г. Москва |
|
17 июля 2014 г. |
Дело N А40-171579/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.
при участии:
от заявителя Дмитриевой Т.В., дов. от 27.01.2014 N 55-ю, Рахматуллина М.С., дов. от 17.06.2014 N 187-ю
от административного органа Шарафутдинова Д.Р., дов. от 26.12.2013 N 693-25
рассмотрев 10 июля 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Вагон-Сервис" - заявителя
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 03 февраля 2014 года,
принятое судьей Полукаровым А.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 28 марта 2014 года,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е., Яковлевой Л.Г.
по делу N А40-171579/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Вагон-Сервис" (г. Москва, ИНН 7709705331) о признании незаконным постановления Главного управления МЧС России по г. Москве о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Вагон-Сервис" (далее - ЗАО "Вагон-Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Москве (далее - ГУ МЧР России по г. Москве, административный орган) от 20.11.2013 N 1440 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ).
Решением названного арбитражного суда от 03.02.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014, в удовлетворении заявленного по делу требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалось на нарушение порядка проведения проверки и фиксации выявленного нарушения. По утверждению общества, оно занимает только часть здания "цех текущего ремонта", большую часть этого здания занимает собственник помещения - ОАО "Федеральная пассажирская компания" (далее - ОАО "ФПК"). В оспариваемом по делу постановлении не указано, в каких помещениях внутри здания были обнаружены нарушения правил противопожарной безопасности.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель административного органа просил жалобу отклонить, считая обжалованные по делу акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованные по делу акты судов двух инстанций подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами двух инстанций, в ходе проведенной в период с 14 октября по 11 ноября 2013 года внеплановой проверки выполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 10.07.2012 N 307/1/307, вынесенного в отношении депо Москва Северо-Западного филиала ОАО "ФПК", расположенного по адресу г. Москва, Комсомольская площадь, д. 3/32, было выявлено нарушение ЗАО "Вагон-Сервис" требований пожарной безопасности. В частности, было установлено, что не обеспечивается исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (пункт 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР), открывание дверей на путях эвакуации по направлению выхода из здания (пункт 34 ППР, пункт 4.2.6 СП 1.13130.209), произведены изменения объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (АПС) (пункт 23е ППР), не обеспечивается в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) (пункт 63 ППР), запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (пункт 35 ППР), в помещениях 2-го этажа допускается установка пожарных извещателей в количестве менее двух (пункт 12.16 НПБ 88-01), при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов) - отсутствует наружная эвакуационная лестница (пункт 33 ППР), допускается перевод установок с автоматического пуска на ручной (пункт 62 ППР).
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 13.11.2013, на основании которого 20.11.2013 вынесено постановление N 1440 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением и оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с названной нормой КоАП РФ административным правонарушением, влекущим применение административного наказания, признается нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что по договору аренды от 31.08.2011 N ФПК/6/А/9771/11/000197, заключенному с ОАО "ФПК" в лице Северо-Западного филиала, ЗАО "Вагон-Сервис" арендовало часть нежилых помещений, расположенных по адресу г. Москва, проезд Комсомольской площади, д. 25 (помещение I комнаты N 30, 31, 466, 46 общей площадью 1 970,20 кв.м. и помещение N IX комнаты N 1, 2, 3, 4 общей площадью 167,20 кв.м., расположенные соответственно на первом и втором этажах объекта недвижимого имущества "все здание" (инв. N 1032, цех текущего ремонта). Также суды признали доказанным факт несоблюдения обществом требований противопожарной безопасности в помещениях, расположенных по адресу г. Москва, Комсомольская площадь, д. 3/32 и занимаемых ЗАО "Вагон-Сервис". При этом отметили, что согласно письму ОАО "ФПК" от 25.12.2013 N 613 комплекс зданий пассажирского вагонного депо расположен по адресу г. Москва, Комсомольская площадь, д. 3/32.
Суды проверили порядок и срок давности назначения административного наказания и признали их соблюденными.
В связи с чем суды признали правомерным привлечение ЗАО "Вагон-Сервис" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции считает необоснованным данный вывод судов двух инстанций, поскольку он сделан на основе неполного исследования всех имеющих значение для правильного разрешения спора обстоятельств и представленных в дело доказательств.
Как правильно установили суды первой и апелляционной инстанции, общество арендует в здании по адресу г. Москва, проезд Комсомольской площади, д. 25 часть помещений на первом и втором этаже здания цеха текущего ремонта общей площадью 2137,4 кв.м.
Все данное здание имеет площадь 14760,9 кв.м. и принадлежит на праве собственности ОАО "ФПК".
При рассмотрении дела суды не учли, что ни в протоколе об административном правонарушении от 13.11.2013, ни в постановлении от 20.11.2013 N 1440 о привлечении ЗАО "Вагон-Сервис" к административной ответственности не отражено, в каких конкретно помещениях выявлены нарушения правил противопожарной безопасности.
В связи с чем вывод о доказанности совершения административного правонарушения ЗАО "Вагон-Сервис" сделан судами двух инстанций на основе неполного исследования всех имеющих значения для правильного разрешения спора обстоятельств и доказательств.
Также суды не проверили, в отношении каких помещений выдавалось предписание от 10.07.2012 N 307/1/307, включено ли в него здание цеха текущего ремонта, помещения в котором арендует общество, какие и кому давались указания об устранении нарушений требований пожарной безопасности в помещениях этого здания.
С учетом изложенного принятые по делу судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 03 февраля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2014 года по делу N А40-171579/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.