г. Москва
18 января 2011 г. |
N КГ-А40/16023-10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Денисовой Н.Д., Стрельникова А.И.
при участии в заседании:
от истца Акмаев А.С., дов. от 13.09.2010 г. б/н
от ответчика Прохватова Ю.В., дов. от 11.01.2011 N 11/08-4
от третьих лиц:
Департамента имущества г. Москвы - Левашов В.Э., дов. от 24.12.2010 г. N Д/7072;
Правительства Москвы - Левашов В.Э., дов. от 14.10.2010 г. N 4-47-15348/о
рассмотрев 12 января 2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "Версинг" (истец)
на решение от 06 июля 2010 г. Арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей Дунаевой Н.Ю.
на постановление от 06 октября 2010 г. N 09АП-21240/2010-ГК
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Валиевым В.Р., Лаврецкой Н.В., Поповым В.В.
по иску (заявлению) ООО "Версинг"
об обязании заключить договор купли-продажи недвижимого имущества
к СГУП по продаже имущества г. Москвы
третьи лица: Департамент имущества г. Москвы, Правительство Москвы
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Версинг" (далее - ООО "Версинг") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском, с учетом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Специализированному государственному унитарному предприятию по продаже имущества города Москвы (далее - СГУП по продаже имущества г. Москвы), третье лицо - Департамент имущества г. Москвы, об обязании ответчика заключить договоры купли-продажи арендуемых Обществом нежилых помещений:
- площадью 67,2 кв.м. (1 этаж, пом. II, комн. 1-5), расположенного по адресу: г. Москва, ул.Маросейка, д.4/2, стр.3, по цене 8.113.985 руб., на условиях прилагаемого проекта договора;
- площадью 55,7 кв.м. (подвал, пом. I, комн. 2-7), расположенного по адресу: г. Москва, ул.Маросейка, д.4/2, стр.3, по цене 2.853.596 руб., на условиях прилагаемого проекта договора,
ссылаясь в обоснование своих требований на предоставленное Федеральным законом "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) субъектам малого и среднего предпринимательства преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.
Определением от 25 мая 2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06 июля 2010 г. по делу N А40-19911/10-11-101, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2010 г. N 09АП-21240/2010-ГК, в удовлетворении требований отказано из-за включения спорных нежилых помещений в Перечень государственного имущества города Москвы, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в связи с чем они приватизации не подлежат.
В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты истец - ООО "Версинг" ссылается на включение спорных помещений в Перечень государственного имущества города Москвы, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, с целью воспрепятствовать Обществу реализовать предоставленное Законом N 159-ФЗ право на приобретение их в собственность, на установленный статьей 15 Федерального закона "О защите конкуренции" запрет для государственных органов принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также на включение спорных помещений в Перечень без учета произведенного их переоборудования и допущенную неточность в адресе, в связи с чем просит решение от 06 июля 2010 г. и постановление от 06 октября 2010 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Ответчик и третьи лица приведенные в кассационной жалобе доводы считают необоснованными, просят судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судами первой и апелляционной инстанций, истец - ООО "Версинг" относится к субъектам малого предпринимательства Москвы (свидетельство от 14.04.2005 г. N 7701-156957).
На основании договора аренды от 06.04.2006 г. N 1-437/06 истец является арендатором нежилого помещения общей площадью 65,50 кв.м. (1 этаж, пом. II, комн. 1-5), расположенного по адресу: г. Москва, ул.Маросейка, д.4/2, сроком действия по 30.08.2019 г., а на основании договора аренды от 05.12.2006 г. N 1-1451/06 - арендатором нежилого помещения общей площадью 60,50 кв.м. (подвал, пом. I, комн. 2-7), расположенного по адресу: г. Москва, ул.Маросейка, д.4/2, сроком действия по 01.10.2011 г., переданных истцу для организации общественного питания.
Согласно справки Центрального ТБТИ от 10.11.2006 г. N 10-004314 здание по адресу: г. Москва, ул.Маросейка, д.4/2, стр.3-4 и нежилое здание по адресу: г. Москва, ул.Маросейка, д.4/2, стр.3 являются одним и тем же объектом, официальным адресом которого является : г. Москва, ул.Маросейка, д.4/2, стр.3.
Распоряжением Префекта ЦАО г. Москвы от 08.10.2007 г. N 5397-р согласовано переоборудование арендуемых истцом нежилых помещений в подвале и на первом этаже нежилого дома по адресу: г. Москва, ул.Маросейка, д.4/2, стр.3, в результате которого площадь арендуемых истцом в подвале дома помещений стала составлять 55,7 кв.м., а на первом этаже - 67,2 кв.м.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со статьей 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частями 4 и 4.2 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательств и не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе и собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона г. Москвы "О приватизации государственного имущества города Москвы" предельное значение площади недвижимого имущества города Москвы, на которое распространяется преимущественное право выкупа арендующими его субъектами малого и среднего предпринимательства, составляет не более 100 кв.м.
Арендуемые истцом помещения включены также в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 г. N 1140-ПП (NN 2469 и 2470) до обращения истца в феврале 2009 г. в Департамент имущества г. Москвы с заявлениями о реализации преимущественного права на выкуп арендованного имущества.
При рассмотрении спора истец не доказал, что спорные помещения не создают единого объекта недвижимости и были включены в Перечень государственного имущества города Москвы, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, исключительно с целью воспрепятствовать Обществу реализовать предоставленное Законом N 159-ФЗ право на приобретение их в собственность, а также нарушение Правительством Москвы при утверждении этого Перечня положений статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", поэтому суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку фактических обстоятельства и собранных по делу доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 06 июля 2010 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2010 г. N 09АП-21240/2010-ГК по делу N А40-19911/10-11-101 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Версинг" - без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
Н.Д.Денисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.