город Москва |
|
27 августа 2014 г. |
Дело N А40-74697/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Кузнецова В.В., Денисовой Н.Д.
при участии в заседании:
от истца - Бабаев А.Б., дов. от 14.01.2014 г. N ОЗД/14
от ответчика - не явился, уведомлен
от третьих лиц:
Департамента городского имущества города Москвы -Турханова Л.О., дов. от 31.03.2014 г. N 33-Д-248/14; Вейн К.В., дов. от 31.03.2014 г. N 33-Д-248/14
Правительства Москвы - Турханова Л.О., дов. от 04.04.2014 г. N 4-47-293/4; Вейн К.В., дов. от 24.09.2013 г. N 4-14-782/3
рассмотрев 20 августа 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы (третьих лиц)
на постановление от 29 мая 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Кузнецовой Е.Е., Красновой С.В., Панкратовой Н.И.
по иску ОАО "ЭЛМА"
к ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА"
об установлении кадастровой стоимости земельных участков
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы
УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество "ЭЛМА" (далее - ОАО "ЭЛМА") обратилось в Арбитражный суд горда Москвы с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата), с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об установлении кадастровой стоимости арендуемых земельных участков с кадастровыми номерами 77:10:0002008:52, площадью 52.830 кв. м, по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, Южная промзона (договор аренды от 03.05.1995 г. N М-10-002188); 77:10:0002008:13, площадью 5.175 кв. м, по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, проезд N 4922, дом 4 стр.2 (договор аренды от 31.07.2003 г. N М-10-024319) и 77:09:0001023:2, площадью 41.118 кв. м, по адресу: г.Москва, ул. Выборгская, вл. 22, (договор аренды от 27.09.2012 г. N М-09-038184) равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2012 г., и об обязании Кадастровой палаты внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков в размере 199.918.000 руб., 20.593.000 руб. и 253.876.000 руб., соответственно, ссылаясь на существенное увеличение кадастровой стоимости этих земельных участков постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 г. N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" и необоснованное, в связи с этим, увеличение суммы арендных платежей из-за превышения в 2-3 раза новой кадастровой стоимости арендуемых земельных участков по сравнению с их рыночной стоимостью.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
По ходатайству сторон для определения рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:10:0002008:52, 77:10:0002008:13 и 77:09:0001023:2 по состоянию на 01.01.2012 г. судом первой инстанции определением от 24 октября 2013 г. была назначена экспертиза, по результатам проведения которой экспертом некоммерческого партнерства судебных экспертов и оценщиков "Союз" Строковой Н.И. представлено заключение от 27.11.2013 г. N 19/13, согласно которому по состоянию на 01.01.2012 г. рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:10:0002008:52, 77:10:0002008:13 и 77:09:0001023:2 составляет 203.765.000 руб., 22.584.000 руб. и 248.270.000 руб., соответственно.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 января 2014 г. в иске отказано в связи с отсутствием у истца как арендатора права выступать заказчиком оценки рыночной стоимости в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, и невозможностью установления рыночной стоимости этих земельных участков, поскольку они не могут быть проданы на открытом рынке в условиях конкуренции из-за нахождения на них объектов недвижимости, принадлежащих истцу на праве собственности, а также в связи с несоблюдением истцом порядка оспаривая кадастровой стоимости земельного участка, установленной статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", и установлением постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" новой кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2013 г.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы ОАО "ЭЛМА" на решение суда первой инстанции Девятый арбитражный апелляционный суд на основании определения от 28 марта 2014 г. перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела судом первой инстанции.
Этим же определением к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Правительство Москвы.
Определением суда апелляционной инстанции от 07 мая 2014 г. принято к рассмотрению заявление истца об изменении первоначальных требований и установлении кадастровой стоимости арендуемых земельных участков с кадастровыми номерами 77:10:0002008:52, 77:10:0002008:13 и 77:09:0001023:2 равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2013 г., в размере 204.716.000 руб., 21.311.000 руб. и 221.379.000 руб., соответственно, как она определена в отчете независимого оценщика ООО "Научно-производственный центр "СОЮЗОЦЕНКА" от 12.02.2014 г. N 41/1-э.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2014 г. решение суда первой инстанции отменено и уточненные требования истца удовлетворены: кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:10:0002008:52, 77:10:0002008:13 и 77:09:0001023:2 по состоянию на 01.01.2013 г. установлена в размере 204.716.000 руб., 21.311.000 руб. и 221.379.000 руб., соответственно, и на Кадастровую палату возложена обязанность внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о такой стоимости этих земельных участков.
Удовлетворяя требования ОАО "ЭЛМА", суд апелляционной инстанции исходил из того, что установленная постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:10:0002008:52, 77:10:0002008:13 и 77:09:0001023:2 по состоянию на 01.01.2013 г. в размере 268.489.658,60 руб., 83.901.395,25 руб. и 1.590.739.467,24 руб. в несколько раз превышает рыночную стоимость этих земельных участков, как она определена в отчете независимого оценщика ООО "Научно-производственный центр "СОЮЗОЦЕНКА" от 12.02.2014 г. N 41/1-э, достоверность которого ответчиком и третьими лицами в ходе рассмотрения дела не оспаривалась.
В совместной кассационной жалобе на постановление суда апелляционной инстанции Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы ссылаются на необоснованное принятие судом к рассмотрению заявления ОАО "ЭЛМА" об установлении кадастровой стоимости арендуемых земельных участков с кадастровыми номерами 77:10:0002008:52, 77:10:0002008:13 и 77:09:0001023:2 по состоянию на 01.01.2013 г.; настаивают на своих доводах о несоблюдении истцом специального порядка оспаривания кадастровой стоимости земельных участков, установленного статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", и об отсутствии у арендатора земельного участка права на оспаривание его кадастровой стоимости, а также указывают на неприменимость к спорным отношениям правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 28 июня 2011 г. N 913/11, из-за несовпадения фактических обстоятельств, в связи с чем просят постановление от 29 мая 2014 г. отменить и оставить в силе решение от 27 января 2014 г.
ОАО "ЭЛМА" поддерживает приведенные в ранее представленном отзыве доводы о том, что заинтересованные лица вправе оспаривать только актуальную кадастровую стоимость земельных участков; что статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в применимой к спорным отношениям редакции заинтересованным лицам предоставлено право оспаривать кадастровую стоимость земельных участков как в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, так и непосредственно в арбитражном суде; что наличие на арендуемых земельных участках принадлежащих обществу на праве собственности объектов недвижимости не препятствует установлению их рыночной стоимости и что вывод суда апелляционной инстанции о возможности оспаривания в суде кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в Государственный кадастр недвижимости, посредством определения его рыночной стоимости подтверждается не только правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 28 июня 2011 г. N 913/11, но и правовой позицией этого же суда, сформулированной в Постановлении Президиума от 25 июня 2013 г. N 10761/11, просит постановление оставить без изменения.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного разбирательства Кадастровая палата явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечила, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этого лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей истца и третьих лиц и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы постановление отмене не подлежит в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, установлено судом апелляционной инстанции и не оспаривается заявителями кассационной жалобы, ОАО "ЭЛМА" на основании договоров от 03.05.1995 г. N М-10-002188, от 31.07.2003 г. N М-10-024319 и от 27.09.2012 г. N М-09-038184 является арендатором земельных участков, расположенных на территории города Москвы, а именно:
- площадью 52.830 кв. м с кадастровым N 77:10:0002008:52 по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, Южная промзона;
- площадью 5.175 кв. м с кадастровым N 77:10:0002008:13 по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, проезд N 4922, д. 4, стр. 2;
- площадью 4.118 кв. м с кадастровым N 77:09:0001023:2 по адресу: г. Москва, ул. Выборгская, вл. 22.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" предусмотрен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:10:0002008:52, 77:10:0002008:13 и 77:09:0001023:2 по состоянию на 01.01.2013 г. установлена в размере 268.489.658,60 руб., 83.901.395,25 руб. и 1.590.739.467,24 руб., соответственно, что привело к увеличению в несколько раз арендной платы, которую должно уплачивать ОАО "ЭЛМА" как арендатор этих земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в применимой к спорным отношениям редакции) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 г. N 913/11, права собственника земельного участка, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, поскольку законодательство, регулирующее порядок установления кадастровой стоимости земельного участка, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются, поэтому установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 25.06.2013 г. N 1076/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 11.02.2014 г. N 13839/13, помимо собственников соответствующих земельных участков и органов местного самоуправления к лицам, чьи права затрагиваются или могут быть затронуты решениями таких комиссий и судебными актами, можно также отнести арендаторов земельных участков, правообладателей, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, лиц, которые хотя и не имеют оформленных прав на земельный участок, но в собственности которых находятся объекты недвижимости, расположенные на таком участке.
В соответствии с пунктом 61.9 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 г. N 7, со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для них считается определенной.
Разрешая спор по существу, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заинтересованные лица вправе оспаривать только актуальную кадастровую стоимость земельных участков, поэтому, в отсутствие каких-либо возражений со стороны ответчика и третьих лиц по поводу достоверности представленного истцом отчета независимого оценщика, правомерно удовлетворил требования ОАО "ЭЛМА" как арендатора земельных участков из-за превышения установленной постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:10:0002008:52, 77:10:0002008:13 и 77:09:0001023:2 по состоянию на 01.01.2013 г. их рыночной стоимости на эту же дату.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемого Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы постановления.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2014 года по делу N А40-74697/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
Н.Д.Денисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.