город Москва |
|
18 июня 2014 г. |
Дело N А41-26792/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2014 года.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2014 г. N 305-ЭС14-1170 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Зверевой Е.А., Петровой В.В.,
при участии в заседании:
от истца: Барановская Л.О., доверенность от 27.01.2014;
от ответчиков: от ОАО "НТЦ "ГРАН": Яровой А.С., доверенность от 13.01.2014; от ООО "РКЦ": Филимошин Д.В., доверенность от 17.12.2013; от Росимущества: Артемьева Х.С., доверенность от 19.12.2013 N ОД-16/59801; от ТУ Росимущества в городе Москве и ТУ Росимущества в Московской области: представители не явились, извещены;
от третьих лиц: от ОАО "СГ-Транс": Шолохов В.В., доверенность от 19.05.2014 N 166; от Управления Росреестра по Московской области: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 09 июня 2014 года в судебном заседании кассационные жалобы
ответчиков - ОАО "НТЦ "ГРАН", ООО "РКЦ" и Росимущества
на решение от 29 ноября 2013 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Закутской С.А.,
на постановление от 27 февраля 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Ивановой Л.Н., Александровым Д.Д., Черниковой Е.В.,
по делу N А41-26792/11
по иску Дочернего предприятия Федерального государственного унитарного предприятия "СГ-Транс" Министерства энергетики Российской Федерации - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Мосавтогаз) (ОГРН: 1027739622272)
о признании права хозяйственного ведения на недвижимое имущество
к открытому акционерному обществу "Научно-технический, проектно-конструкторский и технологический центр комплексного развития и использования сырьевой базы строительной индустрии "ГРАН" (ОГРН: 5117746025689), обществу с ограниченной ответственностью "РКЦ" (ОГРН: 1037739169720), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН: 1087746829994), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ОГРН: 1097746349535), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН: 1027716001829),
третьи лица: открытое акционерное общество "СГ-Транс", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Дочернее предприятие Федерального государственного унитарного предприятия "СГ-Транс" Министерства энергетики Российской Федерации - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Мосавтогаз) (далее - ДП ФГУП "СГ-Транс" - Мосавтогаз) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к открытому акционерному обществу "Научно-технический, проектно-конструкторский и технологический центр комплексного развития и использования сырьевой базы индустрии "ГРАН" (далее - ОАО "НТЦ "ГРАН"), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) о признании права хозяйственного ведения на автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию с кадастровым номером 50-98/041/2010-340 и обязании Управления Росреестра по Московской области внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) сведения о прекращении права хозяйственного ведения ОАО "НТЦ "ГРАН" на указанный объект недвижимого имущества.
Определением Арбитражного суда Московской области от 26.09.2011 к участию в рассмотрении дела N А41-26792/11 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общества "СГ-транс" (далее - ОАО "СГ-транс").
Определением Арбитражного суда Московской области от 24.10.2011 в одно производство были объединены дела N А41-26792/2011 и N А41-32116/11, в рамках которого рассматриваются требования ДП ФГУП "СГ-Транс" - Мосавтогаз о признании права хозяйственного ведения на автомобильные газонаполнительные компрессорные станции с кадастровыми номерами 50-50-98/041/2010-345, 50-50- 98/056/2010-323, 50-50-98/041/2010-344, 50-50-98/056/2010-326, 50-50-98/056/2010-324, 50-50-98/041/2010-350, 50-50-98/041/2010-342, 50-50-98/056/2010-329 и обязании внести в ЕГРП сведения о прекращении права хозяйственного ведения ОАО "НТЦ "ГРАН" на указанные объекты недвижимого имущества. Объединенному делу присвоен N А41-26792/11.
Вышеуказанным определением к участию в настоящем деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в городе Москве).
Определением Арбитражного суда Московской области от 01.11.2012 к участию в рассмотрении настоящего дела в качестве соответчиков привлечены общество с ограниченной ответственностью "РКЦ" (далее - ООО "РКЦ") и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Определением Арбитражного суда Московской области от 22.11.2012 по настоящему делу были приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению Росреестра по Московской области совершать любые регистрационные действия в отношении спорного имущества.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.01.2013 заявленные ДП ФГУП "СГ-Транс" - Мосавтогаз (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к рассмотрению уточнений искового заявления) требования удовлетворены в части признания за предприятием права хозяйственного ведения на спорные объекты.
В части обязания Управления Росреестра по Московской области внести в ЕГРП сведения о прекращении права хозяйственного ведения ОАО "НТЦ "ГРАН" на спорные объекты недвижимого имущества и внесении записей о наличии у ДП ФГУП "СГ-Транс" - Мосавтогаз права хозяйственного ведения на указанные объекты исковое заявление оставлено арбитражным судом первой инстанции без удовлетворения.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.09.2013 решение и постановление отменены, дело направлено в Арбитражный суд Московской области на новое рассмотрение.
При этом арбитражный суд кассационной инстанции указал, что без устава, которого в материалах дела не имеется, суд лишен возможности проверить правильность реорганизационно-правовой формы истца и правомерность заявленного им иска о признании права хозяйственного ведения.
Кроме того, суд указал, что с учетом предъявленного иска судам необходимо было истребовать у участвующих в деле лиц доказательства лицензирования деятельности для работы со спорным имуществом.
Суд кассационной инстанции также обратил внимание на то, что, акционировавшись в 2003 году, ФГУП "СГ-Транс" как юридическое лицо не могло уже существовать, в силу чего судам необходимо установить возможность существования дочернего общества, тогда как основное общество уже не существовало, при этом кассационная инстанция указала на необходимость проверки того обстоятельство, издавался или нет собственником имущества - Российской Федерацией - акт о закреплении имущества за ДП ФГУП "СГ-Транс" - Мосавтогаз.
При новом рассмотрении дела ДП ФГУП "СГ-Транс" - Мосавтогаз в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования и просило признать за истцом право хозяйственного ведения на следующие объекты недвижимого имущества:
1. Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция N 8, расположенная по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Левобережный, 79 км МКАД, инвентарный номер сооружения: 311:090-5339, литера А, В, Б, Н, Д, Л, Т, П, С, Р, Г, О, У, 1-М, 2-М;
2. Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция, расположенная по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Домостроительная, влад. 3, инвентарный номер сооружения: 298:084-5478, литера: А, I, II, III, 1Г, 2Л, 1Т, 1В, 1К, 2К, Б, Б1, А1;
3. Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция, расположенная по адресу: Московская область, Коломенский р-н, поселок Радужный, инвентарный номер: 086:027-20243, литера: Б, Г1, Г2, Г, Г3, Г4, Г5, Г6, Г7, 1, IД, Е, В, К, Д1;
4. Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция, расположенная по адресу: Московская область, г. Щелково, 3 км Фряновского шоссе, а также в соответствии с кадастровым паспортом от 12.07.2013 N МО-13/3В-832495, кадастровый номер: 50:14:0000000:10697;
5. Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция, расположенная по адресу: Московская область, Серпуховский р-н, с/о Бутурлинский, д. Борисово, а также в соответствии с кадастровым паспортом от 11.07.2013 N МО-13/3В-824701, кадастровый номер: 50:32:0040212:1558;
6. Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция, расположенная по адресу; Московская область, Ногинский р-н, 52 км+500-м автомобильной дороги М-7 "Волга", инвентарный номер: 158:052-14672;
7. Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция, расположенная по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Северная, инвентарный номер: 186:059-632;
8. Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция N 10, расположенная по адресу: г. Москва, поселение "Мосрентген", д. Дудкино, 43 км МКАД, инвентарный номер:104:032-11080;
9. Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция, расположенная по адресу: Московская область, Воскресенский муниципальный район, деревня Ратмирово, инвентарный номер 016:007-13090;
10. Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция N 2, расположенная по адресу: Московская область, Красногорский р-н, Путилковское шоссе, 72 км МКАД, инвентарный номер 093:030:12352;
11. Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция, расположенная по адресу: Московская область, г. Сергиев-Посад, Московское шоссе, д. 44, инвентарный номер 263:076-100026, кадастровый номер 50:05:0000000:76517;
12. Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция N 4, расположенная но адресу: Московская область, г. Мытищи, 95 км МКАД (внешняя сторона), пересечение с Ярославским шоссе, инвентарный номер 139:042-4324;
13. Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция N 3, расположенная по адресу: Московская область, Мытищи, 91 км МКАД (внешняя сторона), пересечение с Осташковским шоссе, инвентарный номер: 139:042-4318.
Указанные уточнения искового заявления приняты арбитражным судом первой инстанции к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2013 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "НТЦ "ГРАН", ООО "РКЦ" и Росимущество обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Третье лицо - Управление Росреестра по Московской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ответчиков поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель третьего лица - ОАО "СГ-Транс" возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Представитель истца в судебном заседании суда кассационной инстанции представил ходатайство истца о признании кассационных жалоб обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене, а исковые требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Как установлено судами, постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1959 N 103 и приказом Главного управления газовой промышленности при Совете Министров СССР от 31.01.1959 N 25 в целях организации и осуществления широкого внедрения сжиженного газа в народное хозяйство страны, рационального его использования и оптовой поставки газа создан Государственный союзный трест "Союзгаз", который на основании приказа Министерства газовой промышленности от 16.07.1974 N 87, изданного на основании Постановления Совета Министров СССР от 01.07.1974 N 543, был реорганизован в Производственное объединение по транспортировке и поставке сжиженных газов (Центргаз).
В соответствии с приказом Мингазпрома СССР от 06.05.1977 N 101-орг Производственное объединение по транспортировке сжиженных газов (Центргаз) было выделено из состава ВПО "Союзгазификация" в непосредственное подчинение Министерства газовой промышленности СССР.
Приказом Министерства газовой промышленности СССР от 28.10.1981 N 270-орг, принятым во исполнение постановления Совета Министров СССР от 11.09.1981 N 903, Производственное объединение по транспортировке и поставке сжиженных газов (Центргаз) реорганизовано во Всесоюзное промышленное объединение по производству и обеспечению народного хозяйства топливными газами (Союзгазпром).
При этом, в силу пункта 4 указанного приказа, все предприятия и организации бывшего Производственного объединения по транспортировке сжиженных газов (Центргаз) были подчинены Всесоюзному промышленному объединению по производству и обеспечению народного хозяйства топливными газами (Союзгазпром).
В последующем, во исполнение постановления Совета Министров СССР от 21.12.1983 N 1189, Министерством газовой промышленности СССР был издан приказ от 23.04.1984 N 78, в соответствии с которым на Всесоюзное промышленное объединение по производству и обеспечению народного хозяйства топливными газами (Союзгазпром) возложены функции заказчика по строительству первых в СССР автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (далее - АГНКС).
Также во исполнение постановления Совета Министров СССР от 21.12.1983 N 1189, приказом Министерства газовой промышленности СССР от 25.05.1984 N 164-орг в составе Всесоюзного промышленного объединения по производству и обеспечению народного хозяйства топливными газами (Союзгазпром) было организовано Производственное объединение по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в г. Москве.
В силу пункта 2 указанного приказа, на Производственное объединение по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в г. Москве возложены полномочия по эксплуатации АГНКС в г. Москве и Московской области, функции заказчика по строительству АГНКС, полномочия по производству и обеспечению автомобильного транспорта сжатым природным газом, полномочия по осуществлению опытно-промышленной эксплуатации импортных и отечественных блочно-контейнерных АГНКС и передвижных автогазозаправщиков сжатого газа.
Пунктом 4 приказа Министерства газовой промышленности СССР от 25.05.1984 N 164-орг Московскому газоперерабатывающему заводу в п. Развилка Московской области и Московскому ордена Ленина производственному объединению по транспортировке и поставке газа Мострансгаз Главцентртрансгаза было поручено передать на баланс Производственного объединения по эксплуатации АГНКС строящиеся в г. Москве и Московской области АГНКС (Мосавтогаз).
С 1984 по 1990 годы подразделения Всесоюзного промышленного объединения по производству и обеспечению народного хозяйства топливными газами (Союзгазпром), в числе которых значилось и производственное объединение Мосавтогаз, осуществляли проектирование и строительство АГНКС в г. Москве и Московской области.
В последующем приказом Министерства газовой промышленности СССР от 28.12.1987 N 285 была утверждена и введена в действие с 01.04.1988 генеральная схема управления отраслью газовой промышленности, согласно которой Всесоюзное промышленное объединение по производству и обеспечению народного хозяйства топливными газами (Союзгазпром) было упразднено и его правопреемником стало Министерство газовой промышленности СССР (подпункт д) пункт 2 приказа).
Приказом Министерства газовой промышленности СССР от 10.03.1988 N 69/орг, изданным на основании распоряжения Совета Министров СССР от 26.02.1988 N 371/р было организовано Производственное объединение по обеспечению народного хозяйства сжиженными газами в г. Москве (Союзгаз), подчиненное непосредственно Министерству газовой промышленности СССР.
При этом, полномочия по строительству и эксплуатации АГНКС в г. Москве и Московской области теперь были возложены на Производственное объединение по обеспечению народного хозяйства сжиженными газами в г. Москве (Союзгаз) (пункт 2 приказа от 10.03.1988 N 69/орг).
Согласно подпункту а) пункта 3 указанного приказа Производственное объединение по эксплуатации АГНКС (Мосавтогаз) в г. Москве было переименовано в Управление по эксплуатации АГНКС (Мосавтогаз) в г. Москве и вошло в состав Производственного объединения по обеспечению народного хозяйства сжиженными газами в г. Москве (Союзгаз).
Постановлением Совета Министров СССР от 08.08.1989 N 619 Министерство газовой промышленности СССР преобразовано в Государственный газовый концерн "Газпром", которому стало подчиняться Производственное объединение по обеспечению народного хозяйства сжиженными газами в г. Москве (Союзгаз).
Приказом Министерства топлива и энергетики РСФСР от 03.01.1992 N 1 Производственное объединение по обеспечению народного хозяйства сжиженными газами в г. Москве (Союзгаз) Государственного газового концерна "Газпром" было преобразовано в Российское государственное предприятие по закупке, транспорту и реализации сжиженных нефтяных газов (СГ-транс), которое было подчинено непосредственно Министерству топлива и энергетики РСФСР.
Пунктом 4 указанного приказа было установлено, что все входящие в состав бывшего Производственного объединения по обеспечению народного хозяйства сжиженными газами в г. Москве (Союзгаз) структурные единицы, в том числе Управление по эксплуатации АГНКС (Мосавтогаз) в г. Москве, преобразуются в филиалы Российского государственного предприятия по закупке, транспорту и реализации сжиженных нефтяных газов (СГ-транс) до их реорганизации в правовые формы, предусмотренные Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
В соответствии с приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 16.06.1997 N 168, Российское государственное предприятие по закупке, транспорту и реализации сжиженных нефтяных газов (СГ-транс) было переименовано в Государственное унитарное предприятие по закупке, транспорту и реализации сжиженных нефтяных газов "СГ-транс", основанное на праве хозяйственного ведения и являющееся правопреемником Российского государственного предприятия по закупке, транспорту и реализации сжиженных нефтяных газов (СГ-транс).
Пунктом 7 статьи 114 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ в редакции Федерального закона от 20.02.1996 N 18-ФЗ, действующей в тот период, установлено, что унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).
Так, приказом ГУП "СГ-Транс" от 28.09.1998 N 63 путем выделения из состава Государственного унитарного предприятия по закупке, транспорту и реализации сжиженных нефтяных газов "СГ-транс" обособленного структурного подразделения - филиала Управления по эксплуатации АГНКС было создано Государственное унитарное дочернее предприятие Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (ГУДП "Мосавтогаз").
Приказом ГУП "СГ-Транс" от 28.09.1998 N 63 было установлено наделить ГУДП Управление "Мосавтогаз" ГУП "СГ-транс" уставным фондом в размере 388.428 руб. путем передачи имущества ГУП "СГ-транс", учитываемого на балансе выделяемого дочернего предприятия по разделительному балансу.
Согласно приложению N 1 к разделительному балансу по состоянию на 01.10.1998 "Перечень имущества, передаваемого ГУДП - Управление "Мосавтогаз" на правах хозяйственного ведения" ДП ФГУП "СГ-транс" Министерства энергетики Российской Федерации - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Мосавтогаз) было передано имущество.
Удовлетворяя исковые требования, суды указали, что доказательств изъятия спорного имущества у ФГУП "СГ-транс", ставшего впоследствии ОАО "СГ-Транс", либо у ДП ФГУП "СГ-Транс" - Мосавтогаз обратно в федеральную казну в материалы дела не представлено.
Между тем, довод судов о том, что право хозяйственного ведения истца возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" противоречит требованиям закона.
Как следует из материалов дела, истец был зарегистрирован как юридическое лицо в октябре 1998 года, следовательно, именно с этого момента у него могли возникнуть какие либо права на имущество.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него.
В пункте 5 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Как уже было указано выше, истец был создан в 1998 году, и до этого момента истец как юридическое лицо не существовало, таким образом, именно с 1998 года у истца могли возникнуть какие либо права, то есть уже в период действия Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Суду не было доказано, что недвижимое имущество поступило во владение предприятия до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно статье 6 которого, право на это имущество могло считаться действительным и при отсутствии его регистрации.
Следовательно, право хозяйственного ведения предприятия на данное имущество подлежало государственной регистрации в порядке, установленном названным законом.
Ссылка судов на свидетельство от 01.11.2001 N 07701680 о внесении в реестр федерального имущества является неправомерной, поскольку данный документ не может заменять собой государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним данные о государственной регистрации прав хозяйственного ведения истца отсутствуют.
Как указано в пункте 36 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Решениями Арбитражного суда Московской области по делам N N А41- 23110/2008, А41-23112/2008, А41-23114/2008, А41-23116/2008, А41-23117/2008, А41-23118/2008, А41-23119/2008, А41-23121/2008, А41-23123/2008, А41-23124/2008, А41-23125/2008, А41-23126/2008 оставленными без изменения апелляционной и кассационной инстанциями, требования заявителя ДП ФГУП "СГ-транс" - Управление "Мосавтогаз" об установлении факта имеющего юридическое значение - принадлежность заявителю спорных объектов недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения оставлены без рассмотрения.
При этом было установлено, что фактически заявителем предъявлено требование о признании права на недвижимое имущество. Имущество заявителю было передано на основании внутренних документов ГУП "СГ-транс" (приказ от 28.09.1998 N 63), который не является собственником имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Доказательств согласования данного приказа с государственным органом по управлению имуществом в материалы дела не представлено.
Таким образом, при разрешении спора суды неправильно применили указанные выше нормы материального права, установив фактические обстоятельства полно и всесторонне.
Собирания каких-либо доказательств не требуется, поэтому суд кассационной инстанции считает необходимым отменить судебные акты и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2013 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2014 года по делу N А41-26792/11 в части удовлетворения исковых требований Дочернего предприятия Федерального государственного унитарного предприятия "СГ-Транс" Министерства энергетики Российской Федерации - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Мосавтогаз) отменить.
В удовлетворении исковых требований Дочернего предприятия Федерального государственного унитарного предприятия "СГ-Транс" Министерства энергетики Российской Федерации - Управление по эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (Мосавтогаз) отказать.
В остальной части вышеназванные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Зверева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как уже было указано выше, истец был создан в 1998 году, и до этого момента истец как юридическое лицо не существовало, таким образом, именно с 1998 года у истца могли возникнуть какие либо права, то есть уже в период действия Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Суду не было доказано, что недвижимое имущество поступило во владение предприятия до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно статье 6 которого, право на это имущество могло считаться действительным и при отсутствии его регистрации.
...
Как указано в пункте 36 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 июня 2014 г. N Ф05-9280/13 по делу N А41-26792/2011
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 8238-ПЭК14
10.12.2014 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 8238-ПЭК14
18.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-9280/13
27.02.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-639/14
29.11.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-26792/11
17.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14136/13
24.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14136/13
03.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-9280/13
06.06.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1652/2013
14.01.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-26792/2011
29.12.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-26792/11