г. Москва
23 марта 2011 г. |
N КА-А41/958-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2011 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Тетёркиной С.И.,
судей Антоновой М.К., Черпухиной В.А.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - Панфилов Д.Н., дов. от 16.03.11
от ответчика - Шеригнев К.Ю., дов. от 05.10.10 N 03-07/00492
рассмотрев 17.03.2011г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по г.Домодедово Московской области, ответчика
на решение от 22.04.2010г. Арбитражного суда Московской области,
принятое судьёй Захаровой Н.А.,
на постановление от 02.12.2010г. Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кручининой Н.А., Александровым Д.Д., Виткаловой Е.Н.
по иску (заявлению) ООО "Повадино-1"
о признании решения недействительным
к ИФНС России по г.Домодедово Московской области установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Повадино-1" (далее -общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Домодедово Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 17.03.2009г. N 169 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и решения УФНС России по Московской области от 17.12.2009г. N 16-16/26622.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.04.2010г. производство по делу в части признания незаконным решения УФНС по Московской области от 17.12.2009г. N 16-16/26622 прекращено в связи с отказом заявителя от требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В остальной части заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010г. решение суда оставлено без изменения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что заявитель правомерно, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, при исчислении земельного налога применял налоговую ставку 0,3 процента, соответствующую целевому назначению земли - земли сельскохозяйственного назначения.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой инспекции, в которой ставится вопрос об их отмене.
По мнению налогового органа, заявитель должен уплачивать земельный налог по налоговой ставке 1,5 %, предусмотренной для прочих земельных участков, так как самостоятельно не использует земельные участки для сельскохозяйственного производства, а сдает их в аренду.
Кроме того, инспекция ссылается на то, что заявителем неправомерно применена налоговая ставка 0,1 % в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:28:011 01 56:0029, поскольку данный земельный участок не используется налогоплательщиком согласно разрешенному виду использования "для дачного строительства", а сдается им в аренду ЗАО "Племзавод "Барыбино" для выращивания однолетних сельскохозяйственных культур; на участке дачное строительство не ведется.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В заседании суда кассационной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель заявителя возражал против её удовлетворения по основаниям, изложенным в судебных актах.
Согласно материалам дела, по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2007г. инспекция решением N 169 от 17.03.2009г., вынесенным на основании акта камеральной налоговой проверки от 09.12.2008г. за N 91, привлекла общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 659 683 руб., доначислила обществу налог на землю в сумме 3 298 414 руб., пени в сумме 507 015 руб. 70 коп.
Основанием принятия решения послужил вывод налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком ставки земельного налога в размере 0,3% кадастровой стоимости земельного участка, установленной для земель сельскохозяйственного назначения, а также о неправомерном применении налогоплательщиком ставки налога в размере 0,1% в отношении земельного участка, имеющего разрешенный вид использования "для дачного строительства". При этом налоговый орган указал, что налогоплательщик не использует земельный участок для дачного строительства.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Московской области от 17.12.2009г. N 16-16/26622 оспариваемое заявителем решение налогового органа оставлено без изменения, утверждено и вступило в силу.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального права, соблюдение норм процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
По мнению инспекции, общество, чья уставная деятельность не связана с сельскохозяйственным производством согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, не вправе применять ставку налога в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, а должно уплачивать налог по ставке 1,5 процента, установленной пунктом 22 Решения Совета депутатов Домодедовского района Московской области от 14.11.2005 г. N 261/51 для прочих земельных участков.
Суд кассационной инстанции находит позицию инспекции ошибочной в связи со следующим.
Согласно статье 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктами 1, 5, 6 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеры налоговых ставок, установленных в пункте 1 статьи 394 НК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки для земельного налога не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
Решением "Об установлении и введении в действие земельного налога" утвержденным Советом депутатов Домодедовского района Московской области от 14.11.2005г. N 261/51 ставка земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости установлена для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
В силу пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Исходя из буквального толкования положений статей 1, 7, пункта 11 статьи 85, статей 88-93 ЗК РФ, отнесение земель к той или иной категории зависит от фактического использования, а не от видов деятельности их собственника.
Из имеющихся в материалах дела копий свидетельств о государственной регистрации права следует, что ООО "Повадино-1" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 50:28:011 01 56:0032, 50:28:011 02 21:0001, 50:28:011 01 56:0036, 50:28:011 02 21:0002, 50:28:011 01 56:0042, 50:28:011 02 21:0007, 50:28:011 02 21:0004, 50:28:011 01 56:0031, 50:28:011 02 21:0005, 50:28:011 01 56:0035, 50:28:011 01 56:0033, 50:28:011 01 56:0041, 50:28:011 02 23:0010, 50:28:011 02 21:0003, 50:28:011 01 56:0040, 50:28:011 01 56:0030 (л.д. 109 - 124, том 1).
В соответствии со свидетельствами и выписками из кадастрового плана земельные участки предназначены для производства сельскохозяйственной продукции, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 15.05.2006г. ООО "Повадино-1" заключило с ЗАО Племзавод "Повадино" договор аренды указанных земельных участков.
На основании п.п.1.1, 1.3 договора арендатор использует земельные участки по целевому назначению - для ведения сельскохозяйственного производства.
Следовательно, спорные земельные участки фактически используются для ведения сельскохозяйственного производства в соответствии с условиями их предоставления.
Из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ не следует, что пониженная налоговая ставка применяется в отношении субъектов землепользования.
Напротив, по смыслу данной нормы, такая ставка применяется в отношении объекта налогообложения, используемого в соответствии с его назначением.
Ни в статье 394 НК РФ, в ни Письмах Министерства финансов России не указано, что применение налоговой ставки в размере 0,3 процента возможно только при наличии в учредительных документах налогоплательщика указаний на уставную деятельность, связанную с сельскохозяйственным производством.
Ссылка налогового органа на письма Министерства финансов РФ от 08.08.2006г. N 03-06-02-02/119, от 04.03.2008г. N 03-05-05-02/10 правомерно отклонена судом, поскольку данные письма разъясняют порядок применения ставки земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
Кроме того, согласно совместному Письму Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы от 14.09.2007г. N ШС-6-18/716@ указанные письма не обязательны для применения, не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила, подлежащие неоднократному применению. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявитель правомерно применил ставку земельного налога в размере 0,3 %, то есть ставку, соответствующую целевому назначению земли - земли сельскохозяйственного назначения, используемой в этом качестве.
Довод налогового органа о неправомерном использовании заявителем налоговой ставки 0,1 % для земельного участка с кадастровым номером 50:28:011 01 56:0029 был предметом изучения судов и получил правильную оценку.
Согласно пункту 21 Решения Совета депутатов Домодедовского района Московской области N 261/51 от 14.11.2005г. налоговая ставка установлена в размере 0,1 процента в отношении земельных участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства. То есть, условием применения указанной ставки налога является цель, для которой предоставлен земельный участок.
Заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:28: 011 01 56:0029, имеющим вид разрешенного использования - для дачного строительства.
В соответствии с техническим заданием, представленным налоговому органу, заявитель осуществляет подготовительные работы, связанные с дальнейшим дачным строительством.
Для начала строительства требуется получение разрешения. Поэтому то обстоятельство, что заявитель в период проверки не осуществлял дачное строительство, не является основанием для применения в отношении участка, предоставленного для этих целей, ставки налога в размере 1,5%.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что заявителем правомерно была применена налоговая ставка 0,1 % в отношении данного земельного участка.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Руководствуясь ст. ст.176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Из материалов дела следует, что инспекцией в отношении общества проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2006 по 31.12.2007.По результатам проведения выездной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 31.03.2009 N 12-09/22986 и принято решение от 13.05.2009
Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 3.103.308, 65 руб., обществу начислены пени в сумме 2.363.820, 45 руб., предложено уплатить недоимку в сумме 16.640.881, 94 руб., пени, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 апреля 2010 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 декабря 2010 года по делу N А41-4392/10 оставить без изменения, кассационную жалобу.
ИФНС России по г.Домодедово Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.И. Тетёркина |
Судьи |
М.К. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.