема ТКО для расчетов с Региональным оператором.
Апелляционный суд при повторном рассмотрении дела с таким выводом не согласился и счел необходимым урегулировать разногласия, возникшие между сторонами при заключении Договора в редакции Регионального оператора (за исключением пункта 2.1), сочтя возможным включить в Договор дополнительные пункты 3.1.6, 3.1.7, 3.2.3, 6.4.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, поддерживает его позицию и считает кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Основной причиной разногласий в настоящем деле является редакция первого абзаца пункта 4.1 Договора: истцом (ТСЖ) предложено осуществлять коммерческий учет ТКО расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, используя двухконтейнерную (двухпоточную) систему раздельного накопления ТКО, а ответчиком (Региональным оператором) - исходя из норматива накопления ТКО - в виду недоказанности в настоящий период наличия у Товарищества возможности раздельного накопления ни упомянутым способом, ни с применением пофракционной системы (т.е. раздельно для каждой группы однородных отходов).
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), предусмотрено, что определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.10 названного Закона предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Правительство Российской Федерации постановлением от 03.06.2016 N 505 утвердило Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 505).
В пункте 6 Правил N 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Данное положение нашло свое отражение в пункте 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО - учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами N 505 одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
В силу пункта 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт "а"); заключать с региональным оператором по обращению с ТКО договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, за исключением случаев, указанных в пункте 148(11) настоящих Правил (подпункт "б").
Согласно пункту 148(30) Правил N 354 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам (то есть - на основании нормативов накопления ТКО).
При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к настоящим Правилам соответственно (то есть - на основании объема вывезенных контейнеров).
Из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, как верно указал ответчик, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
Данная правовая позиция подтверждена разъяснениями пункта 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, а также определениями Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2024 по делу N А56-66706/2022 и от 13.12.2023 по делу N А56-66771/2022.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации выраженной в определениях Верховного Суда N 307-ЭС23-23618, N 307-ЭС23-21450 и N 307- ЭС23-21438, истец вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров, если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет раздельное накопление в соответствии с установленными нормативным правовым актом правилами, то есть по определенным видам отходов и складирования в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929 на территории Санкт-Петербурга установлено, что оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга утверждены распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р.
Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 15.06.2022 N 361-р утверждена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, согласно разделу 4 которой раздельное накопление ТКО осуществляется отходообразователями в соответствии с утвержденным Порядком накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления).
Порядком накопления твердых коммунальных отходов в том числе их раздельного накопления на территории Санкт-Петербурга, утвержденного Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 371-р (далее - Порядок N 371-р, Порядок накопления), установлен порядок организации раздельного накопления (раздел 5), правила раздельного накопления с разделением на указанные в разделе 4 категории, с необходимостью складирования их в определенные виды контейнеров, соответствующих установленным разделом 6 требованиям, со специальной маркировкой.
При этом, само по себе складирование в разные контейнеры отдельных видов ТКО без соблюдения указанных правил раздельного накопления не свидетельствует об осуществлении отходообразователем раздельного накопления ТКО и о наличии права требовать установления платы за услуги оператора исходя из объема контейнеров.
Осуществление раздельного накопления ТКО является обязательным с даты, указанной в дополнительном соглашении к договору на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 5.1.4 Порядка N 371).
Поскольку в Правилах N 354 предусмотрено применение расчетного способа определения объема (массы) ТКО исходя из объема и количества контейнеров при наличии раздельного накопления сортированных отходов, Товарищество должно было согласовать с Региональным оператором систему раздельного накопления ТКО.
Апелляционный суд, исследовав представленные доказательства, удостоверился в отсутствии доказательства согласования с Региональным оператором фактического осуществления ТСЖ раздельного накопления ТКО. Следовательно, первый абзац пункта 4.1 Договора урегулирован в пользу АО "НЕО" правомерно. При этом суд обратил внимание на то, что принятие данного пункта в редакции истца является преждевременным, но стороны не лишены права на заключение дополнительного соглашения в части изменения способа учета ТКО после выполнения необходимых процедур.
Вопрос редакции остальных спорных пунктов Договора, апелляционный суд обосновал следующим.
Суд отклонил предложенную в пункте 1.1 Договора редакцию истца, поскольку Региональный оператор не осуществляет утилизацию и обезвреживание твердых коммунальных отходов (что было отражено в пункте как обязанность ответчика) и принял редакцию Регионального оператора: "По договору на оказание услуг по обращению с ТКО Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении N 1 к настоящему договору, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора".
Суд также отметил, что пункт 1.3 Договора в редакции Регионального оператора соответствует утвержденной форме Типового договора, кроме того истцом не обоснована необходимость указания в спорном пункте принадлежности контейнеров Товариществу, поскольку этот факт ответчиком не оспаривается, в этой связи этот пункт утвержден в редакции Регионального оператора.
В целях исключения неясности в части трактовки первого абзаца пункта 2.1 Договора, апелляционная коллегия согласилась с судом первой инстанции и признала обоснованной редакцию Товарищества и приняла во внимание, что истец оспаривает только первый абзац данного пункта, а по второму его абзацу разногласия отсутствуют.
Суд обратил внимание, что предложенная истцом редакция пункта 2.2 Договора существенно затруднит взаимодействие между сторонами и не соответствует положениям Типового договора, указанный пункт подлежит изложению в редакции Регионального оператора: "Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленного счета. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора".
Суд, с учетом положений пункта 148 (12) Правил N 354 предусматривающих, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов) дал оценку о включении судом первой инстанции в Договор пунктов 3.1.6, 3.1.7 в редакции истца, предусматривающие обязанности Регионального оператора:
- пункт 3.1.6: "Отвечать за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах их накопления";
- пункт 3.1.7: "Осуществлять уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, то есть действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) твердых коммунальных отходов при погрузке и перемещению их в мусоровоз";
Поскольку спорные условия предусмотрены законодательством, что не исключает их возможности закрепления в Договоре и не нарушает прав ответчика, апелляционная коллегия признала обоснованными выводы суда первой инстанции в части этих спорных пунктов.
Апелляционный суд также согласился с судом первой инстанции, что пункт 3.2.3 Договора не противоречит законодательству и подлежит включению в Договор, так как Правилами N 1156 (в том числе пунктами 4, 23) и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, не предусматривается ответственность операторов, привлекаемых региональным оператором для оказания таких услуг, перед потребителем. Этот пункт добавлен судами в целях соблюдения баланса интересов сторон.
Поскольку пункты 3.3.5 ("Не допускать повреждения контейнеров, сжигания твердых коммунальных отходов в контейнерах, а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов") и 3.3.7 ("Уведомить регионального оператора любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить его получение адресатом, о переходе прав на объекты потребителя, указанные в настоящем договоре, к новому собственнику") соответствуют аналогичным условиям Типового договора, указанные пункты приняты в изложении Регионального оператора:
Достаточных оснований для изложения спорных пунктов в редакции Товарищества, суд апелляционной инстанции не усмотрел, доводы приведенные истцом счел несостоятельными.
Апелляционный суд не согласился с исключением судом первой инстанции из Договора пунктов 3.3.8 и 3.3.9.
В обоснование своих довод суд сослался на подпункты 3.1.8 м 3.2.4 Порядка N 371 в которых содержится запрет перегораживать свободный доступ к контейнерам и (или) бункерам для проведения погрузочно-разгрузочных работ, а также запрещается уплотнять (утрамбовывать) накопленные в контейнерах и (или) бункерах ТКО.
Приведенные пункты Договора соответствуют разделу 3.1 Распоряжения от 01.07.2022 N 371-р и пункту 3.7.1 постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, согласно которому организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечить в том числе: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов.
СанПиН 2.1.3684-21 также предусмотрено, что контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Поскольку предусмотренные пунктами 3.3.8 и 3.3.9 Договора обязанности возложены на истца действующим законодательством, следует признать, что названные пункты не нарушают прав истца и подлежат включению в Договор в редакции Регионального оператора.
Предложенный в пункте 5.1 Договора истцом порядок фиксации нарушений, а конкретно относительно условий о том, что срок устранения нарушения региональным оператором составляет 3 дня и только в случае их неустранения в указанный срок потребитель уведомляет Регионального оператора о дате и месте фиксации нарушений и составлении акта о нарушении, апелляционный суд счел нецелесообразным, как влекущим риск утраты самой возможности фиксации факта нарушения.
В указанной связи суд апелляционной инстанции признал обоснованной редакцию Регионального оператора, которая в свою очередь соответствует пункту 16 Типового договора.
Поскольку пунктом 21 Типового договора предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, суд апелляционной инстанции счел возможным включить в Договор пункт 6.4, конкретизирующий ответственность Регионального оператора за нарушение сроков вывоза ТКО. При этом отклонил предложение истца в части определения размера неустойки.
Суд апелляционной инстанции изложил пункт 6.4 по аналогии с пунктом 22 Типового договора (предусматривающего ответственность потребителя): "В случае нарушения сроков вывоза твердых коммунальных отходов региональный оператор выплачивает потребителю неустойку в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от ежемесячной стоимости услуг за каждый день просрочки".
Суд также счел необоснованным и избыточным требование, упомянутое в пункте 6.5, (предусматривающее возмещение потребителю расходов, связанных с уборкой твердых коммунальных отходов и очисткой контейнерной площадки или иных мест путем уменьшения стоимости услуг по договору, исходя из предложенного расчета).
Следует признать, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены апелляционным судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Апелляционный суд, руководствуясь положениями статьи 110 АПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" и правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2017 N 306-ЭС16-827 обоснованно возложил расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на истца.
Все доводы кассационных жалоб уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка, в связи с чем, их повторение в поданных в суд кассационной инстанции жалобах представляет собой требование о переоценке доказательств и обстоятельств дела, что выходит за предусмотренные частью 2 статьи 287 АПК РФ пределы компетенции суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2024 по делу N А56-79088/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы акционерного общества "Невский экологический оператор" и Товарищества собственников жилья "Согласие" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о частичном изменении условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, установив, что способ учета отходов может применяться только при наличии раздельного накопления. Суд отклонил требования одной из сторон о включении ряда пунктов, обосновав это несоответствием законодательству и условиям типового договора.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 ноября 2024 г. N Ф07-13256/24 по делу N А56-79088/2022
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13256/2024
01.11.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31795/2023
30.05.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31795/2023
03.08.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-79088/2022