г. Москва |
|
4 июля 2014 г. |
Дело N А40-140652/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Коротыгиной Н.В.
судей Антоновой М.К., Жукова А.В.
при участии в заседании:
от заявителя - Пось Д.С., дов. от 01.01.2014, Семененко Е.В., дов. от 08.06.2013, Цыб А.В., дов. от 17.12.2013,
от заинтересованного лица - Юсупова И.Ю., дов. от 09.08.2013 N 31, Хузина Г.М., дов. от 15.10.2013 N 41, Клещенок А.В., дов. от 14.11.2013 N 56, Панкова С.Н., дов. от 01,07.2014 N 17
рассмотрев 01.07.2014 в судебном заседании кассационную жалобу
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение от 31.12.2013
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Суставовой О.Ю.,
на постановление от 26.03.2014
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Нагаевым Р.Г., Окуловой Н.О., Солоповой Е.А.,
по заявлению Закрытого акционерного общества "Ванкорнефть" (ИНН 2437261631)
к Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (ИНН 7710305514)
об обязании возвратить излишне уплаченные суммы пеней по НДС
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Ванкорнефть" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об обязании Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возвратить излишне уплаченные суммы пеней по налогу на добавленную стоимость в размере 3 767 103, 37 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.12.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2014, требования заявителя удовлетворены.
Законность принятых судебных актов проверена в порядке статей 284 и 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налоговой инспекции, в которой ставится вопрос об их отмене и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы налоговый орган ссылается на то, что у общества не возникло права на возврат спорной суммы переплаты, поскольку после принятия инспекцией решений о возмещении налога по результатам камеральных налоговых проверок уточнённых налоговых деклараций по НДС за предыдущие налоговые периоды, пени на сумму недоимки не начисляется только с даты подачи уточнённых налоговых деклараций.
По мнению инспекции основания для перерасчёта пени с даты наступления срока уплаты за соответствующий налоговый период в связи с представлением уточнённых налоговых деклараций, в которых заявлена сумма к возмещению, не предусмотрены Приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ "Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчёты с бюджетом" местного уровня", которым налоговый орган руководствовался, отказывая обществу в пересчете пени и в её возврате, как излишне уплаченной.
Заявитель в отзыве на кассационную жалобу, приобщённом к материалам дела в соответствии со статьёй 279 АПК РФ, полагает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными в связи с чем просит оставить их без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, представитель общества возражал против её удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и соблюдения процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в связи с предоставлением ЗАО "Ванкорнефть" уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 2-4 кварталы 2009, 1-3 кварталы 2010 и 2-3 кварталы 2011 года, в которых было заявлена к уменьшению сумма налога к возмещению из бюджета, налоговым органом на сумму образовавшейся недоимки, начислены пени в общей сумме 34 146 122, 64 руб. за период с 24.12.2010 по 18.04.2012.
Начисленные суммы пени уплачены Обществом в полном объеме (путем проведения зачетов).
Впоследствии обществом представлены уточнённые налоговые декларации по НДС за 1-3 кварталы 2009, 4 квартал 2010, 1-3 кварталы 2011 года, в которых сумма, подлежащая возмещению из бюджета увеличена. По результатам камеральных налоговых проверок данных деклараций, налоговым органом произведено возмещение налога на общую сумму 46 418 526 руб.
Полагая, что в связи с подачей указанных уточнённых налоговых деклараций на дату срока уплаты налога по соответствующим налоговым периодам у него отсутствует недоимка, общество произвело расчёт излишне уплаченных пени по налогу и обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы пени по налогу на добавленную стоимость в размере 3 809 884,45 руб..
Письмом от 27.03.2013 N 52.12-11/05315 налоговый орган отказал в перерасчете и возврате пени по налогу на добавленную стоимость в размере 3 737 103,37 руб., указав на отсутствие оснований для перерасчета ранее начисленных сумм пени по налогу на добавленную стоимость.
Решением Федеральной налоговой службы России от 27.06.2013 N СА-4-9/11660 жалоба ЗАО "Ванкорнефть" на действия МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя и обязывая налоговый орган произвести возврат излишне уплаченной суммы пени в спорном размере, суды исходили из наличия у заявителя переплаты пени в спорном размере, образовавшейся ввиду неверного определения налоговым органом срока, с которого следует производить перерасчет пени при подаче уточнённых налоговых деклараций с увеличением суммы к возмещению.
Суд кассационной инстанции полагает выводы судов обоснованными и соответствующими установленным обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признаётся установленная настоящей статьёй денежная сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора и является способом обеспечения исполнения обязательства по уплате налога.
Таким образом, основанием для начисления пени является наличие у налогоплательщика обязанности по уплате налога за конкретный налоговый период и неуплата указанного налога в установленный Налоговым кодексом РФ срок.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается налоговым органом в кассационной жалобе и в ходе её рассмотрения, у общества после представления вторых уточнённых налоговых деклараций не имеется обязанности по уплате НДС по обсуждаемым налоговым периодам. Напротив, у него имеется право на возмещение налога, которое подтверждено инспекций в ходе камеральной налоговой проверки указанных налоговых деклараций.
При изложенных обстоятельствах пени, ранее уплаченные налогоплательщиком за несвоевременную уплату налога по данным налоговым периодам, обоснованно признаны судами излишне уплаченными, и на налоговый орган возложена обязанность возвратить их заявителю в соответствии со статьёй 78 НК РФ.
Доводы инспекции, повторяющиеся в кассационной жалобе, относительно наличия основания для перерасчёта пени только с даты подачи уточнённых налоговых деклараций, были предметом рассмотрения судами обеих инстанций и признаны не соответствующими действующему законодательству.
Судами установлено, что при отражении данных уточненных налоговых деклараций к увеличению возмещения налога из бюджета в карточке расчётов общества с бюджетом в графе "Срок уплаты" указана не дата, соответствующая сроку уплаты налога за налоговый период, а дата представления уточненных налоговых деклараций в налоговый орган.
Между тем, приказом Федеральной налоговой службы от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ "Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчёты с бюджетом" местного уровня" раздел VI "Порядок отражения в карточках "РСБ" местного уровня информации о начисленных к уплате, уменьшению суммах налогов, сборов установлено, что исчисленные к уплате (доплате), уменьшению суммы налогов, сборов отражаются в карточках "РСБ" в хронологическом порядке в валюте Российской Федерации. При этом в графе 5 указывается дата получения (регистрации в налоговом органе) декларации (уточненной декларации), расчета авансовых платежей, дата решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по результатам налоговой проверки или другого документа, отраженного в графе 4 и определяющего (изменяющего) сумму начислений.
В графе 6 указывается срок уплаты исчисленной суммы налога (сбора), установленный законодательством о налогах и сборах, независимо от даты представления декларации и указания сумм "к уплате" или "к уменьшению".
Если представлены уточненные декларации за предыдущие отчетные (налоговые) периоды, в графе 6 указывается установленный срок уплаты за тот отчетный (налоговый) период, по которому вносится исправление.
В пункте 4 раздела Y1 "Порядок учёта пеней" определено, что в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за предыдущие отчетные (налоговые) периоды, одновременно с начисленной или уменьшенной суммой налога (сбора) в карточке "РСБ" в автоматизированном режиме осуществляется расчет сумм пеней, подлежащих доплате или списанию по уточненной декларации.
С учётом указанных обстоятельств судами обоснованно указано, что подход к определению даты формирования задолженности (переплаты) по конкретному налоговому периоду, должен быть однообразным - по сроку уплаты налога за соответствующий налоговый период, что соответствует положениями действующего законодательства и вышеуказанному приказу ФНС России.
Иной порядок перерасчёта пеней возлагает на налогоплательщика бремя уплаты пеней при отсутствии у него недоимки по итогам налогового периода.
Кроме того, статья 176 НК РФ, определяющая порядок возмещения налога из бюджета, не устанавливает дату возникновения у налогоплательщика права на налоговый вычет.
Данное право, согласно статей 171, 172 и пункта 1 статьи 173 НК РФ, возникает по итогам каждого налогового периода, что не противоречит положениям пункту 5 статьи 176 НК РФ, в котором установлено, что в случае, если налоговый орган принял решение о возмещении налога, при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм, пени на недоимку не начисляются.
Доводы налогового органа основаны на ином толковании норм законодательства, что не свидетельствует о судебной ошибке и в силу статей 287 и 288 АПК РФ не может служить основанием для отмены судебных актов.
Суд кассационной инстанции полагает, что судами полно всесторонне и объективно исследованы представленные в материалы дела доказательства, которым в судебных актах дана соответствующая правовая оценка. Выводы суда соответствуют установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам. Нормы материального права применены судами правильно.
В кассационной жалобе не приведено обстоятельств, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 декабря 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2014 года по делу N А40-140652/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.В. Коротыгина |
Судьи |
М.К. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.