г. Москва
21 июня 2011 г. |
N КГ-А40/5842-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Зверевой Е.А., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от заявителя - никто не явился, извещен;
от ответчика - Спиренков И.Н., доверенность, N 07-17/159031 от 28.12.2010 года;
от третьего лица - Сучков А.В., доверенность N 01-14/00026 от 11.01.2011 года,
рассмотрев 14.06.2011 года судебном заседании кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по гор. Москве
на постановление от 3 марта 2011 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Бекетовой И.В., Цымбаренко Д.Е.,
по заявлению ООО "НордТерминал" к МИФНС России N 46 по г. Москве о признании незаконным отказа в государственной регистрации, 3-е лицо - ИФНС России N 17 по г. Москве, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Норд Терминал" обратилось с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве о признании недействительным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов от 01.06.2010 г., и возложении обязанности на налоговый орган осуществить необходимые регистрационные действия, связанные с государственной регистрацией прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченных на то учредительными документами. В качестве третьего лица была привлечена ИФНС России N 17 по г. Москве.
Решением Арбитражного суда гор. Москвы от 07.12.2010 г. в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 3, л.д. 6-8).
Поставленным Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011 г. указанное выше решение было отменено и принято новое решение, которым было признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов от 01.06.2010 г.; кроме того, суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве осуществить необходимые регистрационные действия, связанные с государственной регистрацией прекращения деятельности юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "НордТерминал" в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченными на то учредительными документами (т. 3, л.д. 89-91).
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 46 по гор. Москве просит отменить вышеназванное постановление, оставив решение суда первой инстанции без изменения, так как считает обжалуемый акт незаконным и необоснованным. В жалобе указывается о том, что при принятии обжалуемого акта, по мнению заявителя, судом были нарушены нормы материального и процессуального права, в том числе ст.ст. 13, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 1, 21, 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст.ст. 44, 49 Налогового кодекса РФ, ст. 224 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также не в полном объеме были учтены конкретные обстоятельства по делу и характер возникших между сторонами правоотношений. В заседании суда представители ответчика и третьего лица поддержали доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Заявитель по делу, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направил, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального и материального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, единственным участником ООО "Норд Терминал" 22.12.2009 года было принято решение о добровольной ликвидации общества. Публикация о ликвидации общества была размещена в журнале "Вестник государственной регистрации" несколько раз - в номерах от 30.12.2009 года и от 10.02.2010 года. Промежуточный ликвидационный баланс был составлен обществом на 14.05.2010 года, который был представлен налоговому органу, причем в балансе отсутствовала какая-либо кредиторская задолженность, в нем также отсутствовали какие-либо сведения о том, что кто-либо из кредиторов обращался с требованиями к данному обществу. Поскольку у общества не имелось кредиторской задолженности, то оно 26.05.2010 года обратилось в налоговый орган с заявлением о государственный регистрации юридического лица в связи с ликвидацией. Однако 01.06.2010 года налоговая инспекция отказала в названной регистрации, указав в отказе о том, что среди представленных документов отсутствовали следующие материалы: заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, составленное с учетом в. ч. 1 и 2 ст. 224 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ, в соответствии с которыми при обнаружении обстоятельств, при которых стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суде с заявлением о признании должника банкротом; ликвидационный баланс юридического лица, содержащий достоверные сведения о задолженности перед бюджетом. При этом, как указал представитель в суде, по мнению налогового органа, у общества существует задолженность перед бюджетом на дату 28.05.2010 по транспортному налогу и пени в сумме 5.435 руб. Данная задолженность подлежала отражению в ликвидационном балансе. Не отражение такой задолженности в балансе делает его не достоверным, а при отсутствии возможности погасить задолженность обществу следует обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Поскольку данный отказ, по мнению ООО "НордТерминал", являлся незаконным, то общество и обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями, которые были удовлетворены полностью лишь постановлением апелляционной инстанции (решением суда первой инстанции в этих требованиях обществу было отказано).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель подал кассационную жалобу на предмет его отмены и оставление решения суда первой инстанции без изменения. Однако судебная коллегия не находит оснований для его отмены, так как считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд апелляционной инстанций полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
Так, в соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может быть ликвидировано, в том числе и по решению его учредителей (участников). Из статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации вытекает, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда в обжалуемом постановлении о неправомерности отказа налогового органа в ликвидации ООО "НордТерминал", поскольку данным обществом были соблюдены все предусмотренные законом мероприятия при его ликвидации. В подтверждение вышеназванного следует указать о том, что налоговой инспекцией не было представлено в материалы дела доказательства, из которых бы объективно усматривалась имеющаяся у ООО "НордТерминал" какая-либо задолженность, в том числе и перед бюджетом. Не видно наличие какой-либо конкретной задолженности у него и из решения налоговой инспекции от 01.06.2010 года, которым было отказано обществу в ликвидации. Указания в решении о том, что сведения о наличии или отсутствии задолженности общества в балансе являются, якобы, недостоверными, не может служить в прямом смысле слова основанием для отказа в ликвидации, поскольку самопроизвольное толкование налоговым органом оснований для отказа в государственной регистрации является недопустимым в публичном праве и противоречит основным принципам действующих норм российского права. Что же касается представленного налоговым органом акта выездной налоговой проверки от 25.08.2010 года и решения о привлечении общества к ответственности от 29.09.2010 года, то эти документы не могут быть приняты во внимание при разрешении настоящего спора, поскольку они были составлены после составления промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса, то есть с нарушением положений статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации со всеми вытекающими из данного обстоятельства правовыми последствиями.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого акта судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
А поэтому, руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2011 года по делу N А40-97928/10-154-546 оставить без изменения, а кассационную жалобу МИФНС России N 46 по гор. Москве - без удовлетворения.
Приостановление исполнения постановления арбитражного суда от 3 марта 2011 года по настоящему делу, введенное определением Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 мая 2011 года за N КГ-А40/5842-11, - отменить.
Председательствующий - судья |
А.И. Стрельников |
Судьи |
Е.А. Зверева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.