г. Москва
27 августа 2009 г. |
N КГ-А40/8247-09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Белозерцевой И.А., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от истца Курников В.А., дов. от 14.08.2008 г. N 9
от ответчика Раздобудько А.Е., дов. от 25.12.2008 г. N Д08/5361
от третьих лиц:
Росимущества Рязанова Е.В., дов. от 10.07.2009 г. N 22-02/11063
УФРС по Москве неявка, извещено,
рассмотрев 20 августа 2009 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущества г.Москвы (ответчик) на решение от 16 февраля 2009 г. Арбитражного суда г.Москвы, принятое судьей Бугаевой Г.М., на постановление от 13 мая 2009 г. N 09АП-5214/2009-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Барановской Е.Н., Солоповой А.А., Трубицыным А.И. по иску (заявлению) ФГП "Ремонтно-Эксплуатационное Объединение" о признании недействительным зарегистрированного права собственности и признании права собственности к Департаменту имущества г.Москвы, третье лицо с самостоятельными требованиями Росимущество, третье лицо УФРС по Москве, установил:
Федеральное государственное предприятие "Ремонтно-Эксплуатационное Объединение" (далее - ФГП "Ремонтно-Эксплуатационное Объединение") обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отказа от требования о признании права федеральной собственности на объекты недвижимого имущества, к Департаменту имущества г.Москвы о признании недействительным зарегистрированного права собственности города Москвы на нежилые помещения общей площадью 1714,3 кв.м., расположенные по адресу: г.Москва, Земляной вал, д.38-40/15, стр.9, под кадастровыми (условными) номерами: 273307 (170,9 кв.м.), 273305 (541,4 кв.м.), 187543 (304,2 кв.м.), 77-77-01/001/2005-792 (252,3 кв.м.) и 77-77-01/054/2005-050 (445,5 кв.м.).
До вынесения решения судом первой инстанции были приняты к рассмотрению самостоятельные требования Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) на предмет спора: о признании права федеральной собственности на нежилые помещения, расположенные по адресу: г.Москва, ул.Земляной Вал, д.38-40/15, стр.9, общей площадью 1763, 8 кв.м.: помещение I комнаты с 1 по 4; помещение II комнаты 1-1а; помещение III комнаты 1-8, 2а, 3а, 5а; помещение I комнаты 1-8, 8а, 9-23, 23а, 24-32; помещение II комнаты 1б, 8-22; помещения IIа комнаты 1, 2, 5, 5а, 5б, 6, 7, 7а.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 16 февраля 2009 г. по делу N А40-71484/08-71-242 удовлетворены как требования ФГП "Ремонтно-Эксплуатационное Объединение", так и Росимущества:
- признано недействительным зарегистрированное право собственности города Москвы на нежилые помещения общей площадью 1714,3 кв.м., расположенные по адресу: г.Москва, ул.Земляной Вал, д.38-40/15, стр.9, под кадастровыми (условными) номерами 273307, 273305, 187543, 77-77-01/001/2005-792 и 77-77-01/054/2005-050;
- признано право федеральной собственности на нежилые помещения общей площадью 1763,8 кв.м., расположенные по адресу: г.Москва, ул.Земляной Вал, д.38-40/15, стр.9.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2009 г. N 09АП-5214/2009-ГК решение от 16 февраля 2009 г. изменено в связи с отсутствием в нем индивидуально-определенных признаков нежилых помещений, на которые признано право федеральной собственности: право федеральной собственности признано на нежилые помещения, расположенные по адресу: г.Москва, ул.Земляной Вал, д.38-40/15, стр.9, общей площадью 1763,8 кв.м.: подвал: помещение I комнаты с 1 по 4; помещение II комнаты 1, 1а; помещение III комнаты с 1 по 8, 2а, 3а, 5а; этаж 1: помещение I комнаты с 1 по 8, 8а, с 9 по 23, 23а, с 24 по 32; помещение II комнаты 1б, с 8 по 22; помещения IIа комнаты 1, 2, 5, 5а, 5б, 6, 7, 7а.
Удовлетворяя требования истца и Росимущества, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что спорное недвижимое имущество в установленном порядке из федеральной собственности в собственность города Москвы передано не было, следовательно, по-прежнему является собственностью Российской Федерации, поэтому государственная регистрация права собственности города Москвы на это имущество осуществлена неправомерно.
В кассационной жалобе Департамент имущества г.Москвы ссылается на неправильное применение судами норм материального права, в связи с чем просит решение от 16 февраля 2009 г. и постановление от 13 мая 2009 г. отменить и в исковых требованиях ФГП "Ремонтно-Эксплуатационное Объединение" и Росимущества отказать в полном объеме.
Заявитель, не оспаривая, что спорное недвижимое имущество до 2002 года являлось федеральной собственностью, указывает, что ГУП "Ремонтно-Эксплуатационное Объединение Министерства путей сообщения Российской Федерации", владевшее имуществом на праве хозяйственного ведения, правомерно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" и соглашением между Министерством путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС РФ), Правительством Москвы и Правительством Московской области о передаче жилого фонда и объектов инженерного и коммунального назначения от 08.10.1997г., утвержденного указанием МПС РФ от 10.10.1997г. N 252у, распорядилось им в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, передав его с согласия собственника - Российской Федерации, действовавшего в лице органа государственной власти - МПС РФ, в рамках его полномочий, в собственность города Москвы, поскольку при этом не была изменена форма собственности на спорное имущество (имущество осталось в государственной собственности).
Истец и Росимущество доводы ответчика считают необоснованными, в связи с чем просят в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства третье лицо - Управление Федеральной регистрационной службы по Москве (далее - УФРС по Москве) явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этого лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат в связи со следующим.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, приказом Министерства путей сообщения СССР от 03.01.1989г. N 2-у было создано Ремонтно-эксплуатационное объединение Хозяйственного управления МПС СССР, в состав которого было включено домоуправление N 2 г.Москвы.
Согласно инвентарной карточке N 12 учета основных средств домоуправления N 2 дом, расположенный по адресу: г.Москва, Воронцово поле, д.15, стр.9, находился на балансе названного домоуправления.
В соответствии со справкой МосгорБТИ указанный выше дом, в котором находятся спорные объекты недвижимости, имеет несколько альтернативных номеров: г.Москва, Воронцово поле, д.15, стр.9; г.Москва, Воронцово поле, д.15/38-40, стр.9; г.Москва, Воронцово поле, д.15; г.Москва, ул.Земляной Вал, д.38/40, стр.9.
Официальным адресом объекта является адрес: г.Москва, ул.Земляной Вал, д.38-40/15, стр.9.
В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" спорное недвижимое имущество как находившееся на момент разграничения государственной собственности в ведении предприятия, относящегося к ведомственной подчиненности Министерства путей сообщения СССР, относилось к исключительно к федеральной собственности, что ответчиком не оспаривается.
Указанием МПС РФ от 13.01.2000г. N Ш-37у спорные нежилые помещения были закреплены за праве хозяйственного ведения за ГУП "Ремонтно-эксплуатационное объединение Министерства путей сообщения Российской Федерации".
Государственная регистрация права хозяйственного ведения ГУП "Ремонтно-эксплуатационное объединение Министерства путей сообщения Российской Федерации" на закрепленное за ним спорное недвижимое имущество произведена 16.08.2001г. (запись регистрации N 77-01/31-181/2001-1441).
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, и в ведении казенных заводов подлежали передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992г. N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
Удовлетворяя требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что подписанный между ГУП "Ремонтно-эксплуатационное объединение Министерства путей сообщения Российской Федерации" и ДЕЗ района "Басманный" акт приема-передачи основных средств от 31.12.2002г. N 39 и соответствующее АВИЗО не могут служить доказательствами передачи спорного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность города Москвы, поскольку при этом не был соблюден установленный распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992г. N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" порядок передачи имущества - отсутствуют перечни объектов, подлежащих передаче в собственность города Москвы, доказательства их направления Правительству Российской Федерации для принятия соответствующего решения и доказательства соблюдения процедуры обязательного согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации объектов, которые могут быть переданы в собственность города Москвы, в силу чего спорное имущество по прежнему является федеральной собственностью, а государственная регистрации права собственности города Москвы на спорное недвижимое имущество осуществлена неправомерно.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2009 г. N 09АП-5214/2009-ГК по делу N А40-71484/08-71-242 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента имущества г.Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
И.А.Белозерцева |
|
В.В.Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.