Резолютивная часть постановления объявлена 9 июня 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Чучуновой Н.С.
судей : Русаковой О.И., Тихоновой В.К.
от истца(заявителя) ОАО "РусГидро"-Мотькин Д.Ю. дов. от 9.06.2011 г. N 4003, Сухова Е.Я. дов. от 24.03.2011 г.N 3779
от ответчика, Министерство имущественных отношений Московской области-Черняховская Л.В. дов. от 29.12.2010 г. N ИС-17425
рассмотрев 9 июня 2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области
на решение от 25 октября 2010 г.
Арбитражного суда . Московской области
принятое судьей Плотниковой Н.В.
на постановление от 14 марта 2010 г.
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Виткаловой Е.Н .,Гагариной В.Г.
по иску Открытого акционерного общества "РусГидро"
о внесении изменений в пункт 3.5 договора аренды. земельного участка
к Министерству имущественных отношений Московской области, установил:
открытое акционерное общество "РусГидро" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству имущественных отношений Московской области о внесении изменений в пункт 3.5 и дополнении пунктом 8.5 договора аренды земельного участка от 28.01.2004 N 29004-Z, а именно: дополнить пункт 3.5 договора четвертым абзацем следующего содержания: "Ставка арендной платы за используемый земельный участок не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка"; дополнить договор аренды пунктом 8.5 следующего содержания: "Условия, предусмотренные в абзаце четвертом пункта 3.5 настоящего договора, применяются к отношениям сторон начиная с 30.10.07г."
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.10.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2011 г. решение арбитражного суда Московской области от 25 октября 2010 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства имущественных отношений Московской области-без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство имущественных отношений Московской области подана кассационная жалоба, в которой ответчик просит отменить решение арбитражного суда Московской области от 25 октября 2010 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2011 г. по основаниям неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права, передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд Московской области.
В обоснование доводов жалобы Министерство имущественных отношений Московской области указало, что договор аренды заключен Минмособлимуществом с ОАО энергетики электрофикации "Мосэнерго" 28.01.2004 г. на основании распоряжения от 16.12.2003 г. N 660 и в порядке переоформления права постоянного(бессрочного) пользования Загорской гидроаккумулирующей электростанции филиала "Мосэнерго".
Договор был согласован с Территориальным органом Министерства имущественных отношений Российской Федерации, однако в дело Территориальное управление Росимущества по Московской области привлечено не было, несмотря на заявленное ходатайство, что в соответствии с ч.4 п.4 ст. 288 АПК РФ является основанием для отмены судебного акта.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.06.2010 г. правообладателем спорного земельного участка является Московская область.
Данная запись является ошибочной, внесенной без надлежащих правовых оснований, поскольку участок не предоставлялся органам государственной власти Московской области, казенным предприятиям, ГУП или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти Московской области, на нем нет объектов недвижимости, находящихся или находившихся в собственности Московской области.
Указанный земельный участок относится к государственной (неразграниченной) собственности, поэтому полномочиями по его распоряжению в соответствии с п.10 ст.3 Федерального Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" обладает орган местного самоуправления Сергиево-Посадского муниципального района.
Решением арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2011 г. по делу N А41-44592\2010 удовлетворен иск Администрации Сергиево-Посадского муниципального района, признано отсутствующим право Московской области на земельный участок, являющийся предметом договора аренды N29004-Z, имеющий общую площадь 9735944 кв. м., кадастровый номер 50:05:0100137:0003, категория земель-"земли населенных пунктов", разрешенный вид использования-"эксплуатация Загорской ГАЭС", расположенный по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, п. Богородское-г. Краснозаводск.
Администрация Сергиево-Посадского муниципального района, имеющая право распоряжения спорным земельным участком. а также Администрация муниципального образования городское поселение Богородское, в силу прямого указания закона, не были привлечены к участию в дело, что также является основанием для безусловной отмены судебных актов.
Судом апелляционной инстанции были исследованы документы по приватизации Загорской ГАЭС и в мотивировочной части указано, что при ватизация осуществлялась Комитетом по управлению имуществом г. Москвы. Однако, Комитет по управлению имуществом г. Москвы к участию а в дело не привлекался.
Судом не применена ст. 453 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Принятие судами решения о применении ставки арендной платы за используемый земельный участок в размере 1,5% кадастровой стоимости земельного участка с 30.10.07 противоречит разъяснениям, содержащимся в п.65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г., п.4 ст. 453 ГК РФ.
Разрешая вопрос о применении нормы Федерального закона от 24.07.2007 г. N 212-ФЗ к правоотношениям, возникшим до вступления его в силу, суд не учел нормы бюджетного законодательства.
Исполнение обжалуемых судебных актов приведет к убыткам бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы, установленных ФЗ "О Федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов" от 24.07.2007 г. N 198,ФЗ "О Федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 годов" от 24.11.2008 г.N 204-ФЗ.
В судебном заседании Министерство имущественных отношений Московской области поддержало доводы кассационной жалобы.
Истец, ООО "РусГидро" в судебное заседание явился, с доводами кассационной жалобы не согласен, решение арбитражного суда Московской области от 25 октября 2010 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2011 г. находит законным и обоснованным.
В обоснование возражений истец указал, что между ОАО "РусГидро" и Министерством имущественных отношений Московской области заключен договор от 28.01.2004 г. N 29004-Z аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 50:05 010 01 37:003, расположенного по адресу :Московская область, Сергиево-Посадский район, пос. Богородское-г. Краснозаводск.
Указанный договор заключен в целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии с п.2 ст.3 Закона N 137-ФЗ "О введении в действие земельного Кодекса Российской Федерации" на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 16.12.2003. N 660 " о переоформлении Загорской гидроаккумулирующей электростанции-филиалу ОАО "Мосэнерго" права постоянного (бессрочного) пользования находящегося в государственной собственности земельного участка на право аренды.
Федеральным Законом " О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" от 24.07.2007 г. N 212-ФЗ были внесены изменения в п.2 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми был установлен предельный размер арендной платы за земельные участки, ограниченные в обороте и право аренды которых было переоформлено с права постоянного(бессрочного) пользования), в размере 1,5% кадастровой стоимости таких земельных участков.
Согласно п.5 ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте , в том числе находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
В материалы дела представлены документы, подтверждающие расположение на арендуемом земельном участке гидротехнических сооружений.
Земельный участок с кадастровым номером 50:05:010 01 37:0003, расположенный по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, пос. Богородское-г. Краснозаводск, переданный истцу по договору аренды земельного участка от 28.01.2004 г. N 29004-Z является ограниченным в обороте и отвечает требованиям к земельным участкам, в отношении которых установлен предельный размер арендной платы в размере 1,5% кадастровой стоимости т таких земельных участков.
Учитывая положения ст.ст. 450, 452 ГК РФ изменения в договор могут быть внесены либо сторонами, либо судом. Третьи лица, не являющиеся стороной в договоре, не вправе вносить изменения в данный договор.
На момент заключения договора аренды от 28.01.2004 г. N 29004-Z Министерство имущественных отношений Московской области обладало необходимыми полномочиями по заключению указанного договора. Закон Московской области от 7 июня 1996 г. N 23\96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" наделял Министерство имущественных отношений Московской области правами по предоставлению в аренду земельных участков юридическим лицам, имеющим в собственности здания, расположенные на этих участках.
На момент рассмотрения настоящего спора в суде первой и апелляционной инстанции собственником арендуемого земельного участка являлась Московская область.
Доводы ответчика о том, что суд должен был привлечь к участию в дело Территориального Управление Росимущества в Московской области ,Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района и Администрацию муниципального городского поселения Богородское, являются необоснованными, по мнению истца.
На основании изложенного истец просит оставить судебные акты без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст.ст. 284-286 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения арбитражного суда Московской области от 25 октября 2010 г., постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2011 г.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 16.12.2003 г. N 660 ОАО "Мосэнерго" был предоставлен в аренду земельный участок, находящийся у него на праве постоянного (бессрочного) пользования, категория земель-земли поселений с кадастровым номером 50:05:010 01 01 37:0003, общей площадью 9 734 817 кв.м., расположенный по адресу :Московская область, Сергиево-Посадский район, п .Богородское, г. Краснозаводск, для размещения и эксплуатации Загорской ГАЭС в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка от 29.01.2003 г. N 2\03-363 сроком на 49 лет.(л.д.5-9,10т.1)
Загорская ГАЭС, в соответствии с уставом акционерного общества открытого типа энергетики и электрификации "Мосэнерго", утвержденным Комитетом по управлению имуществом Москвы 25.03.1993, на момент учреждения общества входила в его состав, наряду с другими подразделениями. .
В соответствии с договором 29.12.2005 N 7284-46/56-ю/401Д права и обязанности арендатора по договору аренды от 28.01.2004 N 29004 -Z переданы ОАО "Загорская ГАЭС" (т. 1, л.д. 11-14).
Впоследствии ОАО "Загорская ГАЭС" реорганизована в форме присоединения к ОАО "РусГидро", что подтверждается уставом общества (т. 1, л.д. 24-46), в связи с чем, между истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение от 01.09.2007 N 1 к договору аренды от 28.01.2004 N 29004- Z (т. 1, л .д. 15-20).
Согласно пункту 3.6. договора аренды арендная плата по договору исчисляется исходя из базовых ставок арендной платы, устанавливаемых законом Московской области.
Исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании письменного уведомления об изменении арендной платы, направленного арендатору.
В уведомлении от 08.03.2008 N ИС-2370 ответчик указал, что размер арендной платы на 2008 год составляет 234 967 272 рублей в год.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет 2 808 333 046 руб. 89 коп., что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке. Таким образом, размер установленной арендной платы по договору аренды составляет 8,367% кадастровой стоимости земельного участка.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 212-ФЗ) внесены изменения в пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми установлен предельный размер арендной платы в отношении земельных участков изъятых из оборота или ограниченных в обороте, право аренды которых было переоформлено с права постоянного (бессрочного) пользования, а именно в пределах 1,5 % кадастровой стоимости таких земельных участков.
Согласно п.5 ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте , в том числе находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
ОАО "РусГидро", представив документы, подтверждающие расположение на арендуемом земельном участке гидротехнических сооружений, направило в адрес Министерства имущественных отношений по Московской области письмо от 23.03.2010 N 1357 ЕГ о внесении изменений в договор аренды 28.01.2004 N 29004- Z (т. 1, л. д. 50-51).
Письмом от 31.03.2010 Министерство имущественных отношений Московской области отказало ОАО "РусГидро" в перерасчете арендной платы по спорному договору (т. 1, л.д. 52), указав, что Федеральный закон от 24.07.2007 N 212-ФЗ не содержит положений, предусматривающих распространение положений закона на отношения, возникшие до введения его в действие, а также то, что размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Полагая, что с даты вступления в законную силу Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ (30.10.2007) с общества в соответствии с требованиями закона подлежит взысканию арендная плата в пределах 1,5% кадастровой стоимости спорного земельного участка, ОАО "РусГидро" обратилось с настоящим исковым заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Правомерно удовлетворив заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что земельный участок , кадастровый номер 50:05:010 01 37:0003, расположенный по адресу :Московская область. Сергиево-Посадский район, пос. Богородское г Краснозаводск, находящейся в пользовании истца по договору аренды от 28.01.2004 г. N 29004-Z является ограниченным в обороте ,и следовательно, при расчете арендной платы подлежит применению установленный законом предельный размер арендной платы для таких земельных участков, то есть 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
Как следует из материалов дела, ОАО "РусГидро" осуществляет деятельность по производству, поставке, продаже электрической энергии и/или мощности на оптовом рынке (пункт 3.2 устава).
На арендуемом обществом земельном участке находятся Энергетический производственно-технологический комплекс "Загорская гидроаккумулирующая электростанция"
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям относятся: плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных сельскохозяйственных организаций: устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
В материалы дела представлены копии свидетельства о государственной регистрации права на энергетический производственно-технический комплекс от 02.09.2010 (т. 1, л.д. 98), выкопировки из кадастрового паспорта на земельный участок от 16.01.2010, содержащей перечень расположенных на нем объектов (т. 1, л.д. 99-103), выкопировки из технического паспорта Загорской ГАЭС от 07.11.2007 (т. 1, л.д. 104-105), выкопировки из декларации безопасности гидротехнических сооружений Загорской ГАЭС от 02.04.2009 (т. 1, л.д. 110 -116), которые свидетельствуют о размещении гидротехнический сооружений на арендуемом земельном участке.
В подтверждение включения гидротехнических сооружений Загорской ГАЭС в Российский регистр гидротехнических сооружений обществом представлена в материалы дела копия справки о государственной регистрации гидротехнического сооружения в отраслевом разделе Российского регистра гидротехнических сооружений, а также копия разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.
Довод Министерства имущественных отношений Московской области о том, что ограниченным в обороте может быть признана лишь часть земельного участка, занятая гидротехническим сооружением, а не весь земельный участок, правомерно отклонен апелляционным судом.
Объектом земельных отношений и объектом договора аренды, изменения и дополнения в который требует внести истец, является единый земельный участок с кадастровым номером 50:50:010 01 37:0003 без определения его частей и выделения земельных участков, находящихся непосредственного под гидротехническими сооружениями, земельных участков, предназначенных для обслуживания гидротехнических сооружений, земельных участков, не предназначенных для указанных целей. Видом разрешенного использования всего земельного участка определена эксплуатация Загорской ГАЭС.
Согласно выкопировке из кадастрового паспорта земельного участка от 16.01.2010, содержащей перечень расположенных на нем объектов (т. 1, л.д. 99-103), спорный земельный участок общей площадью 9 735 944 кв.м с кадастровым номером 50:05:010010137:0003 имеет вид разрешенного использования "Размещение и эксплуатация Загорской ГАЭС".
Обществу для эксплуатации передан в аренду весь земельный участок для эксплуатации и размещения Загорской ГАЭС, а не его в установленном законом порядке определенная часть.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Судом первой и апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта (30.10.2007), что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Судами правомерно отклонен довод ответчика о том, что внесение изменений в пункт 3.5 и дополнение пунктом 8.5 договора аренды земельного участка от 28.01.2004 N 29004-Z должно осуществляться не Министерством имущественных отношений Московской области, а Территориальным управлением Росимущества в Московской области.
Договор аренды земельного участка заключен между Министерством имущественных отношений Московской области (арендодателем) и ОАО "РусГ идро" (арендатором, с учетом договора 29.12.2005 N 7284 -46/56-ю/401Д о передаче прав арендатора и дополнительного соглашения от 01.09.2007 N 1).
В силу положений статей 450, 452 ГК РФ договор может быть изменен или расторгнут по требованию одной из сторон или по решению суда, требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.07.2008 N 05/031/2008 -113 правообладателем спорного земельного участка является субъект Российской Федерации - "Московская область"
Поскольку стороной спорного договора аренды является Министерство имущественных отношений Московской области, и право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Московской областью, а не Российской Федерации, у судов отсутствовали основания для вывода о том, что изменение и дополнение в договор аренды от 28.01.2004 N 29004-Z должно осуществляться Территориальным управлением Росимущества в Московской области.
На момент заключения договора аренды от 28.01.2004 г. N 29004-Z Министерство имущественных отношений было наделено полномочиями по предоставлению в аренду земельных участков в соответствии с Законом Московской области от 7 июня 1996 г. N 23\96-03"О регулировании земельных отношений Московской области". Закон наделял уполномоченный Правительством Московской области центральный исполнительный орган государственной власти(Министерство имущественных отношений Московской области) правами по предоставлению в аренду земельных участков юридическим лицам, имеющим в собственности здания, расположенные на этих земельных участках.
На момент рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанции собственником арендуемого земельного участка являлась Московская область., арендные платежи производились в бюджет Московской области.
С учетом изложенного ,довод ответчика о том, что принятые судебные акты нарушают права Территориального управления Росимущества Московской области, Администрации Сергиево-Посадского муниципального района, Администрации муниципального образования городское поселение Богородское, не привлеченных к участию в деле не может быть признан обоснованным.
Судом первой и апелляционной инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Оснований доя отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации постановил:
решение арбитражного суда Московской области от 2 5 октября 2010 г. по делу N А41-29342\10, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области-без удовлетворения.
Председательствующий |
Чучунова Н.С. |
Судьи |
Русакова О.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой и апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта (30.10.2007), что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
...
В силу положений статей 450, 452 ГК РФ договор может быть изменен или расторгнут по требованию одной из сторон или по решению суда, требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором.
...
На момент заключения договора аренды от 28.01.2004 г. N 29004-Z Министерство имущественных отношений было наделено полномочиями по предоставлению в аренду земельных участков в соответствии с Законом Московской области от 7 июня 1996 г. N 23\96-03"О регулировании земельных отношений Московской области". Закон наделял уполномоченный Правительством Московской области центральный исполнительный орган государственной власти(Министерство имущественных отношений Московской области) правами по предоставлению в аренду земельных участков юридическим лицам, имеющим в собственности здания, расположенные на этих земельных участках."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2011 г. N Ф05-5318/11 по делу N А41-29342/2010
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2166/12
19.12.2011 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-29342/10
20.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13245/11
16.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-A41/5970-11
16.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-5318/11
14.03.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7726/10
25.10.2010 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-29342/10