г. Москва |
|
08 июля 2014 г. |
Дело N А40-98524/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Латыповой Р.Р., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" Талыков С.А., доверенность от 02.07.2014 N 290/14,
от Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Камышов Д.А., доверенность от 30.12.2013 N 05-08-2951/13,
рассмотрев 03 июля 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город"
на решение от 14 ноября 2013 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьёй Каменской О.В.,
на постановление от 25 марта 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А., Пронниковой Е.В.,
по делу N А40-98524/13
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (ОГРН 5077746709915)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 18.06.2013 N 1101-141/2013 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 4.17 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (КоАП г. Москвы) и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Решением суда от 14.11.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано, исходя из того, что оспариваемое постановление вынесено полномочным административным органом с соблюдением порядка и срока давности привлечения к административной ответственности при наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность судебных актов проверена в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по кассационной жалобе общества, которое просит об их отмене, ссылаясь на несоответствие выводов судов представленным по делу доказательствам, неверную оценку данных доказательств, и направлении дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе судей.
Отзыв на кассационную жалобу департаментом не представлен.
В заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель департамента против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе обследования, проведенного 01.04.2013 в 14.00 на основании обращения в Департамент Кулика А.Ю. от 25.03.2013 (акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 01.04.2013 N 1102-140/2013 с приложением фотоматериалов, акта отбора проб снега N 1102-140/2013 от 01.04.2013, протокола взятия проб и образцов от 01.04.2013 N 1102-140/2013) установлено, что на открытой озелененной территории между пешеходным тротуаром и обочиной проезжей части напротив дома N 14 по ул. Бакинская складируется визуально загрязненный снег высотой 1,0 м, перемещенный с проезжей части ул. Бакинская.
Характерны формы и расположение снежных валов, расположенных на озелененной территории, указывают на механическое перемещение снега.
Для проведения лабораторного анализа и установления загрязняющих веществ, содержащихся в снежной массе, размещенной на озелененной территории, произведен отбор проб снега в соответствии с прилагаемой схемой в четырех точках.
Первая проба снега - фоновая - (проба снега собрана в сейф-пакет N АА 3993636). Вторая проба отобрана с навала снега вдоль обочины проезжей части (проба снега собрана в сейф-пакет N АА 3993637). Третья проба отобрана с навала снега вдоль обочины проезжей части (проба снега собрана в сейф-пакет N АА 3993638).
При проведении отбора проб снега составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, протокол взятия проб и образцов, схема отбора проб, акт отбора проб снега для лабораторного исследования, произведена фотофиксация на фотоаппарат. Отобранные пробы снега направлены на лабораторное исследование в Аналитическую инспекцию ГПБУ "Мосэкомониторинг".
В соответствии с протоколом исследования снега N 751-753 от 04.04.2013, поступившему из Аналитической инспекции ГПБУ "Мосэкомониторинг", установлено содержание в отобранных пробах снега химических реагентов (загрязняющих веществ): проба N 751 (фоновая проба) содержит хлорид-ион - 29 мг/дм3', калий - 0,898 мг/дм3, кальций - 6,10 мг/дм, магний - 0,325 мг/дм3, натрий -19,9 мг/дм3; проба N 752 (место складирования снега) содержит хлорид-ион - 51 мг/дм', калий - 0,672 мг/дм, кальций - 18 мг/дм, магний - 1,04 мг/дм, натрий - 24,1 мг/дм3; проба N 753 (место складирования снега) содержит хлорид-ион - 891 мг/дм3', калий - 0,493 мг/дм3, кальций - 19,7 мг/дм3, магний - 0,487 мг/дм3, натрий - 52,6 мг/дм3.
В исследуемых пробах снега по сравнению с фоновой пробой снега установлено высокое содержание загрязняющих веществ, превышающих показатели фоновой пробы.
По данному факту 12.04.2013 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 1102-140/2013 по части 2 статьи 4.17 КоАП г. Москвы и проведении административного расследования.
Оспоренным постановлением от 18.07.2013 N 1101-140/2013, на основании протокола об административном правонарушении N 1102-140/2013 от 04.06.2013 общество привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, выразившееся в не соблюдении требований статей 2,7 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", пункта 4.5.5, пункта 9.3 приложения 1 постановления Правительства Москвы от 10.09.02 N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы", пунктов 5.1., 5.8, 5.10.3.1 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018, пункта 2.2.3 Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2 - 5 мм (на зимние периоды с 2010 - 2011, и далее), утвержденной распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 28.09.2011 N 05-14-650/1 "Об утверждении Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2 - 5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 и далее)" и подвергнуто административному наказанию в виде наложения штрафа на основании части 2 статьи 4.17 КоАП г. Москвы в размере 350 000 руб.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований суды исходили из того, что порядок привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный положениями статей 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюден. Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьёй 4.5 КоАП РФ, не нарушены.
В соответствии с частью 2 статьи 4.17 КоАП г. Москвы нарушение правил содержания зеленых насаждений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьёй 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" и пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743 "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти зеленые насаждения расположены.
Согласно статье 9 Закона города Москвы 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц в городе Москве ведется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.
При осуществлении предпринимательской деятельности на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается использование взрывоопасных, огнеопасных и ядовитых веществ, загрязнение и захламление территории, иные действия, способные повлечь за собой повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
Согласно пунктам 4.5.5, 4.5.7, 9.3 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743 "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" использование противогололедных материалов на дорогах, прилегающих к зеленым насаждениям, должно осуществляться в строгом соответствии с утвержденным нормативным документом Правительства Москвы.
При уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, на бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
На озелененных и природных территориях запрещается: посыпать технической солью и другими химическими препаратами тротуары, проезжие и прогулочные дороги и пр. аналогичные покрытия (за исключением противогололедных материалов, разрешенных к применению в г. Москве); сбрасывать снег и другие загрязнения на газоны; складировать любые материалы; устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек
В соответствии с пунктом 4.112 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" запрещается перемещение, переброска и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений.
Пункт 5.1, 5.5, 5.8 постановления Правительства Москвы от 9 ноября 1999 г. N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве" зимняя уборка проезжей части улиц и проездов осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Праивл и временными инструкциями, утверждаемыми Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, определяющими технологию работ, технические средства и применяемые противогололедные реагенты.
При уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
Запрещается: применение технической соли и жидкого хлористого кальция в качестве противогололедного реагента на тротуарах, посадочных площадках остановок городского пассажирского транспорта, в парках, скверах, дворах и прочих пешеходных и озелененных зонах; роторная переброска и перемещение загрязненного и засоленного снега, а также скола льда на газоны, цветники, кустарники и другие зеленые насаждения.
Согласно пункту 2.2.3 Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 28.09.2011 N 05-14-650/1 "Об утверждении технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2 - 5 мм (на зимние периоды с 2010 - 2011 гг. и далее)".
Снег, счищаемый с проезжей части улиц и проездов, а также с тротуаров, сдвигается в лотковую часть улиц и проездов для временного складирования снежной массы.
При формировании снежных валов не допускается перемещение снега на бортовой камень, тротуары, газоны, а также должна быть произведена расчистка лотковой части от снега на ширину не менее 0,5 м для обеспечения пропуска талых вод.
Согласно пункту 5.1.4 Приложения 1 Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 11.10.2010 N 05-14-391/0 снег, сгребаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, обработанных противогололедными реагентами, размещать на газонах не допускается.
Согласно пунктам 4.2.8, 4.3.1, 4.3.6.2 Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 28.09.2011 N 05-14-650/1 "Об утверждении технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2 - 5 мм (на зимние периоды с 2010 - 2011 гг. и далее)" при механизированной уборке машинами снег высотой до 2 см убирается щеткой, при большей высоте снега - плужно-щеточным снегоочистителем. Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах - к местам складирования. Сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в валы или кучи, расположенные параллельно бортовому камню, или складировать вдоль проезда при помощи, как правило, роторных снегоочистителей и вывозить автотранспортом. Погрузка снега на автотранспорт производится с помощью снегопогрузчиков или вручную. На тротуарах шириной более 6 м, отделенных газонами от проезжей части улиц, допускается сдвигать снег в валы на середину тротуара для последующего удаления. Для обеспечения эффективной работы снегоуборочных машин вал снега укладывается с таким расчетом, чтобы в основании он был не шире 1,5 м.
Снег, сгребаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, обработанных противогололедными реагентами, размещать на газонах не допускается.
Снег из вала с помощью погрузочного оборудования и автосамосвалов перемещается на площадку промежуточного размещения снега, находящуюся за пределами территории двора. Места промежуточного размещения устанавливаются управой района по согласованию с префектурой административного округа.
Операция удаления снега с дворовых территорий и внутриквартальных проездов завершает цикл уборочных работ. Удаление снега после снегоочистки должно осуществляться путем его вывоза и утилизации посредством мобильных снегоплавильных установок и стационарных снегоплавильных пунктов.
Как установлено судами, территория, на которой складирован загрязненный снег, является озелененной территорией, а в зимний период 2013 года работы по комплексному содержанию объектов дорожного хозяйства по ул. Бакинской, в том числе тротуары, прилегающие к проезжей части, выполняла подрядная организация - заявитель на основании государственного контракта от 27.12.2012 N 05-ОДХ/13.
В соответствии с Государственным контрактом (далее Государственный контракт) от 27.12.2012 N 05-ОДХ/13 на выполнение работ по комплексному содержанию объектов дорожного хозяйства (ОДХ), расположенных на территории районов Бирюлево-Восточное и Царицыно ЮАО города Москвы в 2013 г., в том числе по адресу: ул. Бакинская, напротив дома N 14 подрядчиком является общество.
Согласно п. 1.1 ст. 1 Государственного контракта Подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по комплексному содержанию объектов дорожного хозяйства (далее ОДХ), расположенных на территории районов Бирюлево-Восточное и Царицыно Южного административного округа г. Москвы в объеме, установленном в Сметной ведомости (приложение 3 к настоящему Контракту, являющееся его неотъемлемой частью) (далее - Сметная документация), в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к настоящему Контракту, являющееся его неотъемлемой частью), направленных на комплексное содержание ОДХ в соответствии с Титульным списком ОДХ ЮАО (приложение N 2 к настоящему Контракту, являющееся его неотъемлемой частью).
Согласно пункту 1.2.1 статьи 1 Государственного контракта Подрядчик понимает и осознает характер и объемы Работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будет происходить выполнение Работ, в том числе требованиями охраны окружающей среды и принимает на себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением Работ.
Согласно пункту 1.2.2 статьи 1 Государственного контракта Подрядчик получил и изучил все материалы Контракта, включая техническую документацию, сметную документацию и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять, в том числе на сроки, стоимость и качество Работ, в полном объеме. Подрядчик не освобождается от к обязательств и/или ответственности по причине его недостаточной информированности.
В соответствии с пунктом 5.4.1 статьи 5 Государственного Контракта Подрядчик обязан выполнить работы в строгом соответствии с настоящим Контрактом, Техническим заданием, Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018.
В соответствии с пунктом 5 раздела 2 Технического задания (приложение N 1 к Государственному Контракту) на выполнение работ по комплексному содержанию объектов дорожного хозяйства (ОДХ), расположенных на территории районов Бирюлево-Восточное и Царицыно ЮАО города Москвы для обработки проезжей части ОДХ во время проведения снегоуборочных работ используются твердые и жидкие ПГР, которые необходимо распределять, строго соблюдая установленную норму обработки дорожного покрытия за один технологический цикл. Снег, сдвигаемый в процессе снегоуборочных работ с проезжей части на обочины, должен быть перемещен с обочин на откосы насыпи либо перекинут ротором в полосу отвода, а при невозможности выполнения названных операций погружен на самосвалы и вывезен на ССП и МСП.
При формировании снежных валов в лотках не допускается перемещение снега на бортовой камень, тротуары и газоны, а также должна быть произведена расчистка лотковой части от снега на ширину не менее 0,5 м для обеспечения пропуска талых вод. Вывоз выпавшего снега осуществляется с ОДХ на стационарные снегосплавные пункты (ССП) и мобильные снегосплавные пункты (МСП) для дальнейшей утилизации. В периоды сильных снегопадов часть собранного с ОДХ снега доставляется на ССП и МСП после перегрузки в места временного размещения снега. Перечень таких мест утверждается в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 7 Технического задания (приложение N 1 к Государственному Контракту) работы выполняются в том числе в соответствии Праивлами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018.
В соответствии с пунктом 2 Технического задания (приложение N 1 к Государственному Контракту) предусматривается, в том числе раздвижка снежных валов на перекрестках и примыканиях, где необходимо обеспечить проезд (выезд) автотранспорта.
Согласно Титульному списку (приложение N 2 к Государственному Контракту) территория по адресу: ул. Бакинская (район Царицыно), включая проезжую часть и тротуары, входит в перечень территорий, на которых уборка снега производится обществом.
При рассмотрении дела судами были проверены и отклонены как не нашедшие своего подтверждения доводы общества о нарушении Департаментом порядка его привлечения к административной ответственности.
Нарушений ГОСТа 17.1.5.05-85 при отборе проб, влекущих признание недостоверными доказательств, полученных с использованием результатов химических анализов, судами не установлено.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит, что арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, разрешили спор без нарушения норм процессуального права.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций по применению норм права соответствуют установленным им обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы ООО "Чистый город" сводящиеся к иной, чем у суда первой и апелляционной инстанции оценке доказательств по делу и проверенным и обоснованно отклоненным судами доводов об обстоятельствах дела, не могут служить основаниями для отмены или изменения решения или постановления, так как не свидетельствуют о нарушении судами норм процессуального и материального права.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 ноября 2013, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2014 года по делу N А40-98524/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.