27 ноября 2024 г. |
Дело N А42-6742/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
при участии от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области Томилова Д.С. (доверенность от 09.01.2024 N 3), от государственного областного автономного учреждения здравоохранения "Мурманский областной центр специализированных видов медицинской помощи" Квашниковой Т.А. (доверенность от 09.01.2024),
рассмотрев 27.11.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного областного автономного учреждения здравоохранения "Мурманский областной центр специализированных видов медицинской помощи" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2024 по делу N А42-6742/2023,
УСТАНОВИЛ:
государственное областное автономное учреждение здравоохранения "Мурманский областной центр специализированных видов медицинской помощи", адрес: 183034, Мурманск, ул. Лобова, д.10, ОГРН 1025100834505, ИНН 5192160068 (далее - Центр), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Мурманской области, адрес: 183038, Мурманск, пр-кт Ленина, д.89, ОГРН 1025100843789, ИНН 5192160029 (далее - Фонд), о признании недействительным акта от 23.06.2023 выездной плановой комплексной проверки по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования в части возложения на Центр обязанности возвратить в бюджет Фонда средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в размере 3 097 193 руб. 71 коп. и уплатить штраф за нецелевое использование средств ОМС.
Решением суда от 16.02.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.06.2024, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Центр, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя жалобы, приобретая медицинское оборудование на сумму 2 214 532 руб. 88 коп. за счет средств ОМС, Центр действовал в соответствии с целями, приведенными в статье 4 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), и Порядком оказания медицинской помощи населению по профилю "Дерматовенерология", утвержденном Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 924н, поскольку вид произведенных расходов включен в тариф, указанный в статье 35 Закона N 326-ФЗ, и территориальной программе. Как указывает Центр, Фонд не представил доказательств использования оборудования для всех видов исследований, в том числе не включенных в ОМС. Также податель жалобы полагает, что поскольку ОМС включает в себя расходы на оплату программного обеспечения, то использование им средств ОМС на разработку программного комплекса "Автоматизированная система единого документооборота" являлось правомерным, при этом Фонд, в свою очередь, не отразил в акте проверки условия учетной политики Центра и распределения доходов и расходов по источникам финансирования. Кроме того, податель жалобы считает, что отнесенные им за счет средств ОМС расходы на утилизацию вакцины входят в структуру тарифа ОМС, поскольку относятся к операциям по оплате работ, услуг по содержанию имущества. Расходы на приобретение буклетов о процедурах с использованием криосауны, по мнению Центра, обоснованно произведены за счет средств ОМС в рамках исполнения обязанности по информированию пациентов о включенной в базовую программу ОМС общей криотерапии.
Отзыв Фонда на жалобу с учетом разъяснений, приведенных в абзаце четвертом пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", принятию не подлежит, поскольку в нарушение части 4 статьи 279 АПК РФ копии указанного документа не направлены участвующим в деле лицам.
В судебном заседании представитель Центра поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Фонда возражал против ее удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Комиссией по проверке соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и целевого использования средств обязательного медицинского страхования, действующей на основании приказа Фонда от 03.05.2023 N 64, проведена проверка деятельности Центра (заявителя) за период с 29.05.2023 по 23.06.2023, по результатам которой составлен соответствующий акт от 23.06.2023, в котором отражен ряд выявленных нарушений.
Центр частично согласился с нарушениями, отраженными в акте, и возвратил в бюджет Фонда использованные не по целевому назначению средства ОМС в размере 488 320 руб., а также уплатил штраф с указанной суммы в размере 48 832 руб.; восстановил на лицевой счет Фонда переплату по заработной плате в сумме 131 301 руб. 96 коп.
Центр письмом от 29.06.2023 N 2503/02-21 направил в Фонд возражения на акт проверки от 23.06.2023, в которых выразил несогласие с выводами Фонда в части требований о возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, в размере 3 097 193 руб. 71 коп., в том числе:
- по расходам на приобретение рекламных буклетов в сумме 6 830 руб.;
- по расходам на уничтожение вакцины против новой коронавирусной инфекции COVID-19 с истекшим сроком годности в сумме 26 892 руб.;
- по оплате услуг по разработке и внедрению программного комплекса "Автоматизированная система единого электронного документооборота ГОАУЗ "МОЦСВМП", в сумме 848 938 руб. 83 коп.;
- по оплате особо ценного движимого имущества - основных средств (анализатор гематологические автоматические, автоматические станции пробоподготовки и криотерапевтические препараты), без учета в расходах на его приобретение пропорций объема доходов по источникам финансирования, определенных учетной политикой Центра, в размере 2 214 532 руб. 88 коп.
Рассмотрев возражения Центра, Фонд не усмотрел оснований для пересмотра результатов проверки, в связи с чем заявитель оспорил акт проверки от 23.06.2023 в указанной части в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанции отказали Центру в удовлетворении заявления, установив, что средства ОМС потрачены заявителем на приобретение буклетов, рекламирующих платную деятельность Центра, не связанную с ОМС; на приобретение, и соответственно, на утилизацию вакцин против новой коронавирусной инфекции, которые не включены в структуру тарифа на оплату ОМС; услуг по разработке и внедрению программного комплекса "Автоматизированная система единого электронного документооборота" и на приобретение основных средств (оборудования) за счет средств ОМС в полном объеме, тогда как такие расходы должны производиться пропорционально объему средств, полученных в рамках базовой программы ОМС, относительно общего объема финансирования.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Согласно статьям 14, 28 и 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
В силу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Как предусмотрено пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ, медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Частью 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ определено, что территориальная программа ОМС в рамках реализации базовой программы ОМС определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, определяет условия оказания медицинской помощи в них.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период).
Согласно пункту 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила N 108н) в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В данном случае суды признали обоснованными выводы Фонда, изложенные в акте проверки, о том, что расходы Центра на приобретение буклетов не связаны с оказанием медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС для лечения дерматоза, поскольку буклеты рекламируют услуги, оказываемые Центром исключительно при использовании криокамеры на платной основе, в них не содержится информации об использовании криотерапии для оказания медицинской помощи застрахованным в рамках ОМС, о работе криосауны при оказании медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС для лечения дерматоза.
Расходы на утилизацию вакцин также не подлежали оплате за счет средств ОМС, поскольку в соответствии с абзацем 5 пункта 4 главы 1 раздела III Тарифного соглашения в системе ОМС на территории Мурманской области на 2022 год (далее - Тарифное соглашение) расходы на приобретение и, соответственно, на утилизацию вакцин против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в структуру тарифа на оплату медицинской помощи не включались и не подлежали оплате за счет средств ОМС в рамках базовой программы.
Как обоснованно отметили суды, на территории Мурманской области обеспечение иммунобиологическими препаратами (за исключением закупаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти), иными лекарственными препаратами, дезинфекционными средствами и медицинскими изделиями для проведения иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с пунктом 5.8.11 раздела 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Законом Мурманской области от 15.12.2021 5 N 2710-01-ЗМО (далее - Территориальная программа), осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.
Выявленное в ходе проверки неправомерное расходование Центром средств ОМС на оплату услуг по разработке и внедрению программного комплекса "Автоматизированная система единого электронного документооборота" и на приобретение основных средств (медицинского оборудования, указанного на странице 51-52 акта от 23.06.2023, стоимостью до 1 млн. руб. каждое) также получило правовую оценку судов.
Как установили суды, указанные расходы относятся к затратам, необходимым для деятельности медицинской организации в целом, а не только для целей ОМС. Программный продукт используется для автоматизации электронного документооборота в деятельности Центра в целом, согласно структуре Центра клинико-диагностическая лаборатория является централизованной, выполняет исследования в рамках ОМС, платной деятельности и Центра по профилактике и борьбе со СПИД, находящееся в лаборатории оборудование используется для всех видов исследований независимо от источника финансирования, согласно инструкциям область применения закупленного оборудования не ограничивается видами помощи, оказываемыми в рамках программы ОМС.
В силу пункта 205 Правил N 108н распределение затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) осуществляется одним из следующих способов:
1) пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
2) пропорционально объему оказываемых медицинских услуг в случае, если медицинские услуги, оказываемые медицинской организацией, имеют одинаковую единицу измерения объема услуг, либо могут быть приведены в сопоставимый вид (например, если одно обращение в среднем включает в себя 2,9 посещения, то обращение может быть переведено в посещение путем умножения на 2,9);
3) пропорционально площади, используемой для оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (при возможности распределения общего объема площадей медицинской организации между оказываемыми видами медицинской помощи (медицинскими услугами);
4) путем отнесения всего объема затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, на один вид медицинской помощи (медицинской услуги), выделенный(ой) в качестве основного(ой) вида медицинской помощи (медицинской услуги) для медицинской организации;
5) пропорционально иному выбранному показателю.
Согласно пункту 6.3 раздела VI Учетной политики Центра распределение накладных расходов и общехозяйственных расходов в размере видов финансового обеспечения производится пропорционально объему средств, полученных от объема дохода по приносящей доход деятельности, объема финансирования по государственному заданию и объема дохода по иной приносящей доход деятельности в общей сумме доходов в виде процентного соотношения, согласно утвержденного плана ФХД на текущий финансовый год (приложение 1.8).
Таким образом, отнесение данных расходов в полном объеме за счет средств ОМС является не допустимым.
При рассмотрении дела Центр ссылался на распределение расходов между видами деятельности пропорционально объему доходов с учетом приобретения аналогичного по стоимости оборудования без привлечения средств ОМС.
Однако данный довод заявителя правомерно судами отклонен, поскольку приведенные Центром аналогичные закупки не подлежат учету в общем объеме расходов средств ОМС.
В силу части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу. Аналогичное требование содержится в пункте 4 главы 1 раздела III Тарифного соглашения.
В данном случае, как установили суды, закупленное Центром оборудование, которое заявитель представил к учету в числе общих расходов средств ОМС, данным требованиям не соответствовало вследствие его стоимости свыше 100 000 руб. за единицу.
По расчетам Фонда услуги по разработке и внедрению программного комплекса (страницы 49-50 акта проверки от 23.06.2023) подлежали оплате за счет средств базовой программы ОМС только на сумму 1 011 061 руб. 17 коп., а на приобретение оборудования (страницы 51-52 акта проверки от 23.06.2023) - 3 492 467 руб. 12 коп. пропорционально объему средств, полученных в рамках базовой программы ОМС, относительно общего объема финансирования.
Указанным расчетом, признанным судами арифметически верным, установлена сумма нецелевого расходования средств ОМС, которая Центром не опровергнута.
Приводимые Центром в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
Направленность доводов кассационной жалобы на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств не может быть признана допустимой на стадии кассационного обжалования судебных актов в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ и пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", поскольку исследование доказательственной стороны спора к компетенции суда округа не относится.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2024 по делу N А42-6742/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного областного автономного учреждения здравоохранения "Мурманский областной центр специализированных видов медицинской помощи" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу учреждения здравоохранения, подтвердив законность решения о возврате средств и уплате штрафа за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования. Суд установил, что расходы на рекламные буклеты, утилизацию вакцин и разработку программного обеспечения не соответствуют целям использования средств ОМС.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 ноября 2024 г. N Ф07-14399/24 по делу N А42-6742/2023